Главная / Образование / Воскресное Евангелие / Неделя третья по Пятидесятнице. Никто не может служить двум господам

Неделя третья по Пятидесятнице. Никто не может служить двум господам

Мф., 18 зач., 6, 22–33

 Сказал Господь: Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

«Не пецытеся душею вашею, что ясте или что пиете: ни телом вашим, во что облечетеся» (Матф. 6:25).

Мы живем в XXI веке. Это век глобализации и технического прогресса, информатизации и милитаризации. Но, несмотря на столь мощное развитие науки и техники, казалось бы, на благо человека, и в этот век человечество живет в сумасшедшем ритме. Ведь если мы живем все лучше и лучше, тогда откуда пьянство, наркотики, болезни, психические и психологические расстройства? Современное , в первую очередь, печется о земных, насущных вещах: как найти хорошую работу, как заработать денег, купить жилье, обустроить свою жизнь. Неурядицы при исполнении желаемого заставляют ежедневно обдумывать, больше уделять времени на их решение, глубже вникать в проблему. Человек измотан. Он ломается.

Читайте также:  Неделя святых отец: слово о Ветхом Завете

Предостережением от этого зла служит первое наставление Иисуса Христа, сказанное в Нагорной проповеди более двух тысяч лет назад. Из года в год, на третьей Неделе по Пятидесятнице оно, как одно из главных слов Спасителя, читается на Литургии: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно» (Мф. 6, 22 – 23).

Человеческое око не просто орган зрения, оно неотделимо от свободного разума. Увидеть, это значит — оценить, составить то или иное мнение, следовательно, мы оцениваем происходящее тем, на что опирается наше мировоззрение, наш внутренний мир.

Человек, полагающийся на один свой ум и без устали повторяющий слово «наука»: «наукой доказано, наукой решено», не выдерживает тяжести скорбей в личной и общественной жизни. Он как одноглазый – видит все наполовину. Целостную картину видит человек, живущий по правилам Бога, духовным оком — совестью. И если совесть не омрачена грехом, то видит в душе своей все ошибки, заблуждения, недостатки. Омрачается же совесть наша в следствии пристрастия к богатствам мира сего, а пристрастившийся к наживе подобен потерявшему зрение.

Многие спросят: но разве нельзя спасти свою душу, достигнуть вечной жизни, не покидая привязанности к благам земли? Нельзя ли жить так, чтобы и добрые дела делать, и сокровища свои сохранить при себе? Нет! — отвечает Христос, и мы слышим второе наставление из Евангелия: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне» (Мф. 6, 24).

Мамона у древних сирийцев и евреев – бог богатства. Другой синоним мамоны – золотой телец. Он известен нам из сюжета Ветхого Завета, которого евреи сделали из золота и поклонялись, за что были осуждены Моисеем. Но почему Господь употребил иностранное слово для обозначения того, что противно Богу? — Чтобы выразить Свое глубокое презрение к обожествлению богатства, к служению и рабству богатству: «Ибо корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тим. 6:10). Ведь сколько пороков и страстей разжигает в человеке поклонение мамоне!

Читайте также:  Выступление Святейшего Патриарха Кирилла в выпуске телепрограммы «Слово пастыря» 9 апреля 2011 года

Многие считают, что счастье в стяжательстве, сребролюбии, приобретении вещей и становятся участниками гонки за «высокими стандартами потребления». Одни, из тщеславия или зависти, хотят купить машину, «как у соседа». Другие, в погоне за длинным рублем работают без выходных. Третьи, связывают себя долгами, взяв кредит в банке, или решается на воровство. Кто-то развязывает войну, чтобы присвоить богатства других народов и ограбить целые страны. Кто-то просто «зарабатывает деньги», чтобы тратить их на ненужные вещи.

А что происходит в наших семьях? — Молодежь не вступает в брак, потому что не решен квартирный вопрос. Муж и жена отказываются иметь детей, потому что они мешают успешной карьере. Так, день за днем, человек втягивается в гонку потребления и незаметно для себя становится прихожанином «церкви мамоны», становится рабом вещей, работы, «хорошей жизни». И вот народ, в православной Украине, не посещает богослужений, потому что «нужно трудиться, дабы обеспечить достойную старость, дать детям, внукам, купить им квартиру, оплатить собственные похороны и место на кладбище, наконец».

Читайте также:  Неделя 32-я по Пятидесятнице. Господь взирает на сердце человека

Прочитав это, многие спросят: «Что ж, надо отказаться от работы? Сидеть и ждать, когда Бог за нас все сделает?» Конечно же, нет. Господь не говорит нам о том, чтобы в нашей жизни не было обычной предусмотрительности. Он не говорит, чтобы мы были беспечными, безответственными и бездумными людьми. Он не призывает нас к праздности и не поощряет лень, так как заповедь о труде была дана человеку еще в раю: «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2:15). Или: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3:10). Более того, апостол Павел добавляет: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8). Господь осуждает не богатство само по себе, как замечает , но тех, «кои раболепствовали богатству».

Земная суета забирает у нас самое главное – любовь. Без нее в сердце уже нет места для Бога, нет любви к ближнему. Оно перестает видеть алчущего, жаждущего, больного, не может служить им. Мы теряем нравственные ориентиры… И тут Господь, как Царь подбадривает нас: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Мф. 6:22). Да, мы сыны Его, значит, будем искать того, что подобает царским детям. Будем искать то, что мы имели, но утратили из-за греха. Будем ценить высокое достоинство человека, несравнимое с достоинством других творений. И не уподобимся Исаву, продавшему свое первородство за чечевичную похлебку. Потому что Богу угодно, чтобы мы были господами всего мира и всех вещей. Будем стремиться сердцем к Богу, и заботиться о своей душе как о бесценном сокровище. Будем увещевать в этом и молодое поколение своим примером.

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Неделя 3-я по Пятидесятнице. Богу или мамоне?

Неделя 3-я по Пятидесятнице. Богу или мамоне?

Нас занимают мысли: в чем хранить сбережения, куда ехать отдыхать, какую машину выгоднее приобрести, и в этой суете Бог отходит на последний план. Мы забываем, что все в руках Божьих и делается только по Его промыслу. Мы надеемся на собственные силы или на близких, и, зачастую, эти надежды не оправдываются. Отсюда проистекают скорби, жизнь кажется бессмысленной, ведь погоня за материальными благами не имеет конца, и не приносит душевного спокойствия.