Главная / Образование / Воскресное Евангелие / Неделя 15 по Пятидесятнице. Наибольшая заповедь в законе

Неделя 15 по Пятидесятнице. Наибольшая заповедь в законе

Мф., 92 зач., 22, 35–46

Тогда некий законник подошел к Иисусу, и, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же , по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, если называет Его Господом, как же Он сын ему? И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.

Сейчас мы с вами услышали Евангельское повествование, которое отражает в себе, можно сказать, полностью все благовестие Господа Иисуса Христа. Если внимательно вслушаться в слова, которые мы только что вместе с вами слышали, и сложить их в своем сердце, этого будет достаточно для того, чтобы нам быть с Богом всегда. Этого будет достаточно для того, чтобы нам с вами иметь опору во временной жизни и получить вечную жизнь, которой не будет конца. Это слова Господа Иисуса Христа о том, какая самая главная заповедь в законе. Законник, который подошел к Нему, искушал Его, по-человечески думая запутать хитросплетениями знаний о законе. А Господь очень просто отвечает ему, а, в общем-то – для нас с вами отвечает, говоря о том, что самая бóльшая, главная и фактически единственная заповедь, которую должен человек соблюдать и знать, – это заповедь о любви: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею мыслию твоею, всею крепостью твоею, и ближнего своего – как самого себя». Это двуединая заповедь, и ее так просто слышать, но почему-то в жизни ее очень трудно осуществить.

Читайте также:  Преображение Господне: вольный путь от Фавора на Голгофу

Ведь что такое «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим»? Это значит, что в нашем сердце не должно быть места ничему скверному и мерзкому. Это значит, что в нашем сердце должно царствовать добро, любовь. Это значит, что помыслы наши должны быть чисты, стремления наши должны быть светлы. А мы этого в своей душе не видим.

Что значит «Возлюби ближнего твоего, как самого себя»? Это значит – никогда не делай другому человеку того, чего бы ты не хотел, чтоб тебе кто-то сделал; никогда не думай о других людях так, как ты не хотел бы, чтобы о тебе думали; никогда не говори о других людях так, как ты не хотел бы, чтобы про тебя говорили. И наоборот: так, как ты хочешь, чтобы к тебе относились, так относись ко всем.

Любить ближнего – это значит воспринимать его страдания как свои страдания, его трудности жизненные как свои трудности, его беды как свои беды. Какое сердце может вместить это? Мы слышим заповедь Иисуса Христа о любви к Богу и людям, но чтобы эта заповедь не осталась только словами, чтобы она реально действовала в этом мире, в нашей жизни, – кто даст нам таких сил? Мы ведь, если внимательно посмотреть нам на самих себя, к сожалению, эгоистичны и черствы. Мы сами себя не умеем любить, себе самим не умеем добро приносить, ибо, если б мы знали о том, что главное добро для человека – это в жизни приобрести веру, надежду и любовь, главное богатство – иметь в своем сердце смирение, сострадание и , – если б мы это знали, к этому стремились, мы были бы счастливейшими людьми.

Читайте также:  Дом Святого Духа

Но, увы! В нашей жизни мы наблюдаем другое. Мы с вами раздражаемся и не терпим друг друга. Да, одни люди нам бывают симпатичны, и мы тем, кто к нам по-хорошему относится, тоже порой делаем добро; но если кто нам не нравится, мы не можем пересилить своего эгоизма, мы не можем ответить на ненависть любовью, на злобу и неправду – правдой и смирением. Нет в нас этих сил. Где нам взять эти силы, чтобы соблюсти одну единственную, но самую главную, самую важную заповедь, без которой вообще немыслимо и говорить о христианстве? Потому что где нет любви, там нет и Христа, ибо Бог есть любовь, и пребывающий в любви в Боге пребывает. Где нам эти силы взять? И вот сегодняшнее Евангельское чтение рассказывает о том, кто может нам дать эти силы.

Законник подходил, искушая Иисуса Христа. не только прямо ему ответил о главной , но указал на Самого Себя как на источник этой любви. Да, дорогие братья и сестры, наших собственных сил у нас не хватает на то, чтобы в наших сердцах горела любовь. Но нас с вами любит, и от Своей любви изливает в наши души нескончаемую Свою Божественную любовь. Он так любит нас и так переживает наши грехи, что для того, чтобы нас спасти, Он пришел к нам и умер за нас на Кресте. Тайна Креста – это тайна любви Господа Иисуса Христа к людям. Потому что боль человеческую Он взял на Себя и грех человеческий Он пропустил через Свое сердце.

Читайте также:  Неделя 23-я по Пятидесятнице. Пламя веры необходимо каждому

И в этом для нас с вами . Мы не умеем горячо и открыто любить – Господь умеет любить, и дает нам дар Своей Божественной любви. Мы не умеем прощать – а Господь прощает, в том числе и нас, и дает нам силы преодолевать наши недостатки. Мы бываем черствы и несострадательны – а Господь сострадателен, и нас с вами ведет по этой жизни Своим промыслом, научая сострадательности и милосердию. Сами мы не можем постигнуть законов любви, но вместе, в Церкви Святой, под ее благодатным покровом, при Таинствах Церковных, при покаянии и Причащении Святых Таин Христовых мы постигаем главный закон – закон христианский, закон Христов, на котором все Писания, все пророки, все книги, все священные законы держатся, – закон любви Божий.

Дорогие братья и сестры! Будем просить у Господа Бога этого Божественного дара любви, чтобы в наших сердцах горела любовь к Богу. Будем просить у Господа, чтобы нам проявлять эту любовь к Богу через любовь друг ко другу. Будем сами над собой работать и трудиться, преодолевая в себе грехи и недостатки, но надеясь при этом не на свои слабые силы, а призывая в помощь себе силу Божию и благодать Духа Святаго. И тогда воистину будет совершаться дело нашего спасения, и в наших сердцах, как маленькая свечечка, будет гореть любовь Христова и согревать нас и тех людей, которые рядом с нами.

Усердно помолимся о том, чтобы огонь Божественной любви горел в наших душах и вел нас ко спасению.

Аминь.

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Неделя 3-я по Пятидесятнице. Богу или мамоне?

Неделя 3-я по Пятидесятнице. Богу или мамоне?

Нас занимают мысли: в чем хранить сбережения, куда ехать отдыхать, какую машину выгоднее приобрести, и в этой суете Бог отходит на последний план. Мы забываем, что все в руках Божьих и делается только по Его промыслу. Мы надеемся на собственные силы или на близких, и, зачастую, эти надежды не оправдываются. Отсюда проистекают скорби, жизнь кажется бессмысленной, ведь погоня за материальными благами не имеет конца, и не приносит душевного спокойствия.