Главная / Образование / Воскресное Евангелие / Неделя 18-я по Пятидесятнице. О милосердии Божьем (воскрешение сына наинской вдовы)

Неделя 18-я по Пятидесятнице. О милосердии Божьем (воскрешение сына наинской вдовы)

Лк, 30 зач., 7, 11—16

После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.

Сегодняшнее повествует нам о чуде, которое Господь совершил около града Наин. Это чудо выходит особо из ряда всех чудес, которые совершил Господь на земле. Он воскресил умершего человека, нарушив тем самым закон природы, закон тления, закон распада. Своей силой Господь воскресил человека, который уже начал распадаться. Таких чудес было всего три в Евангелии, и одно из них – вот это чудо, которое совершил Он из жалости к вдове, охваченной таким горем, и по своему человеколюбию.

Когда шел Он вместе со своими учениками мимо града Наин, из этого града вышла похоронная процессия. Хоронили единственного сына вдовы, который умер неожиданно в молодом возрасте. Женщина, потерявшая прежде своего мужа, потеряла теперь своего сына, который был для нее надеждой и опорой в старости, которым она жила, и который был светом ее очей. И Господь, увидев эту процессию, посмотрел на вдову, сжалился над ней, как пишет святое Евангелие, подошел к гробу и сказал ее сыну: «Юноша, восстань». И тот восстал. Восстал и начал говорить. Господь сказал слово, но не такое, которое иногда исходит из наших уст и является лишь биением воздуха, а слово, которое было неложное и с силой.

И евреи, окружавшие Его, начали говорить между собой, что явился между ними великий пророк, которого не было еще в Израиле. Когда эти люди услышали Спасителя, они говорили, что слово у Него не такое, как у книжников и фарисеев, а слово это с силой. Не зря они об этом говорили, потому что это было то самое слово, которым был создан мир, когда Бог сказал: «Да будет свет!». Слово, изреченное Господом у гроба юноши: «Восстань!», сразу воскресило этого мертвеца, и совершилось величайшее чудо.

Читайте также:  27 ноября/10 декабря – иконы Божией Матери, именуемой «Знамение» (1169)

Этот эпизод показывают нам, почему Господь делает такие вот чудеса. Чудо в Наине было единственным, которое Он сотворил без всякой просьбы к Нему. Вдова даже не обратилась к Нему, ведь она была убита своим горем и ни на что вокруг не обращала внимания. Но, как сказано в Евангелии, сжалился Он над этой вдовой и сказал это слово из человеколюбия, из своей любви и жалости к ней.

Евангелие говорит нам, что из любви и жалости к людям Господь творит такие чудеса. Господь никогда не оставляет людей, никогда не оставляет нас в том горе, которое может нас убить и ввергнуть в уныние и отчаяние. Господь всегда дает нам утешение. И апостол Павел потом уже говорит, что если Господь дает нам , то Он же дает нам и облегчение в несении этого креста. А если для нас непосилен, то Господь нас избавляет от этого креста. И Господь избавил от скорби наинскую вдову, которая была в невыносимом горе. Кто знает, не случись это чудо, она, быть может, похоронила бы своего сына и наложила бы на себя руки. Потому что не было у нее никакого стимула для дальнейшей жизни. Но Господь избавил ее от отчаяния и совершил вот это великое чудо.

Чудеса Господь совершает для тех людей, которые готовы к этому, для тех людей, которым они нужны. И не просто для того, чтобы все увидели, что Он может и как Он может, а для того, чтобы спасти того человека, который это чудо видит. Из Евангелия мы знаем, что Бог не мог свершить чудес в том городе, где Он провел Свое детство, в Назарете, по неверию его жителей. Но если есть вера и стремление жить по-божески, если есть стремление жить в Церкви, то Господь нас окружает чудесами. Эти чудеса могут быть незаметны для других, а заметны только для нас, ощущающих на себе, что произошло чудо. Если Господь совершает какое-то чудо, то Он совершает это для того человека, который готов это чудо воспринять так, чтобы дальше идти вслед за Господом. Тогда это чудо, это веяние Горнего мира в нашем мире имеет неложный смысл и силу.

Читайте также:  Неделя 6-я по Пасхе. О слепом

И одно из величайших чудес, которое существует на земле, это . Об этом мы вспоминаем, прославляя отцов Седьмого Вселенского Собора, на котором было утверждено иконопочитание и как бы поставлена точка после всех семи Вселенских Соборов. Все эти Вселенские Соборы и сама Церковь как явление – это просто чудо и вот почему. Изначально Церковь изошла из Гроба Христова. После того, как Христа распяли, все ученики Его бросили и разбежались, потому что они потеряли, как и наинская вдова, всякий стимул для своей жизни. Они верили, больше жизни верили своему Учителю, своему Господину Иисусу Христу. И когда Он умер, для них этот стимул к жизни пропал. И, казалось бы, всё кончено, Его убили, и всё их дело должно умереть. Но их спасло от отчаяния Его чудесное Воскресение, которое положило начало чудесному обществу, чудесному организму Церкви Христовой. Ею был пройден путь из гроба Господня по истории человеческой в течение двух тысяч лет. И этот путь продолжится до конца времен, как это обещал сам .

И вот ученики, увидев воскресшего Господа, получили такой стимул для жизни, что прошли по земле окрестной и обратили ко Христу всех тех, с кем они общались. Эти ученики, были, как правило, неграмотными и необразованными, но смогли обратить ко Христу гордый языческий мир, и в этом тоже великое чудо. И в том оно, что всего лишь через три века после того, как это общество, Святая , была основана, вся империя, огромная империя, гордящаяся своей силой, разумом и порядком, обратилась ко Христу. Три века – по историческим меркам совсем немного, и в этом тоже было чудо. И в дальнейшем, когда возникали всяческие ереси, чудесным образом сохранилась в своей первозданной чистоте. Такого не могло быть с любым другим учением, которое не от Бога. В любом человеческом учении появляются последователи, которые, так или иначе, искажают его смысл, сводя, в конце концов, само учение на нет. Либо оно извращается, превращается не понятно во что, или распадается на многие, многие течения. И от такого учения, которое не от Бога, в конце концов, ничего не остается.

Читайте также:  Комментарий на всенощное бдение. Часть первая

Но Святая Церковь и Православное учение прошли по всей истории человеческого рода. И когда мы читаем святых отцов, просиявших в этом или прошлом веке на церковном небосклоне, мы видим, что они говорят тем же самым духом, иногда почти теми же словами, какими говорили отцы Церкви, жившие в первом, втором, третьем веках. Это единство в Церковном учении, единство Церковной жизни, единство Церковного предания, это тоже чудо, которое мы наблюдаем, живя в Церкви. Потому что сейчас мы имеем те же самые дары, которые имели люди, обратившиеся ко Христу в первые века христианства. Вопрос только в том, насколько мы можем эти дары воспринять. Те люди воспринимали так, что могли говорить на разных языках, которых они не знали, и получали силу противостоять словам человеческой мудрости, обращенным против них образованнейшими людьми того времени, и победить всех этих мудрецов.

И это как раз знамение Божественной сущности Святой Церкви. Это и есть то чудо, которым мы живем, в которое мы верим, рядом с которым мы имеем силы и возможность присутствовать, вот это чудо всегда пребывает с нами. И это чудо Господь дает нам Своей милостью. И все Святые отцы Седьмого Вселенского собора, которых мы сегодня вспоминаем, были теми сосудами Благодати Божьей, которые сохранили Церковь в единстве, сохранили Церковное учение в его неповрежденной чистоте, благодаря которой мы сегодня можем и видеть святые иконы, и поклоняться им, и внимать всему тому богатству Церковного Предания, которое есть в Православной Церкви. Господь нам дает это Предание, хотя не всё мы можем воспринять, но то, что нам Господь дает, необходимо для нашего спасения. И мы, живя в этом Предании, живя в этом организме, имеем возможность прийти к жизни вечной, которую дал воскресший Господь Бог наш .

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского собора (325)

Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского собора (325)

Когда мы говорим, что мы верим в Бога, как можно объяснить, Кто есть Бог? Ведь Бога невозможно видеть своими глазами. Часто нам говорят: «Докажи, что Бог есть. Покажи, где ваш Бог!» Явление в мире Спасителя и Господа Иисуса Христа есть явление Бога в мире. Если раньше люди знали о Боге только через пророков, которые говорили людям о законе Божием, которые говорили людям о существовании невидимого единого непостижимого Бога, и когда только лишь по отдельным явлениям славы Божией можно было знать о Боге, то с пришествием в мир Господа Иисуса Христа Сам Бог пришел к людям, чтобы быть вместе с ними.