Главная / Библиотека / Статьи / Святитель Иоанн Шанхайский: Камо пойду от духа твоего… ?

Святитель Иоанн Шанхайский: Камо пойду от духа твоего… ?

Камо пойду отъ Духа Твоего, и отъ лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо, Ты тамо еси, аще сниду во адъ, тамо еси. Аще возьму криле мои рано и вселюся въ последнихъ моря, и тамо бо рука Твоя наставитъ мя и удержитъ мя десница Твоя (Пс 138, 7-10).

Приведенные выше богодухновенные слова Псалмопевца Давида надлежит нам особенно помнить в настоящие дни, когда весь мiр словно заколебался и отовсюду приносятся вести о различных волнениях, потрясениях и несчастьях. Не успеет внимание остановиться на происходящем в одной стране, как оно отвлекается еще более грозными событиями, неожиданно вспыхнувшими в другом месте; не успеешь вникнуть в них, как еще новые события отвлекают взор в третье место, заставляя забыть про прежние, хотя они и не прекратились.

st_john_shanghaisky_lightНапрасно собираются совещания представителей разных стран, которые стараются найти исцеление общей болезни, они обнадеживают себя и других легкомысленно, говоря: миръ! миръ! а мира нетъ (Иер 6, 14; 8, 11). Не только не прекращаются бедствия в тех странах, где они уже совершаются, но и наступают внезапно там, где считалось безопасно и хорошо.  Убегающие от одних бедствий попадают в другие, часто еще худшие.  Якоже аще убежитъ человекъ отъ лица льва, и нападетъ нань медведица; и вскочитъ въ домъ, и опрется руками своими о стену, и усекнетъ его змъя (Ам 5, 19); или как говорит другой : И будетъ, бежай страха, впадетъ въ пропасть; и излазя изъ пропасти, имется въ сеть; яко окна съ небесе отверзошася и потрясутся основанiя земная (Ис 24, 18).

Подобное видим мы в настоящее время.  Отправляющиеся на мирную работу вдруг становятся жертвами военных действий, возникших там, где их меньше всего ожидали.  Спасающиеся от военной опасности терпят ужас стихийных бедствий — землетрясения или тайфуна.  Многие находят себе смерть там, где спасались от смерти. Другие же готовы лучше подвергнуть свою жизнь опасности, чем изнывать в местах, почитаемых безопасными, в ожидании иных бедствий, могущих прийти в те края.  Кажется, нет места на земном шаре, которое за последнее время являлось бы спокойным и тихим пристанищем от мiровых невзгод.

Читайте также:  Церковно-приходские школы в системе начального образования Екатеринославской губернии

Осложнения политические, экономические и общественные.  Беды въ рекахъ, беды отъ разбойникъ, беды отъ сродникъ, беды отъ языкъ, беды во градехъ, беды въ пустыни, беды въ мори, беды во лжебратiи, как говорит (2 Кор 11, 26).  К сим бедам в наши дни нужно добавить еще «беды на воздухе и беды съ воздуха», особенно страшные.

Но когда перечисляемые Апостолом беды переносил и сам славный первоверховный Апостол, у него было великое утешение. Он знал, что страдает за Христа, и что Христос вознаградит его за них. Я знаю, въ Кого уверовалъ, и уверенъ, что Онъ силенъ сохранить залогъ мой на оный день (2 Тим 1, 12). Он знал, что Господь, если будет нужно, даст ему силу перенести и еще большие бедствия и потому смело говорит: Вся могу о укрепляющемъ мя Iисусе Христе (Флп 4, 13).

Для нас же нынешние бедствия так ужасны потому, что они постигли нас не ради нашей твердости в Вере, и мы переносим их не за Христа. Мы посему не уповаем получить венцы за них.  А что гораздо хуже и что делает нас бессильными в борьбе с невзгодами — то, что мы не укрепляемся силою Христовою и уповаем не на Бога, а на силы и средства человеческие.  Мы забываем слова Священного Писания: Не надейтеся на князи, на сыны человеческiя, въ нихже несть спасенiя. Блаженъ, ему же Богъ Iаковль Помощникъ его, упованiе его на Господа Бога своего (Пс 145, 3. 5). И еще — Аще не Господь созиждетъ домъ, всуе трудишася зиждущiи; аще не Господь сохранитъ градъ, всуе бде стрегiй (Пс 126, 1).

Читайте также:  Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Мы стараемся найти твердую опору помимо Бога, и случается с нами по речам пророческим: будетъ вамъ грехъ сей, аки стена падающая внезапу града тверда пленена, которого вскоре настанет падение (Ис 30, 13). Горе опирающимся на такие стены! Как обрушивающаяся стена губит тех кто на нее опирался, так с гибелью ложных надежд погибают те, которые на них уповали. Упования те для них бывают подпорою тростниковою. Когда они ухватились за тебя рукою, ты ращепился и все плечо искололъ имъ; … и когда они оперлись о тебя, ты сломался и изранилъ все чресла имъ (Иез 29, 7).

Совсем иное бывает с ищущими помощи Божией.  Богъ намъ прибежище и сила, Помощникъ въ скорбехъ, обретшихъ ны зело. Сего ради не убоимся, внегда смущается земля и прелагаются горы въ сердца морская (Пс 45, 2-3).  Ничего не страшно уповающему на Бога. Не убоится он человека-злодея. Господь Просвещенiе мое и мой — кого убоюся? Господь Защититель живота моего — отъ кого устрашуся? (Пс 26, 1).  Не страшны ему ужасы войны. Аще ополчится на мя полкъ, не убоится сердце мое; аще восстанетъ на мя брань, на Него азъ уповаю (Пс 26, 3).  Спокоен он,  живя дома. Живый въ помощи Вышняго, въ крове Бога Небеснаго водворится (Пс 90, 1).

Готов он и поплыть по морю — въ мори путiе Твои и стези Твои въ водахъ многихъ (Пс 76, 20).  Смело, словно на крыльях, полетит он и по воздуху в отдаленные страны, говоря: и тамо бо рука Твоя наставитъ мя и удержитъ мя десница Твоя (Пс 138,10).  Не убоится он отъ страха нощнаго, отъ стрелы, летящiя во дни, отъ вещи, во тьме преходящiя, отъ сряща (нападения) и беса полуденнаго (Пс 90, 6).  Он знает, что если Господу угодно сохранить жизнь его, падетъ отъ страны его тысяща и тьма (десять тысяч) одесную его, къ нему же не приближится (Пс 90, 7).

Читайте также:  Неделя 2-я Великого Поста: Исцеление расслабленного

Но и смерть не страшна ему, ибо для кого жизнь — Христосъ, для того смерть — прiобретенiе (Флп 1, 21). Кто ны разлучитъ отъ любве Божiя? Скорбь ли или теснота, или гоненiе, или гладъ, или нагота, или беда, или мечъ? … Ни смерть, ни животъ, ни Ангели, ни Начала, ниже Силы, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможетъ насъ разлучити отъ любве Божiя ( 8, 35. 38-39).

Сицева убо имуще обетованiя, о возлюбленнiи, очистимъ себе отъ всякiя скверны плоти и духа, творяще святыню во страсе Божiи (2 Кор 7, 1).  Вот что глаголетъ Господь: разрешай всякъ соузъ неправды, разрушай обдолженiе насильныхъ писанiй, отпусти сокрушенныя на свободу и всякое писанiе неправедное раздери. Роздробляй алчущимъ хлебъ твой, и нищiя безкровныя введи въ домъ твой; аще видиши нага, одей, и отъ свойственныхъ племени твоего не презри. Тогда разверзется рано светъ твой, и исцеленiя твоя скоро возсiяютъ; и предыдетъ предъ тобой правда твоя и слава Божiя обыметъ тя. Тогда воззовеши, и Богъ услышитъ тя, и, еще глаголющу ти, речетъ: се, прiидохъ (Ис 58, 6-9)!

Господи, научи ны творити волю Твою и услыши ны въ оньже аще день призовемъ Тя!

Буди Господи милость Твоя на насъ, якоже уповахомъ на Тя.

+ Смиренный Иоанн, епископ Шанхайский
30 августа 1937 г.
Св. бл. Вел. кн. Александра Невского

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Часть 3. Хронология исторических книг Ветхого Завета

О реальности библейских событий: Священное Писание и археология. Часть 3. Хронология исторических книг Ветхого Завета

Священное Писание показывает нам, что Бог живой, Он говорит с человеком, и человек может говорить с Ним. Тем не менее, доказательств подлинности библейских книг требует всё большее число людей, особенно тех, кто интересуется историей. В связи с этим в третьей статье настоящего цикла рассматривается датировка некоторых событий из таких исторических книг Ветхого Завета, как книга Иисуса Навина и четыре Книги Царств.

Один комментарий

  1. Настроение сегодня……
    Слова Святителя попали в «яблочко». Спасибо.
    Св. Иоанне моли Бога о нас.