Главная / Наш город / Мариупольская икона Божией Матери / Мариупольская икона Божией Матери «Одигитрия»

Мариупольская икона Божией Матери «Одигитрия»

Обретение иконы Божией Матери, известной ныне по имени Мариупольской, произошло в Крыму. Сведения о времени обретения иконы не известно, однако обретение ее произошло еще до возникновения монастыря в ущелье близ Бахчисарая. Более того, само обретение иконы послужило к основанию монастыря.

Вот что об этом говорится в книге «Описание Крымских чудотворных икон Пресвятой Богородицы», изданной еще в XIX в.: «… говорит, что в давно минувшие времена пастух одного князя Топарха, по имени Михаил, загнал однажды стадо в овраг – ныне Скит Успенский – и увидел здесь на скале, саженях в десяти от земли, икону Богоматери и пред Нею свечу. Пораженный чудесным явлением, пастух дал знать о том своему начальству.

Когда дошла эта весть до князя, тогда, по его приказанию, новоявленная икона взята была с высоты и перенесена в его дом, находившийся в окрестных горах. На другой день иконы не нашлось в княжеском доме: она опять стояла на скале. То же повторилось и в другой раз… Тогда уже все поняли, что Царице Небесной не угодно, чтобы Ее святой лик находился в ином месте, кроме той скалы , где он явился. Тут же решили устроить малый храм в самой скале… Для сего иссекли внутри скалы пещеру, а снаружи лестницу к ней и в этой пещере устроили храм, где и поместили новоявленную икону, а так как явление иконы произошло 15 августа, то новый храм был посвящен Успению Богоматери».

Мариупольская икона Божией Матери "Одигитрия". Свято-Троицкий храм.
Мариупольская икона Божией Матери «Одигитрия». .

К достаточно точным историческим сведениям можно отнести факты поклонения иконе не только угнетенных христиан Крымского ханства, но и самих угнетателей – мусульман. Например, известно, что хан перед военным походом ставил перед иконой пудовую восковую свечу. Молились у иконы Божией Матери и рядовые мусульмане. Именно это их поклонение послужило к тому, что когда христиане Крыма, возглавляемые их святителем Игнатием (Гозадино), митрополитом Кафайским и Готфейским, выходили в пределы Российской империи, вынуждены были прятать икону в одной из бочек, заполненной зерном.

Читайте также:  Открылась конференция

Впереди колонны несли образ святого великомученика Георгия Победоносца, а икону Божией Матери старательно оберегали. Выход 18407 греков, 12598 армян, 219 грузин и 162 волохов был завершен 16 сентября 1778 г., но еще прошло почти два тяжелых года в Приднепровских степях прежде чем христиане обрели место для постоянного проживания. И в тот же день, когда в Крымских горах была обретена икона, 15 августа (по ст. ст.), но уже 1780 г., в  праздник Успения Пресвятой Богородицы отслужил благодарственный молебен у чудотворной иконы Божией Матери «Одигитрии».

Нельзя не упомянуть в связи с этим о названии города. Уездный город Павловск был переименован в . Вполне резонно считать основателем города Мариуполя митрополита Игнатия. Начатки Павловска с незначительным количеством населения оставались более городом в перспективе, чем действительно городом, а с заселением его в течение двух первых лет после переселения почти тремя тысячами греков и расположением вблизи по селам других переселенцев край резко и сильно изменил свой облик с достаточно пустынного и дикого, каким он мог оставаться еще очень долго, в активно осваиваемый трудолюбивым и предприимчивым народом.

Сады, виноградники, рыбные заводы, кожевенный завод, кирпичный завод и т.д., и т.п. Входя в город, греки входили уже не в Павловск, а в Мариуполь, который и был так назван для них и ради них. Возможно, для чиновников город и был назван в честь невестки императрицы Екатерины ΙΙ, но для переселенцев название города было связано с чудотворной иконой Божией Матери, с ущельем Мариамполь под Бахчисараем, с Пресвятой Богородицей и Девой Марией.

Читайте также:  К Богу не с пустыми руками
Мариупольская икона Божией Матери "Одигитрия". Свято-Троицкий храм.
Мариупольская икона Божией Матери «Одигитрия». Свято-Троицкий храм.

Благодарная память христиан сохранила предание о видении Божией Матери над городом во время неудавшейся высадки турецкого десанта в первые годы основания Мариуполя. На Карасевке была выстроена церковь Успения Пресвятой Богородицы, где и была поставлена икона. Вместе с тем, как Северное Приазовье заселялось малороссами и великороссами, Мариупольская икона Божией Матери «Одигитрия» стала предметом поклонения всей православной России. Благодарные верующие украсили образ Божией Матери. Риза иконы Божией Матери «Одигитрия» была «…вышита из жемчуга, местами жемчуг редкой величин, и осыпана бриллиантами, алмазами и другими драгоценными камнями» – свидетельствует старинный источник и сообщает об этой ризе: «Богомольцы жертвуют, кроме денег, множество драгоценных вещей, напр., колец, серег, золотых и серебряных монет, браслет и пр., которые тут же на икону и вешаются.

Собранные таким образом вещи продавались, а камни оставались, и из этих камней монахини вышили богатейшую ризу». Сохранились сведения о том, что в Свято-Успенской церкви существовал и чудотворный список Мариупольской иконы Божией Матери и что именно с этим списком совершали крестные ходы, в том числе и тот крестный ход вокруг города, когда произошла холерная эпидемия. Однако в 1936 г. храм был взорван, а икона и другие церковные ценности накануне были вывезены безбожниками в . С тех пор нет сведений о местонахождении Мариупольской иконы Божией Матери. (Икона великомученика Георгия Победоносца находится в Музее украинского искусства в Киеве.) Обломки Свято-Успенской церкви, вероятно, были положены в основание рядом построенной школы, а на месте самого храма ныне располагается автовокзал.

Читайте также:  Неделя 1-я по Пятидесятнице. Всех святых

Во многих храмах как Мариуполя, так и других населенных пунктов Приазовья, имеются иконы Божией Матери, известные как Мариупольские. Некоторые из них, вероятно, написаны по тем спискам, которые сохранялись после революции 1917 г. Доподлинно известен один действительно древний список Мариупольской иконы, который хранится в кафедральном соборе г. Симферополя по сей день. Причем уже в наше время икона чудесным образом самоочистилась, после чего была перенесена на некоторое время в алтарь, но сейчас снова выставлена для поклонения верующих.

Замечательно, что память о Мариупольской иконе не только не забыта, но и поддерживается. Так, строящийся ныне большой в центре города посвящен именно Покрову Пресвятой Богородицы. Но лучшей памятью о действительном заступлении Богородицы и наилучшим поклонением Ей будет достойная этой памяти и поклонения жизнь православных христиан.

Тропарь, глас 4:

К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

Кондак, глас 6:

Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари яко благая на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих тя.

Сергей Плотников

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Православные святыни старого Мариуполя

Православные святыни старого Мариуполя

Уже около года в Мариупольском краеведческом музее действует выставка «Православные святыни старого Мариуполя», которая посвящена …