Главная / Образование / Воскресное Евангелие / Неделя 16-я по Пятидесятнице. Чудесный лов рыбы

Неделя 16-я по Пятидесятнице. Чудесный лов рыбы

Лк, 17 зач., 5, 1—11

Однажды, когда теснился к Иисусу, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним.

Каждый из нас в свое время был призван Господом к вере. Это призвание в нашей повседневной жизни выражается, как правило, в каких-то внешних обстоятельствах. Кто-то был призван к вере в глубоком детстве, когда был воспитан или своими родителями, или бабушкой, дедушкой, и когда с глубокого детства в сердце человека была вложена вера, как словами, так и благочестивым примером его родных.

Кто-то был призван к вере, когда в его жизни случилось горе, и, не находя нигде утешения, человек обрел это утешение в Церкви Христовой и открыл для себя Господа. Кто-то был призван к вере через своих знакомых, с которыми повстречался или на работе, или по месту жительства, и которые привели его в храм Божий, открыли ему радость знания Господа. Всех жизненных обстоятельств, через которые каждого из нас по-своему Господь призвал к вере, не перечислить, и у каждого они свои, и для каждого человека это призвание памятно. Но все эти призвания имеют одно общее: именно Господь обращается к человеку и зовет его за Собой. Отсюда и название – призвание.

Всех нас призывает идти за Собой. И наша жизнь, собственно говоря, и есть этот наш путь. И если мы идем за Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом, значит, мы счастливы – мы правильным идем путем.

Другой вопрос, что на этом пути мы спотыкаемся, иногда заблуждаемся, иногда начинаем идти в другую сторону, иногда просто падаем и валяемся – все бывает как в жизни нашей, так и в нашем духовном становлении.

Читайте также:  Владимирская икона Божией Матери

Сегодня мы с вами слышали евангельское повествование о тех жизненных обстоятельствах, при которых были призваны первые ученики Христовы: Петр, Иоанн и . Эти жизненные обстоятельства подробно описаны в Евангелии, и это не случайно, потому что они важны для нас с вами, ибо и в нашей жизни, и в нашем призвании есть некоторые общие точки. Вспомним же, что только сейчас мы с вами слышали в прочтенном Святом Евангелии (Лк. 5, 1–11).

проповедовал на берегу Геннисаретского озера. Очень много народу собралось, все хотели Его видеть. Рядом – две рыбацких лодки. Рыбаки трудились целую ночь, утро уже было, за ночь ничего не поймали, занимались тем, что полоскали пустые сети, отмывали их. Христос просит Симона – того человека, которого потом наречет Петром, – чтобы он пустил Его в свою лодку; тот разрешает, и они немного отплывают от берега, так, чтобы все могли видеть Иисуса Христа, и Он начинает проповедовать всем людям (см. Лк. 5, 1–3). В данном случае в Евангелии не описывается, о чем проповедовал , потому что не на это обращается наше внимание. Смотрите, Христос Сам приходит к Петру, Сам предлагает войти в его лодку. Просит даже у него, просит!

Дорогие братья и сестры! В нашу жизненную лодку Христос просит нас, чтобы мы Его пустили. Не просто предлагает, а стучится в двери наших сердец, чтобы мы пустили Его в свою жизнь. Христос рядом с нами. Нам только надо приложить усилия к тому, чтобы открыть свою душу для Господа. Это первый нравственный урок и вывод из сегодняшнего Евангелия.

И каждый из нас знает об этом. Потому что мы чувствуем, как бывает нам радостно, когда мы ощущаем Божие присутствие в своей жизни. Да – и как нам бывает печально, когда мы его с вами прогоняем.

Что же дальше происходит? Христос заканчивает Свою проповедь. И Он желает как-то отблагодарить рыбаков. Он видит, что у них пустые сети, и говорит им: «Отплывите в глубину и бросьте ваши сети в озеро». Они даже начинают про себя улыбаться и думать: «Он не понимает, о чем говорит». Они опытные рыбаки, всю ночь трудились, ничего не поймали. Говорят Ему: «Наставник! Всю ночь трудились; нет сегодня рыбы, нет лова». А дальше они говорят интересные слова, которые для нас важны; они говорят Ему: «Но по слову Твоему сделаем» (см. Лк. 5, 4–5). Ну, как бы ради уважения, что такой великий Человек им говорит, хотя про себя они думают: «Бесполезное дело!» И вот – «по слову Твоему сделаем».

Дорогие братья и сестры! Это образ нашей жизни. Как часто мы думаем, что мы мудрее Самого Господа. Как часто мы свои человеческие представления, человеческие понимания ставим выше Божественных заповедей. нам говорят одно – мы поступаем по-другому. Нам Господь говорит: «Не надо лгать, не надо обманывать», – мы хитрим, лжем, обманываем. Нам Господь говорит: «Надо прощать друг другу», – мы мстим и никак не можем простить. Нас Господь учит, что надо сердце свое посвящать Богу, молиться, обращаться к Нему, – но нет, мы считаем, что мы мудрее. Смотрите, что говорят апостолы. Они-то, как рыбаки, все понимали, что никакой рыбы не будет, но говорят: «По слову Твоему сделаем».

Читайте также:  Неделя 2-я Великого Поста: Исцеление расслабленного

И что же происходит? Чудо происходит! Обе сети таким количеством рыб наполняются, что они не успевают вытаскивать, лодки наполняются рыбой до самых бортов, так, что уже тонуть начинают (см. Лк. 5, 6–7). Вот сколько рыбы поймали! Чудо Божие произошло!

Когда мы не доверяем Богу в своей жизни, и когда мы ставим свое разумение человеческое выше, мы исключаем чудо из нашей жизни. Исключаем. Как мы можем допустить, чтобы случилось чудо в нашей жизни, если мы Бога не слушаем? Вот очень важный урок из сегодняшнего Евангелия. Нам надо слышать слово Божие, слышать заповеди Божии и, подобно апостолам, невзирая ни на что, говорить: «Но по слову Твоему сделаем». Будем стремиться жизнь свою строить по слову Божию, и в нашей жизни будет случаться чудо, такое, что, по человеческим меркам казалось бы, оно невозможно, а оно будет происходить.

И на опыте каждый из нас знает, что в нашей жизни такие чудеса бывают, и случаются; и именно тогда, когда мы вверяем себя в волю Божию, происходят необъяснимые вещи, о которых никак не объяснишь, почему они произошли, а Господь благословляет нас. А если мы будем читать и жития святых, и историю нашей Церкви, мы увидим, сколько же таких чудес встречается и в жизни людей, и в жизни целых народов тогда, когда люди поступают по слову Божию, – так, как поступили ученики.

Ужас, говорит , объял рыбаков (см. Лк. 5, 9). Ужас. Это священный трепет. Надо всем нам иметь страх Божий. Мы немного об этом забываем. Мы не понимаем, что такое «страх Божий». Страх Божий – это такое чувство, когда мы боимся оскорбить величие Божие своей греховностью и нечистотой. Эти рыбаки увидели, Кто перед ними, и ужас их объял, священный ужас – тот, который приводит людей к покаянию. И что делает апостол Петр? Объятый ужасом, он говорит: «Господи, выйди от меня». Прогоняет Его из лодки: «Выйди от меня». Представляете, Он чудо совершил, а Ему говорят: «Выйди от меня»! А дальше объясняет: «потому что я человек грешный» (см. Лк. 5, 8).

Читайте также:  Неделя 14-я по Пятидесятнице. Притча о званных на брачный пир

От священного ужаса открылось сердце у апостола Петра, и он увидел свои собственные грехи, увидел свое недостоинство. Вот, дорогие братья и сестры, и нам с вами надо, с благоговением взирая на Господа, просить у Него, чтобы нам увидеть свое собственное недостоинство. Как трудно нам видеть свои грехи! В Патерике (Патерик – это книга, где описывается жизнь древних отцов) приводится беседа двух старцев: один говорит другому: «Я вчера Ангелов видел», тот ему отвечает: «Эко, – говорит, – Ангелов видел! Грехи свои увидеть бы».

Видите, о чем идет речь? Как трудно человеку увидеть свои собственные грехи! Апостол Петр увидел. Но дальше-то что, интересно, происходит? Как описывает Евангелие: когда апостол Петр говорит эти слова, он обнимает Его колени, прижимает Его к себе (см. Лк. 5, 8). С одной стороны, говорит: «Выйди от меня», – а с другой, хватает Его и не отпускает. Потому что понимает, что без Иисуса Христа теперь для него нет жизни и нет ему спасения.

Вот так и мы с вами, сознавая свои собственные грехи, свое крайнее недостоинство, не должны из жизни своей отпускать Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. И, исповедуя свою духовную пустоту и нечистоту, одновременно всем сердцем своим прижиматься к Его коленям, чтобы Он не оставлял нас в нашей жизни.

И даже завершение евангельского чтения и то дает нам очень интересный урок. Смотрите, какой подарок сделал Иисус Христос этим рыбакам: две лодки, полные рыбы. Вот сейчас это все взять, быстрее тащить на базар, – сколько можно продать, сколько можно всего получить! Собственно говоря, это – их работа, их заработок, они для этого и трудились. Но что происходит? Они приходят к берегу, оставляют свои лодки, оставляют эту рыбу и идут за Иисусом Христом. Потому что Иисус Христос говорит изумленному Петру, который в ужасе пребывал от чуда: «Я тебя сделаю теперь ловцом человеков. Раньше рыбу ловил – теперь будешь людей ловить». Таким образом, Иисус Христос поставляет его в апостолы, в Свои ученики, которые приведут духовными сетями в Церковь Божию миллионы и миллионы людей, и нас с вами (см. Лк. 5, 10–11).

Вот что такое призвание. Каждый из нас с вами призван Господом Иисусом Христом. Мы услышали, какие жизненные обстоятельства были при призвании первых апостолов. У нас были свои жизненные обстоятельства. Но, уверен, у каждого они тоже схожи и имеют нечто общее. Так пойдем же за Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом, как пошли за Ним апостолы. Осознаем свое греховное недостоинство и в священном ужасе и трепете прижмемся к Церкви Христовой всем сердцем своим, ибо здесь наше спасение, здесь наш путь, истина и жизнь (см. Ин. 14, 6). Аминь.

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского собора (325)

Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского собора (325)

Когда мы говорим, что мы верим в Бога, как можно объяснить, Кто есть Бог? Ведь Бога невозможно видеть своими глазами. Часто нам говорят: «Докажи, что Бог есть. Покажи, где ваш Бог!» Явление в мире Спасителя и Господа Иисуса Христа есть явление Бога в мире. Если раньше люди знали о Боге только через пророков, которые говорили людям о законе Божием, которые говорили людям о существовании невидимого единого непостижимого Бога, и когда только лишь по отдельным явлениям славы Божией можно было знать о Боге, то с пришествием в мир Господа Иисуса Христа Сам Бог пришел к людям, чтобы быть вместе с ними.