Главная / Образование / Воскресное Евангелие / Неделя 13-я по Пятидесятнице. Притча о злых виноградарях

Неделя 13-я по Пятидесятнице. Притча о злых виноградарях

Мф., 87 зач., 21, 33– 42

Сказал Господь такую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?

Есть нечто в нашей жизни, что не нам принадлежит. Вернее, мы пользуемся этим, потому что нашей личной заслуги в получении этого дара нет. Бог нам это дал. Что же это такое? Чем мы пользуемся и что не от нас зависело?

Дорогие братья и сестры! Это наша с вами жизнь. Мы эту жизнь приобрели как дар от Бога. Мы же не по своей воле родились в мир. Бог привел нас в этот мир и дал нам дар жизни. Это Его подарок нам. Который мы, собственно говоря, не заслужили. Но мы этим подарком пользуемся. Даровав нам жизнь, Господь дал нам определенные способности. Дал нам разум – у каждого он свой, дал нам сердце, чтобы мы чувствовали в этом мире, дал нам каждому – по-разному, но дал – силы телесные. И вот мы получили этот подарок от Бога, и встает вопрос: что нам с этим подарком, с этой жизнью делать? Как нам этим даром Божиим следует распорядиться? Ведь очень важно понять, зачем Господь нам дал жизнь? Что это, Его временная прихоть была – так нас одарить? Или, может быть, эта жизнь, которую мы от Бога получили, не ограничивается коротким отрезком нашей земной жизни? Может быть, это дар гораздо больший, что мы даже не понимаем, насколько он велик? Мы даже не можем своим разумом осознать. Но нам открыл Сам Бог, чтобы мы знали смысл нашей жизни. Сам Бог открывает для нас понимание, как мы должны распорядиться этим великим даром Божиим.

Сейчас только что в Евангелии (Мф. 21, 33–42) мы с вами слышали, как рассказал притчу. – это образный рассказ, в котором говорится об одном, но подразумевается другое; говорится о вещественном, земном, но смысл этого рассказа духовный. Иисус Христос рассказал притчу, в которой образно описал историю древнего Израиля до пришествия Его, Спасителя мира, к нам. И историю древнего Израиля он изобразил таким образом. Он сказал, что один хозяин, господин, устроил виноградник, насадил его, оградил его забором, поставил там все, что необходимо, поставил сторожевую башню, устроил точило, где виноград надо было бы превращать в сок, затем собирать его в бочки, – то есть все сделал, что нужно, все приготовил. И отдал этот виноградник работникам, чтобы они трудились в этом винограднике (см. Мф. 21, 33).

Читайте также:  Неделя 14-я по Пятидесятнице. Притча о брачном пире

А дальше происходит следующее в притче, рассказанной Иисусом Христом. Когда хозяин посылает туда своих посланников, то злые виноградари, которые работали в этом винограднике, не признают своего господина. Они прогоняют его посланников, избивают, потом убивают (см. Мф. 21, 34–36). Так Иисус Христос изобразил историю древнего Израиля, которому был дан Закон Божий, которому было дано священство, который был наставлен в молитвах, в правилах, которому был открыт путь жизни с Богом. А злые виноградари – это люди, которые не воспользовались этим даром. И, более того, пророков, которых Бог посылал, они прогоняли, избивали и убивали.

И дальше Иисус Христос, рассказывая эту притчу, говорит: «Тогда господин говорит: пошлю к ним сына своего, может быть, они устыдятся и исправятся. А злые виноградари, увидев, что сын идет, наоборот сказали: ага, это пришел наследник! Давайте убьем его и завладеем виноградником совсем» (см. Мф. 21, 37–39).

Это то, что сделали древние иудеи с Сыном Божиим, Спасителем нашим Иисусом Христом. Иисус Христос о Себе Самом говорит. Потому что Он пришел в мир, чтобы взять на Себя грехи мира и умереть за нас.

Казалось бы, какое отношение эта притча, рассказанная об истории народа Израиля, об его отношении к своим пророкам и к своим обязанностям, о том, как они гнали и не слушали этих пророков, о том, как они распяли Самого Господа Иисуса Христа, имеет к нам? Какое отношение к нам имеет эта притча?

Очень большое. Эту притчу Иисус Христос завершил очень важными словами. Он сказал: «Разве вы никогда не читали в Писании: тот камень, который отвергли строители, был поставлен во главу угла?» (см. Мф. 21, 42). Это Он говорил о Самом Себе. Есть такое выражение в нашем языке – оно оттуда взято, из этой притчи. И даже светские люди, не знающие Евангелия, Священного Писания, часто его упоминают – «краеугольный камень». То есть нечто самое важное – основание, на котором все держится. Так вот, в этой притче люди отвергли Сына Господина их, а Он на самом деле является основанием всего.

Тогда понятно становится, какое отношение имеет эта притча к нам. Нам дан дар жизни. Это как виноградник. Нас Господь призвал трудиться в этом винограднике – то есть жизнь свою проводить так, как Он нам с вами заповедал, потому что Он открыл нам путь жизни истинной. Но если мы не слушаем слова Божия, как не слушали эти злые виноградари, если мы прогоняем из своего сердца укоры совести, бьем свою совесть – наша совесть обличает нас в наших греха, а мы буквально гоним голос своей совести, убиваем голос своей совести, продолжаем грешить, продолжаем творить неправду, продолжаем делать злые дела, то, самое страшное, – мы продолжаем в своем сердце своими грехами распинать Господа нашего Иисуса Христа.

Читайте также:  Неделя 19-я по Пятидесятнице. Притча о сеятеле

Вот какое отношение имеет к нам эта притча.

Как мы распорядимся даром жизни? А чтобы понять, как мы это сделаем, надо понять, что для нас важно в этой жизни. Что является для нас краеугольным камнем? Какой это краеугольный камень?

Иной скажет: «В жизни очень важны деньги. Когда у человека много денег, он может купить что угодно, он может себя обеспечить, он не будет голодать, у него всегда будет крыша над головой, все будет у него в порядке». Другой возразит: «Деньги, конечно, это хорошо. Но самое главное, – скажет он, – это здоровье. Здоровье ни за какие деньги не купишь. А вот если у тебя будет здоровье, то это самое важное, все остальное прибавится. Вот это краеугольный камень в жизни». А третий скажет: «Конечно, и деньги неплохо, и здоровье неплохо, но если у тебя нет положения в обществе, если тебя никто не уважает, не поддерживает, если у тебя нет друзей, если у тебя нет семьи, если нет людей, которые за тебя заступятся, то кто ты тогда в этом мире? Вот что важно – положение, почет!»

Это я привел несколько человеческих мнений. А их на самом деле гораздо больше. И от того, что человек считает самым важным в этой жизни, и получается краеугольный камень его жизни – на чем его жизнь основана. И тогда станет ясно, как он распоряжается своим даром жизни, как он трудится в том винограднике, который дал ему Господь.

А что выходит? Деньги сегодня у человека есть, и в избытке, а завтра его арестовывают и все его деньги забирают, и уже никакие деньги ему не могут помочь. Здоровье сегодня есть, замечательное, прекрасное, а завтра в мозгу какой-нибудь сосудик лопается, и человек уже правой руки от левой разобрать не может, без поводыря идти не может, ничего не соображает, как ребенок. И где это здоровье? Можно ли его считать краеугольным камнем? Почет, уважение? Сегодня перед тобой все кланяются, улыбаются, зовут в гости, завтра что-то изменилось – и все забыли, как тебя зовут, не оборачиваются и даже не смотрят на тебя. Разве это может быть краеугольным камнем в жизни? Нет. Это даже не камушки – маленькие кирпичики, из которых, конечно, складывается жизнь, но… что же самое важное?

Самое важное – это Сам Христос, камень нашей с вами веры, основание нашей с вами жизни, основа ее. Без Него все бессмысленно. Без Него бессмысленны и деньги, и здоровье, и положение. Без Него бессмысленно само существование человека. Почему? Да потому, что мы на простейших примерах увидели, как быстро все проходит в земной жизни. А Христос дает нам основание в вечности. Наша жизнь не исчерпывается кратким периодом. Нам дарован уникальный дар – нам Сам Христос дает дар вечной жизни. Вечной! Но какова она будет, эта вечная жизнь? Будет ли она нас радовать? Или, может, наоборот, она нас ужаснет?

Читайте также:  Неделя 17-я по Пятидесятнице. Евангелие о постоянстве в вере и молитве

А все зависит от того, как мы потрудимся в нашей временной жизни. Если мы соберем достойные плоды веры, надежды и любви, если в нашем сердце будет мир, благодать, радость, любовь, то это мы с собой заберем в вечность. Это будет нас там радовать, мы будем греться в лучах Солнца правды – Спасителя и Господа Иисуса Христа. Счастье и блаженство будет у нас, потому что мы собрали в этой временной жизни достойные плоды.

А если, наоборот, мы пригрели в своей душе змей ядовитых? Мы привыкли жить с ненавистью, с осуждением, со злобой, с обманом, как с ядовитыми зверьми в клетке, – они в нашей душе находятся? И мы заберем с собой в вечность это! И будет нас это там жалить и кусать, мучить, так что мы исправить это не сможем уже – все, временная земная жизнь закончилась, ничего не исправишь!

Вот какова цена выбора человека – выбрать правильный краеугольный камень. Если мы опорой в своей жизни выбираем Господа Иисуса Христа, то мы спасемся и будем иметь радостную вечную жизнь. Потому что для того и пришел в мир, чтобы никто из верующих в Него не погиб, но имел жизнь вечную.

Видите, зачем пришел Господь? Зачем Он умер на кресте? Чтобы мы с вами в вечности радовались и были счастливы. Он берет на Себя наши грехи, чтобы мы не мучились ими. Вот если мы примем основой своей жизни Господа Иисуса Христа, то живем здесь, в земной жизни, с Ним и будем жить в вечной. Для этого надо возгревать в сердцах своих любовь – любовь ко Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу, которая проявляется в жизни через дела любви к людям.

Страшные слова мы сегодня слышали, редко такие слова бывают в Священном Писании, – слова, которыми завершал свое послание, мурашки по коже идут от этих слов. так сказал: «Кто не любит Господа Иисуса Христа, да будет проклят» (см. 1 Кор. 16, 22). Страшно слышать! Какова цена нашей беспечности! Какова цена нашего непонимания, что в жизни самое главное!

Обратимся же, дорогие братья и сестры, ко Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу, помолимся Ему и попросим у Него, чтобы Он вразумил нас, и драгоценный дар жизни, который мы получили, мы не зря использовали. Будем стремиться всегда иметь в своих сердцах любовь ко Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу, Ему же слава во веки веков.

Аминь.

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Неделя 19-я по Пятидесятнице. О любви к врагам

Неделя 19-я по Пятидесятнице. О любви к врагам

Трудна кажется нам заповедь о любви к врагам. Как соблюсти ее, если даже на родных и близких мы часто гневаемся и копим на них обиды? Но исполнение этой трудной заповеди необходимо каждому, кто не хочет быть отлученным от Бога. Если в сердце человека есть хоть капля ненависти, он не имеет права подойти к Чаше Святого Причастия, ибо не соединится с ним Вочеловечившаяся Любовь, Христос Искупитель.