Главная / Образование / История церкви / 31 июля – Память святых отцев шести Вселенских Соборов

31 июля – Память святых отцев шести Вселенских Соборов

Православной Церковью признаны семь Святых Вселенских Соборов:

— Никейский I — 325 год, против ереси Ария
— Константинопольский I — 381 год, против ереси Македония
— Ефесский — 431 год, против ереси Нестория
— Халкидонский — 451 год, против ереси монофизитов
— Константинопольский II — 553 год, «О трех главах»
— Константинопольский III — 680—681 годы, против ереси монофелитов
— Никейский II — 787 год, против ереси иконоборцев.

А литургическое празднование святым отцам шести Соборов объясняется тем, что седьмой Вселенский был призван таковым на Поместном Константинопольском Соборе в 879-880 годах, тогда как каждый из шести был утвержден Вселенским на следующем за ним.

Смысл особого почитания святых отцов Вселенских Соборов заключается в том, что только Соборы обладали даром выносить непогрешимые и «для всех полезные» определения в области христианской веры и церковного благочестия в кризисные моменты церковной истории.

Краткий итог догматического богословия святых отцов шести Вселенских Соборов отражен в первом соборном правиле Трулльского Собора (691 год), ставшего продолжением VI Вселенского (III Константинопольского).

Кроме догматической деятельности, святые отцы Вселенских Соборов вырабатывали правила, служащие к упорядочению церковной дисциплины. Церковь никогда не отступает от прежних догматических определений, выработанных церковных канонов и не заменяет их новыми.

«Ве́стно бу́ди, я́ко в сей 16-й день па́мять соверша́ем святы́х Вселе́нских шести́ Собо́ров: прилучи́вшагося же свята́го па́мять пое́м на повече́рии. А́ще случи́тся Неде́ля, слу́жба пое́тся святы́х оте́ц в сию́ Неде́лю. А́ще же в сре́ду, пое́тся слу́жба их в мимоше́дшую Неде́лю. А́ще в четверто́к, пое́тся слу́жба их в прииду́щую Неде́лю» (Типикон, 16 июля).

Читайте также:  Обрезание Господне (о тропаре)
Икона святых отцов шести Вселенских Соборов
Икона святых отцов шести Вселенских Соборов

В этом году в , 31 июля,  в   Неделю 5-ю по Пятидесятнице Церковь совершает память святых отцев Вселенских шести соборов:

Первого, бывшего в 325 году по Рождестве Христове в присутствии Константина Великого и 318 св. отец, вопреки Арию единомыслием веры уяснивших в первых восьми членах Символа Веры единосущие в трех ипостасях Богоначального естества и единое поклонение Отцу, Сыну и Св. Духу,  определивших время празднования Пасхи и предавших в руководство Церкви 20 правил благочиния.

Второго, бывшего в Константинополе в 381 году при императоре Феодосии Великом, в числе 150 св. отец, подтвердивших, вопреки Македонию, патриарху Константинопольскому, равное поклонение Св. Духу, купно с Богом Отцом и Сыном; указавших важность и непреложность веры, проповеданной Первым Вселенским собором; распространивших изложение восьмого члена веры; присовокупивших четыре последние члена и предавших в руководство Церкви 7 правил благочиния.

Третьего, бывшего в Ефесе в 431 году в числе 200 св. отец при Феодосии II, исповедавших против Hестория нераздельное в лице Иисуса Христа соединение Божества и человечества, и бессеменно родившую Его непорочную Приснодеву собственно и истинно Богородицею; подтвердивших неизменность Символа Веры и предавших в руководство Церкви 8 правил благочиния.

Четвертого, бывшего в Халкидоне в 451 году, при Маркиане, в числе 630 св. отец, исповедавших Господа Иисуса Христа совершенным в Божестве и совершенным в человечестве, Богом истинным и человеком истинным, из души и тела; единосущным Отцу по Божеству и присносущным нам по человечеству; по всему нам подобным кроме греха; рожденным прежде века от Отца по Божеству; по человечеству ради нашего спасения — от Марии Девы Богородицы; единым Христом, Сыном Господа, единородным, в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно познаваемым, и в сих двух естествах славимым: а суемудрого Евтихия, архимандрита Константинопольского, который говорил, что великое спасительного домостроительства совершилось призраком, извергших, и с ним Нестория, патриарха Александрийского, и Диоскора, архиепископа Александрийского, из коих один был защитником и поборником разделения, а другой смешения Божества и человечества во Иисусе Христе, и предавших 30 канонов благочиния в руководство Церкви.

Пятого, бывшего при император Юстиниане Великом в Константинополе в 553 году, в числе 165 св. отец, утвердивших истину учения, изложенного Четвертым Вселенским собором, и осудивших Феодора Мопсуетского — Несториева учителя, Оригена, Дидима и Евагрия, также написанное Феодоритом противу правой веры и противу дванадесяти глав блаженного Кирилла, и так называемое письмо Ивы.

Читайте также:  Иконография образа святой Екатерины

Еретики, осужденные соборами Ефесским и Халкидонским, восстали против собора Хадкидонского, утверждали, что он, осудив Евтихия, оправдал Нестория и в подтверждение сего указывали на сочинения Феодора, епископа Мопсуестского, Феодорита Кирского и Ивы Едесского, которые будто бы не были осуждены Халкидонским собором, между тем как благоприятствовали учению Hестория. Феодор хотел разумение св. Писания и все учение веры основать на началах одного разума; потому отверг важнейшие догматы Православной Церкви, не признавал во Христе воплощенного Бога Слова, не почитал св. Матери Его Богородицею, отвергал исполнение пророчеств в лице Иисуса Христа, все чудеса и проч. Феодорит, епископ Кирский, бывший в дружеской связи с Несторием, до его заблуждения и во время Ефесского собора, по неведению о перемене мыслей Hестория и по неосторожности, в чем сам впоследствии раскаялся, написал 12 глав против известных 12 анафем св. Кирилла Александрийского на Hестория. Ива Едеский, в послании к Марию Персу, осуждал Равулу, своего предшественника, зато, что он предал анафеме Феодора Мопсуестского будто бы безвинно и не уважил его трудов для пользы Церкви. Это послание для одних служило соблазном, других располагало к образу мыслей Феодора, и чрез то к ереси Нестория. В то же время начали распространяться на Востоке ложные мысли Оригена (186 — 254), кои и прежде уже не раз были осуждаемы Прав. учителями Церкви. Они осуждены были еще при жизни самого Оригена епископом Александрийским Димитрием, потом Феофилом Адександрйским (в 399) на соборе из епископов Египетских и Ливийских. Таким образом V Вселенским собором утверждены только прежние решения об Оригене. Ложные мнения Оригена состояли в том, что он 1) отвергал равенство лиц Св. Троицы; 2) души человеческие считал сотворенными прежде тел и заключенными в тела в наказание за грехи, сделанные душами прежде соединения с телами; 3) душа Иисуса Христа соединилась с Словом прежде воплощения; 4) небесные светила суть одушевленные силы, в которых обитает душа разумная; 5) мучения загробные будут иметь конец, — и 6) , Спаситель человеков, вторично пострадает для спасения демонов и проч. Дидим и Ивагрий были учениками Оригена.
Читайте также:  Собор Архистратига Михаила и всех небесных сил бесплотных

И Шестого, бывшего при Константине Погонате, также в Константинополе в 691 году, вопреки Сергия, епископа Константинопольского, и его последователей, в числе 170 св. отец, утвердивших, что во Иисусе Христе две естественные воли и два естественных действия нераздельны и неслиянны; подтвердивших правила Вселенских и Поместных соборов и изложивших 102 правила благочиния в утверждение Церкви.

Празднование св. отцам шести Вселенских соборов, бывших в разные времена, без сомнения началось не вдруг, но распространялось мало по малу, после Первого Вселенского собора. На постепенное установление празднования св. шести соборам Вселенским указуется писаниями св. отец разных веков. Так св. Григорий Двоеслов, писатель VI века, в послании своем к Иоанну, патриарху Константинопольскому, и прочим патриархам писал о четырех Вселенских соборах: «приемлю и почитаю 4 собора, как 4 книги св. Евангелия, т. е. со всею преданностию содержу и всецело храню Никейский на коем ниспровергнуто лжеучение Ария; — Константинопольский, на коем обличено заблуждение Евномия и Македония; Ефесский, на коем отвергнуто нечестие Hестория; Халкидонский, на коем отвергнуто безумие Евтихия и Диоскора». B VII веке св. патриарх Софроний, в соборном послании к Сергию, Константинопольскому патриарху, писал:

«…св. отцы, желая показать, что учение их не новое, а согласное с соборами, часто перечисляют оные. Мы принимаем четыре великие, священные Вселенские собора, бывшие для утверждения Божественных догматов церковных, сияющие Евангельским блеском и украшенные качествами Евангельскими. Сверх сих четырех великих, достоуважаемых, священнейших и равночестных соборов, я принимаю и Пятый Вселенский собор, бывший кроме и после тех соборов, собиравшийся для подтверждения знаменитого Халкидонского собора». Так в  IХ веке о шести Вселенских соборах пишет Никифор, архиепископ Константинопольский, и называет их святыми, Богодвижимыми. При воспоминании св. отец шести Вселенских соборов Церковь в чтении Евангельском предлагает ходатайственную молитву Иисуса Христа, указанную в первом Страстном Евангелии и в VII-ю по Пасхе неделю св. отец Первого Вселенского собора (Иоан. 17:1 — 13, зач. 56).

А словами Апостольского чтения поучает: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно» (Евр. 13:17).

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Воскресение Христово в отличие от воскрешения Лазаря

Воскресение Христово в отличие от воскрешения Лазаря

По Евангелию от Иоанна, воскрешение Лазаря было ближайшим поводом к народному торжеству при входе Господа Иисуса Христа в Иерусалим (Ин. 12,18), а этот вход, в свою очередь, явился как бы предначатием страданий Господа и следующего за ним Воскресения.