Главная / Образование / Воскресное Евангелие / Неделя 32-я по Пятидесятнице. Господь взирает на сердце человека

Неделя 32-я по Пятидесятнице. Господь взирает на сердце человека

Лк, 94 зач., 19, 1—10

Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

В сегодняшнее по церковному уставу на Литургии положено читать евангельское повествование о Закхее. До Великого поста еще далеко, но Церковь заранее, постепенно подготавливает нас к вступлению на поприще покаяния. Святые отцы рассуждают об этом следующим образом: как в Ветхом Завете Богу посвящали десятую часть всего, что приобретали, так и мы посвящаем Богу десятую часть года, которая как раз составляет время Великого поста. Люди, которые всей душой принадлежат Богу, – такими в особенности были первые христиане, апостолы, ближайшие ученики Господа – посвящают Ему всю жизнь. Но Церковь снисходит к нам ради нашей немощи, из-за того что мы развлекаемся всевозможными заботами и не можем напряженно, собранно проводить духовную жизнь в течение всего года, и настаивает лишь на том, чтобы мы посвятили Богу, покаянию, очищению души хотя бы десятую часть года. В течение этих сорока с лишним дней от нас требуются сугубые духовные усилия, для того чтобы очистить свою душу от согрешений и, может быть, хоть несколько усовершенствоваться в христианской жизни. С этой целью нам предлагаются образцы покаяния: притчи Спасителя и действительные события из Евангелия, то есть из описания земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, которые могут быть в особенности назидательны в данном отношении. И первое из них – повествование о покаянии Закхея.

«вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом» (ст. 1–3). Начальник мытарей – это начальник сборщиков податей, которые собирались в пользу римского правительства. Сборщики податей считались у евреев презренными людьми, предателями собственного народа, и конечно их начальник, который был ближе к римским властям (а евреи почитали римлян захватчиками), вызывал еще большее презрение и негодование, хотя, может быть, эти чувства соединялись и со страхом – так как начальник сборщиков податей был человек, с которым все-таки следовало считаться. И вот в Закхее, несмотря на его безнравственное, по общепринятому мнению, состояние, несмотря на то, что он считался отверженным израильским обществом, жила вера и любовь к Богу. Когда Закхей узнал, что через Иерихон проходит уже в то время знаменитый проповедник Иисус (это был последний год проповеди Спасителя, и Он уже прославился Своими чудесами и необыкновенными убедительными поучениями), он пожелал Его видеть, но из-за его маленького роста это было трудно осуществить. И этот человек, который, с одной стороны, был так презираем, а с другой – занимал высокую должность, не постыдился того, что над ним посмеются, но, «забежав вперед, влез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее» (ст. 4).

Читайте также:  12 июля Православная Церковь совершает праздник славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла

Эта смоковница сохранилась и по сей день, только сейчас это уже мертвое дерево. Паломники, приезжающие на Святую Землю, посещают то место Иерихона, где она находится. Она обнесена специальной сетчатой изгородью для того, чтобы к ней не прикасались и таким образом не повредили её, но можно на нее посмотреть, постоять рядом и лишний раз убедиться в том, что события, описываемые Евангелием, действительно происходили. Ствол у нее очень толстый, наверное, она разрослась за две тысячи лет, и сейчас только три-четыре человека вместе смогли бы обхватить это дерево.

Закхей не постеснялся залезть на смоковницу, чтобы увидеть Спасителя. Представим себя на его месте. Конечно же, перед другими людьми мы стараемся выглядеть прилично. Если нас заинтересует что-то необыкновенное – едва ли кто-то из нас наберется смелости и залезет на дерево, желая увидеть это своими глазами. Но представьте себе: человек, имеющий высокое положение, среднего возраста, – и вдруг, не обращая ни на кого внимания, совершенно презрев человеческое мнение, забирается на дерево, чтобы посмотреть на проходящую мимо процессию. Заметим, что это происходит на глазах у подчиненных и тех, кто относится к нему неприязненно и ждет случая, чтобы посмеяться над ним и осудить. Это я говорю для того, чтоб мы представили, какой психологический барьер преодолел Закхей, чтобы увидеть Господа Иисуса Христа, и оценили поступок этого человека по-настоящему, а не так, как иногда мы воспринимаем написанное в Евангелии: написано – и что с того? Какое это отношение имеет к нам?

«Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (ст. 5). Этот человек, мечтал лишь увидеть Господа Иисуса Христа и, конечно же, считал себя недостойным общаться с Ним, он знал, что окружавшая Спасителя толпа относится к нему презрительно, и даже не пытался просить: «Пропустите меня вперед», потому что понимал, что люди нарочно этого не сделают. Он залез на дерево только ради того, чтобы увидеть Спасителя, больше он ни на что не надеялся. Но неожиданно этот человек сподобился того, что Господь вошел к нему в дом. Вошел к тому человеку, которого все презрели и отвергали, – не к тем людям, которые были почитаемы в израильском обществе, в обществе жителей Иерихона как праведники, но к тому, кто считался едва ли не предателем своей родины. (Какое клеймо может быть страшнее этого?)

«И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать и говорили, что Он зашел к грешному человеку» (ст. 6–7). Господь взирает не на лица, не на положение человека в обществе, не на отношение к нему окружающих, а на его сердце. Бывает так, что сердце грешного человека ближе к Богу, чем сердце того, который мнит себя праведником, потому что в сердце этого грешника есть жизнь, а сердце человека, внешне кажущегося праведником, но на самом деле ослепленного и порабощенного гордостью, бывает будто мертвое или каменное. Такой человек внешне никак не кажется грешным, удерживается от тяжких грехов, но не потому, что он действительно праведник и любит Бога, а потому, что ему все безразлично и демоны его не искушают; потому, что он не ведет борьбы. Одержимый одной из самых страшных страстей – сердечным окаменением, – он пребывает в покое и почитает себя бесстрастным, иногда даже окружающие его люди бывают о нем такого мнения. И напротив, есть люди грешные, которые пали и остаются в этом состоянии падения, но в них есть жизнь. Такой человек может восстать, очиститься и возвыситься до необыкновенного духовного состояния, иногда такого, что даже и представить себе нельзя. Мы знаем много подобных примеров из церковной истории, и в частности пример Закхея, – человека падшего, но с живым сердцем.

Читайте также:  Таинство Елеосвящения

«И все, видя то, стали роптать и говорили, что Он зашел к грешному человеку. Закхей же, став, сказал Господу: «Господи! Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (ст. 7–8). Вот пример истинного покаяния, к сожалению, весьма редко встречающегося! Этот человек не только совершенно искренно признался в своих грехах и прекратил прежнюю греховную жизнь, но и постарался загладить свои согрешения добрыми делами. Едва ли что-то останется для него самого и для его семьи, если он половину своего имения отдаст нищим, а всем, кого обидел, воздаст вчетверо. Но он думал не о материальном благополучии своих близких, а о спасении своем и своего дома. Закхей знал, что его родственники, пользуясь этим несправедливо приобретенным богатством, тем самым погрешают сами и оскверняются. Если же они будут терпеть нужду из-за его добродетели – милосердия, то этой скудостью и лишениями они очистятся. Вот каково было чувство кающегося начальника мытарей, этого кающегося вымогателя, – он был готов пойти на лишения не только в отношении самого себя, но и своих близких. В Евангелии не говорится, сколько их было, но по словам Спасителя «Ныне пришло спасение дому сему» (ст. 9) можно судить о том, что семейство Закхея было большим: наверное, были дети (пусть даже и одно чадо), была супруга, родители самого Закхея или его жены, слуги и рабы. В древности добрый хозяин считал рабов и слуг членами своей семьи. Рабы жили в мире со своими господами, любили их и из-за этого часто даже не желали получать свободу. И все это большое семейство, названное здесь домом, получило спасение ради подвига Закхея, ради его истинного покаяния, которого у нас, к сожалению, почти нет. Если мы в чем-то и каемся, то едва-едва возмещаем последствия наших грехов. Я приведу самый простой, обыкновенный пример: прогневались мы на человека, обидели его, оскорбили, ранили. На следующий или в тот же день мы осознаем, что согрешили, и успокаиваемся: мы же покаялись. Если же человек на нас обижается, мы говорим: «Я его простил, а он меня не прощает». Но ведь его ранил и довел до такого состояния ты сам, значит, ты должен не только сам покаяться и успокоиться, но и этого человека как-то утешить. А мы не только не стараемся умиротворить обиженных нами, но и вовсе не думаем о последствиях нашей греховности, например о том, как мы раним и обижаем людей, я уже не говорю про все остальные многочисленные грехи. Мы искушаем людей, потом сами каемся, а о том вреде, который принесли нашим ближним, и не думаем.

Не так вел себя Закхей. Он обещал, что половину отдаст нищим (чего он вовсе не был обязан делать), и кроме того, не просто возместит убытки, но тем, кого он обидел, – имеется в виду не грубым словом, а лихоимством, отнимая у людей их имущество, – воздаст вчетверо. Закхей понимал, что мало вернуть человеку отобранное, надо еще утишить его душевную скорбь, и поэтому воздавал обиженным вчетверо. Вот пример истинного покаяния – покаяния на деле, а не только на словах, покаяния, которое имеет действительные последствия, а не только успокаивает нас самих и таким образом является неискренним, лукавым, потому что мы не думаем о других людях. Мы не хотим ничего делать ради собственного исправления, а лишь прекращаем грех на деле и после этого считаем себя уже чуть ли не праведниками.

Читайте также:  Вселенская родительская (мясопустная) суббота: история, смысл, содержание (+Видео)

Ради искреннего, деятельного, жизненного покаяния Закхея, «Иисус сказал ему: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама; ибо Сын человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (ст. 9–10). Господь вошел в дом этого человека, дал ему возможность без всякого призыва со Своей стороны совершить подвиг покаяния и только после этого похвалил его, сказав, что «ныне пришло спасение дому сему», то есть всем людям, которые жили возле Закхея: его родным, слугам, рабам, – «потому что и он сын Авраама». Как своей предыдущей жизнью и грехом вымогательства Закхей многих соблазнил, так ныне многих он спас своим покаянием. И мы, если каемся искренно, так же спасаем людей, которые находятся вокруг нас.

«Ибо Сын человеческий пришел взыскать и спасти погибшее». Господь Иисус Христос взыскал Закхея, который был как бы потерян. Есть даже такое выражение: «Этот человек потерян для общества» или «Он какой-то потерянный». И человека, отверженного до такой степени, что, казалось бы, он уже ни на что не годен и на нем, как говорится, поставили , – Господь «взыскал», то есть нашел его. Он дал возможность Закхею обратиться к Себе и спас то, что уже почиталось «погибшим», совершенно пропавшим. Про Закхея здесь сказано, что «и он сын» Авраама, то есть ни про какого человека нельзя думать, что он уже совершенно погиб. Всякий человек может стать чадом Христовым, родиться от Него, и потому никого нельзя называть совершенно погибшим.

Церковь, предлагая нам это евангельское повествование как пример настоящего, жизненного покаяния, говорит: какими бы мы ни были – падшими, опустившимися, потерянными, совершившими страшные грехи (а грехи вымогательства и предательства считаются самыми страшными, отвратительными и позорными грехами), – но даже и в таком состоянии не нужно отчаиваться. Нужно только проявить ревность и преодолеть человеческие понятия о том, что хорошо и что плохо, – как бы возвыситься, подобно Закхею, влезшему на смоковницу, над теми представлениями о приличии, которые существуют в нашем обществе. Мы должны сделать это ради того, чтобы прийти к добру истинному, евангельскому, а не мнимому, человеческому. И если мы совершим такой подвиг – возвысимся над расхожими представлениями о добре и зле, тогда Господь войдет в дом нашей души и наше покаяние во время Великого поста принесет плоды. Я говорю сейчас не о том, чтобы попирать все человеческое, но чтобы следовать только Евангелию и не бояться осуждения и презрения людей за ревностную христианскую жизнь, будет ли ее выражением соблюдение постов, скромный внешний вид, многочадие (ведь сейчас люди смотрят на это как на что-то презренное), внимательное отношение к себе или молитвенная сосредоточенность. Пусть окружающие думают, что мы какие-то чудаки, мы не должны на это обращать внимания, но должны заботиться только об одном – как угодить Господу нашему Иисусу Христу и увидеть Его очами своего сердца. Если мы будем поступать так, тогда, быть может, Он захочет войти в дом нашей души и скажет: «Сегодня надобно Мне быть у тебя в доме».

 

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Неделя 2-ая по Пасхе (Антипасха). Воспоминание уверения апостола Фомы

Неделя 2-ая по Пасхе (Антипасха). Воспоминание уверения апостола Фомы

Порой нам кажется, что мы глубоко верим. Но эта вера может исходить от внешнего рассудочного понимания, от прочитанного или услышанного от других, а не от реального собственного внутреннего переживания и единения с воскресшим Господом. Без живого общения со Христом мы духовно беззащитны, пытаемся зацепиться за опыт других, опыт людей, свидетельствующих, что они видели Бога, разговаривали с Ним.