Главная / Образование / Воскресное Евангелие / Неделя третья по Пятидесятнице. Никто не может служить двум господам

Неделя третья по Пятидесятнице. Никто не может служить двум господам

Мф., 18 зач., 6, 22–33

 Сказал Господь: Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

«Не пецытеся душею вашею, что ясте или что пиете: ни телом вашим, во что облечетеся» (Матф. 6:25).

Мы живем в XXI веке. Это век глобализации и технического прогресса, информатизации и милитаризации. Но, несмотря на столь мощное развитие науки и техники, казалось бы, на благо человека, и в этот век человечество живет в сумасшедшем ритме. Ведь если мы живем все лучше и лучше, тогда откуда пьянство, наркотики, болезни, психические и психологические расстройства? Современное общество, в первую очередь, печется о земных, насущных вещах: как найти хорошую работу, как заработать денег, купить жилье, обустроить свою жизнь. Неурядицы при исполнении желаемого заставляют ежедневно обдумывать, больше уделять времени на их решение, глубже вникать в проблему. Человек измотан. Он ломается.

Читайте также:  Неделя 12-я по Пятидесятнице. Золотой закон нравственности

Предостережением от этого зла служит первое наставление Иисуса Христа, сказанное в Нагорной проповеди более двух тысяч лет назад. Из года в год, на третьей Неделе по Пятидесятнице оно, как одно из главных слов Спасителя, читается на Литургии: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно» (Мф. 6, 22 – 23).

Человеческое око не просто орган зрения, оно неотделимо от свободного разума. Увидеть, это значит — оценить, составить то или иное мнение, следовательно, мы оцениваем происходящее тем, на что опирается наше мировоззрение, наш внутренний мир.

Человек, полагающийся на один свой ум и без устали повторяющий слово «наука»: «наукой доказано, наукой решено», не выдерживает тяжести скорбей в личной и общественной жизни. Он как одноглазый – видит все наполовину. Целостную картину видит человек, живущий по правилам Бога, духовным оком — совестью. И если совесть не омрачена грехом, то видит в душе своей все ошибки, заблуждения, недостатки. Омрачается же совесть наша в следствии пристрастия к богатствам мира сего, а пристрастившийся к наживе подобен потерявшему зрение.

Многие спросят: но разве нельзя спасти свою душу, достигнуть вечной жизни, не покидая привязанности к благам земли? Нельзя ли жить так, чтобы и добрые дела делать, и сокровища свои сохранить при себе? Нет! — отвечает Христос, и мы слышим второе наставление из Евангелия: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне» (Мф. 6, 24).

Мамона у древних сирийцев и евреев – бог богатства. Другой синоним мамоны – золотой телец. Он известен нам из сюжета Ветхого Завета, которого евреи сделали из золота и поклонялись, за что были осуждены Моисеем. Но почему Господь употребил иностранное слово для обозначения того, что противно Богу? — Чтобы выразить Свое глубокое презрение к обожествлению богатства, к служению и рабству богатству: «Ибо корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тим. 6:10). Ведь сколько пороков и страстей разжигает в человеке поклонение мамоне!

Читайте также:  Воскресный Апостол. Неделя 12-я по Пятидесятнице

Многие считают, что счастье в стяжательстве, сребролюбии, приобретении вещей и становятся участниками гонки за «высокими стандартами потребления». Одни, из тщеславия или зависти, хотят купить машину, «как у соседа». Другие, в погоне за длинным рублем работают без выходных. Третьи, связывают себя долгами, взяв кредит в банке, или решается на воровство. Кто-то развязывает войну, чтобы присвоить богатства других народов и ограбить целые страны. Кто-то просто «зарабатывает деньги», чтобы тратить их на ненужные вещи.

А что происходит в наших семьях? — Молодежь не вступает в брак, потому что не решен квартирный вопрос. Муж и жена отказываются иметь детей, потому что они мешают успешной карьере. Так, день за днем, человек втягивается в гонку потребления и незаметно для себя становится прихожанином «церкви мамоны», становится рабом вещей, работы, «хорошей жизни». И вот , в православной Украине, не посещает богослужений, потому что «нужно трудиться, дабы обеспечить достойную старость, дать образование детям, внукам, купить им квартиру, оплатить собственные похороны и место на кладбище, наконец».

Читайте также:  Об исцелении расслабленного

Прочитав это, многие спросят: «Что ж, надо отказаться от работы? Сидеть и ждать, когда Бог за нас все сделает?» Конечно же, нет. Господь не говорит нам о том, чтобы в нашей жизни не было обычной предусмотрительности. Он не говорит, чтобы мы были беспечными, безответственными и бездумными людьми. Он не призывает нас к праздности и не поощряет лень, так как заповедь о труде была дана человеку еще в раю: «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2:15). Или: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3:10). Более того, апостол Павел добавляет: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8). Господь осуждает не богатство само по себе, как замечает , но тех, «кои раболепствовали богатству».

Земная суета забирает у нас самое главное – любовь. Без нее в сердце уже нет места для Бога, нет любви к ближнему. Оно перестает видеть алчущего, жаждущего, больного, не может служить им. Мы теряем нравственные ориентиры… И тут Господь, как Царь подбадривает нас: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Мф. 6:22). Да, мы сыны Его, значит, будем искать того, что подобает царским детям. Будем искать то, что мы имели, но утратили из-за греха. Будем ценить высокое достоинство человека, несравнимое с достоинством других творений. И не уподобимся Исаву, продавшему свое первородство за чечевичную похлебку. Потому что Богу угодно, чтобы мы были господами всего мира и всех вещей. Будем стремиться сердцем к Богу, и заботиться о своей душе как о бесценном сокровище. Будем увещевать в этом и молодое поколение своим примером.

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Неделя 22-я по Пятидесятнице. О вере в помощь Божию

Неделя 24-я по Пятидесятнице. О вере в помощь Божию

Мы получим исцеление только в том случае, если умом прикоснемся к Господу с такой верой, какая была у этой женщины, если будем с дерзновением преодолевать свое неверие и пробиваться сквозь мешающую нам толпу греховных помыслов и всевозможных суетных обстоятельств. Однако ничто не принесет нам пользы, если мы будем делать это без веры, по крайней мере, без понуждения себя к ней. Как не принесло пользы присутствие Спасителя многим и многим людям, окружавшим Его, но не имевшим веры. Спаситель ясно сказал: «Вера твоя спасла тебя».