Главная / Образование / Воскресное Евангелие / Неделя 14-я по Пятидесятнице. Притча о званных на брачный пир

Неделя 14-я по Пятидесятнице. Притча о званных на брачный пир

Мф., 89 зач., 22, 1–14

Сказал Господь такую притчу: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных.

Господь во время Своей земной жизни проповедовал, объясняя людям тайны духовной жизни, открывая людям дорогу в Царствие Божие. И Господь часто использовал в Своих проповедях притчи – образные рассказы, в которых говорится вроде бы о житейских каких-то событиях, но смыслов даже не один, не два, а несколько можно найти в этих притчах.

И вот только что мы с вами слышали притчу, в которой Иисус Христос кратко, но очень емко рассказал об истории Израиля, который не принял Бога, приглашающего их в (Мф. 22, 1–14) То есть все было дано народу Божьему: был дан богооткровенный Закон, было дано священство, все для них было открыто. И Господь звал к общению с Собой. Они же предпочли общению с Богом свои личные интересы, свои привязанности. И это прослеживается на всей истории Ветхозаветного Израиля.

В притче Иисус Христос говорит образно о пророках, которые призывали людей ко спасению, образно рассказывает об их судьбе, как их гнали и как их избивали. И далее Христос предсказывает дальнейший ход истории: когда те, кто имели богооткровенный Закон, окончательно его потеряют, а те, кто не имели этого Закона, то есть язычники, они придут к Царству Божьему.

Читайте также:  Обрезание Господне

Все это Иисус Христос изобразил в виде рассказа о том, как отец устраивал пир для своего сына, и как он призывал своих друзей и знакомых, и как эти друзья и знакомые, несмотря на все его неоднократные увещевания, отказывались идти на этот брачный пир. И тогда хозяин пира разгневался, и призвал всех, кого только встречал: и убогих, и хромых, и больных, – всех созвал к себе на брачный пир (см. Мф. 22, 2–10).

Иисус Христос говорил эту притчу, не только рассказывая об истории Израиля и предрекая, что будет дальше с благовестием слова Божия в истории человечества, но, конечно же, Он обращался и к каждому из нас. Что для нас значит эта ? Какой смысл? Это ведь не только повествование историческое для нашего назидания. Какой смысл для нас лично?

Смысл очень простой. Ведь каждого из нас Господь тоже зовет к себе. Господь открыл нам величайшую радость, величайшее счастье, величайшую возможность быть вместе с Ним. , придя на землю. Открыл нам потерянный нами раньше рай, двери спасения. Он открыл для нашей души бессмертие, и не просто бессмертие, а счастливое, блаженнейшее бессмертие. Он открыл для нас такую радость, которую не может даже представить человеческий разум. Сердце человеческое не может даже вместить той благодати и того счастья, которое открыл для нас Господь.

И многие люди слышат этот призыв. Какое это счастье – быть вместе с Богом! Господь для нас на земле устроил Церковь Свою. Здесь все, необходимое для того, чтобы душа наша не была ничем опечалена. И наши скорби, наши беды, наши несчастья происходят из-за того, что мы не преданы Богу. Мы слышим голос Божий, который зовет нас, но отвечаем так, как эти люди в притче: один пошел на село, полем заниматься, своими сельскохозяйственными работами, потому что, конечно, для него это важно; другой пошел на рынок торговать, потому что он считал, что это для него важнее, нежели быть вместе с тем, кто призывает его на брачный пир. Так и у нас. Нас Бог зовет постоянно, стучит в наше сердце, но у нас всегда находятся какие-то более важные дела.

Читайте также:  Слово в Неделю мясопустную (о Страшном суде)

Всегда нам кажется, что есть нечто большее. Это какое-то просто наше с вами помрачение разума. Пока мы молоды, мы говорим: «Ну, что мы будем ходить в храм, и молиться, и поститься – у нас много других дел. Вот когда будем постарше, пойдем на пенсию, и тогда уже будем в храм ходить». Потом наступает время – мы старимся, и оказывается, что у нас и сил-то уже никаких нет ни в храме стоять, ни поститься мы уже не можем, потому что весь организм наш испорчен, и сил уже помолиться ни в душе своей, ни в чем нет. И становимся в старости и сварливыми, и раздражительными, и злопамятными.

Постоянно что-то с нами происходит. Иисус Христос приготовил для нас такой духовный пир, какой мы даже представить себе не можем, насколько он великолепен. А мы отказываемся от него. Вот о чем эта притча – о нашем неразумии.

Что же делать нам? Как нам поступить? В притче говорится о том, как начальник этого пира велел приглашать всех: и больных, и хромых, и убогих. В общем-то, это о нас говорится с вами. Потому что мы духовно больны, мы убоги от добрых дел, мы неверны в хождении в заповедях Божиих. Но всех нас все равно Господь зовет. Все равно Он для нас пришел, все равно Он нас приглашает – вот что нам нужно понять. Приглашает! Раз приглашает, значит, надо идти. А что для этого сделать надо? Надо приложить определенные усилия, хотя бы минимальные. Какие-то жизненные усилия. Не бывает так, и не может быть автоматическим: вот ты крестился, и все, автоматически ты, значит, спасен. Нет, нам следует приложить свои силы для этого. Как раз об этом говорит притча.

Ведь, обратите внимание, чем притча завершается? Потом, когда хозяин приходит на этот пир, который уже наполнился у него людьми самыми разными, он вдруг находит одного человека, который не был одет в брачную одежду (см. Мф. 22, 11). Надо сказать, что в древности большое значение уделялось одежде и тому, как и куда одеваться надо. По-одному одевались, когда шли к какому-нибудь начальнику, по-другому одевались, когда находились дома, по-третьему одевались, когда шли в храм, и специальные были одежды для людей к брачному пиру. Когда такое великое торжество, когда совершалась свадьба, была специальная одежда. И когда человек эту одежду одевал, он, конечно же, выказывал уважение тем, кто вступает в брак, и выказывал почтение тому, кто его пригласил. И вот один оказался не в брачной одежде. И дальше какая участь, согласно притче, этого человека? Хозяин приказывает его связать и выбросить вон (Мф. 22, 12–14).

Читайте также:  Неделя 3-я по Пятидесятнице. Ищите Царства Божия и правды Его

О чем это Господь говорит? Это Он говорит опять же о нас с вами. О том, что если мы не оденемся добрыми делами, если мы не приложим усилия, чтобы облечься в дела света, чтобы прикрыть свою духовную греховную наготу силою Духа Святаго, то, несмотря на то, что Господь нас зовет, мы можем не оказаться вместе с Ним, и не разделить с Ним радости, и не получить райского блаженства. Потому что не по имени только одному «христианин» человек спасается, но по жизни, по вере и по делам, которые от этой веры происходят.

И поэтому мы, услышав эту, грозную, в общем-то, притчу, будем просить у Господа Бога, чтобы Он умудрил нас – умудрил нас не отказываться от Его призыва. Призывает нас Господь к молитве – приложим усилия, будем учиться молиться; и утром будем учиться молиться, и вечером, и среди дня. Призывает нас Господь в храм Божий приходить – приложим усилия, не будем откладывать, придем в храм Господень. Призывает нас Господь жить по вере, прощать обиды – приложим усилия, будем стремиться учиться прощать обиды. Призывает нас Господь быть милосердными, сострадательными друг ко другу – приложим же наши усилия и будем себя учить, чтобы мы были милосердными и сострадательными. Нам нужно одеваться в одежду благодати Духа Святаго, чтобы мы не оказались, когда придем ко Господу, в небрачной одежде. Помолимся о том, чтобы благодатью Духа Святаго Милостивый Господь дал нам силы облечься во одежду спасения и быть на Его брачном пиру в вечной Его радости.

Аминь.

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Неделя 3-я по Пятидесятнице. Богу или мамоне?

Неделя 3-я по Пятидесятнице. Богу или мамоне?

Нас занимают мысли: в чем хранить сбережения, куда ехать отдыхать, какую машину выгоднее приобрести, и в этой суете Бог отходит на последний план. Мы забываем, что все в руках Божьих и делается только по Его промыслу. Мы надеемся на собственные силы или на близких, и, зачастую, эти надежды не оправдываются. Отсюда проистекают скорби, жизнь кажется бессмысленной, ведь погоня за материальными благами не имеет конца, и не приносит душевного спокойствия.