О слепом

В это последнее воскресенье перед отданием праздника Пасхи, когда мы приветствуем друг друга словами благой вести о Воскресении Христовом, Церковь обращает наш взор на одно из чудес Спасителя, особо выделяя это событие из ряда, ему подобных.

Следует заметить, что каждая из шести Недель по Пасхе носит свое название в соответствии с тем евангельским событием, которое в эту Неделю отмечается особо.

Неделя 6-я по Пасхе, о слепом

В первую Неделю мы научались благоразумной осторожности, вспоминая доброе неверие Фомино, во вторую Неделю удивлялись подвигу бескорыстной любви святых жен-мироносиц и праведных Иосифа и Никодима, в третью Неделю восхваляли расслабленного за его долготерпение, в прошлое воскресенье учились у жены-самаряныни слушать и повиноваться[1], когда с нами говорит Сам Господь. И вот в эту, последнюю Неделю перед Вознесением Христовым, в Неделю о слепом, перед нашими очами предстает человек во всех отношениях удивительный, почему и обращает на него Свой пристальный взор .

Человек этот был слеп от рождения, что дало ученикам Спасителя повод вопросить своего божественного Учителя: Равви, кто согреши, сей ли, или родителя его, яко слеп родися? (Ин.9.1,2). Сторонники теории переселения душ любят приводить этот вопрос учеников для подтверждения своего ложного учения о реинкарнации: здесь, якобы, говорится о том, что человек может согрешить, до своего рождения, т. е. в «прошлой жизни». Святитель разрешает это недоумение таким образом: «как мы, когда видим страдающее дитя и говорим: что сказать о нем, что сделало это дитя? – этим не спрашиваем, а выражаем недоумение, так точно и ученики, когда говорили это, не столько спрашивали, сколько недоумевали»[2]. И Спаситель отвечает им, что для того этот человек родился слепым, чтобы на нем явились дела Божии (Ин.9.3), а затем и являет сами дела: сотворил брение… и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди умойся в купели Силоам, что значит «посланный». Он пошел и умылся, и пришел зрячим (Ин.9.5-7). Произошло неслыханное и невиданное дотоле чудо – исцелен слепорожденный. Какая радость была дарована счастливцу, увидевшему своим открывшимся чистым и ясным взором свет и красоту окружающего мира. Эта радость отражалась на его преобразившемся лице и сияла лучами небесной славы в чудном и удивленном взоре его восторженных глаз. Такая сильная перемена произошла с этим человеком, что соседи и прежде видевшие его не узнавали его.

Читайте также:  Синаксарь в неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания

Но, получив свидетельство от самого исцеленного, они повели его к фарисеям, этим ревнителям Закона, чтобы и перед ними засвидетельствовать великое чудо. И дальше перед нами, с одной стороны, во всей своей наготе открывается картина самой страшной и опасной слепоты – слепоты духовной, а с другой – продолжают раскрываться дела Божии в подвиге исповедничества бывшего слепца. Противостояние исцеленной слепоты и слепоты неисцельной, так ясно и наглядно явленное нам в сцене допроса слепорожденного, будет повторяться в истории человечества бесчисленное множество раз – и в мученичестве первых христиан, и в догматических спорах Вселенских Соборов, и в жертвоприношениях всевозможных и модных революций – или красных и кровавых, или разноцветных и бархатных. Всегда слепая и злая ложь будет преследовать истину. Но больше всего удивляет то, что чем сильнее и изощреннее бывает гонение на правду, тем она полнее и ярче раскрывается. Это мы можем наблюдать и на разбираемом нами примере: чем больше средств употребляли фарисеи, чтобы затмить чудо исцеления слепорожденного, подвергая допросу его и его родителей, тем смелее и убедительнее становились слова исцеленного, свидетельствующие истину. Но таково свойство истины, — замечает свт. Иоанн Златоуст, — что от того, чем люди думают подорвать ее, она становится сильнее, и просиявает через то, чем хотят затмить ее.[3] На упрек фарисеев, что Исцеливший нарушил субботу и потому грешен, прозревший слепой отвечает просто и прямо: грешник ли Он, не знаю, одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу (Ин.9.25). И наконец этот нищий и презираемый ими человек, на признание фарисеев, что они не ведают, откуда взялся Чудотворец, побеждает своих противников четкими и логически выверенными аргументами, сам становясь учителем для учителей: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит Его волю, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего (Ин.9.30-33).

Читайте также:  Где находится «Лоно Авраамово»?

С фарисеями произошло то, чего они больше всего боялись – они перед лицом всего народа оказались посрамленными в богословском споре, причем, победил их человек, по причине своей слепоты не прочитавший ни одной строчки Закона Моисеева. А ведь иудейский приучен был поднимать камни на всякого, павшего в богословском состязании. Такого позора фарисеи снести не могли. Тут же был найден способ выйти из опасного положения: как этот ничтожный человек смеет учить их? За оскорбление учительского достоинства он был выгнан вон и отлучен от синагоги. Вот так, за свидетельство истины, слепорожденный, получивший и великую радость, становится изгоем общества. Бывают дни в жизни человека, в которые может вместиться вечность. Такой день выпал слепцу, когда исцелил его Господь: вся вселенная взирала на то, как он говорил и что делал в этот день, потому что свои слова и дела он вписывал в книгу вечности. И этот великий день завершился для него еще большей наградой, чем та, с которой он начался: Сам Господь находит его и открывает ему тайну Своего Божества. Истина всегда бывает гонима от людей, но никогда не бывает без награды от Бога. Свт. Иоанн Златоуст говорит о той чести, которой удостоился отлученный от иудейского общества слепой: Изгнали его иудеи из храма, но обрел его Владыка храма; он удален был от заразительного сонмища, и очутился у спасительного источника; был обесчещен обесчестившими Христа, и почтен Владыкою ангелов. Вот каковы награды за истину![4]

После того, как исцеленный слепой исповедал Христа Богом и поклонился Ему, Спаситель произнес такие слова: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы (Ин.9.39). Эти слова Господа имеют прямое отношение к нам, особенно к тем из нас, кто, получив богословское , почитает себя учителем если не вселенского, то местного масштаба. Мы все имеем знание, —говорит св. ап. Павел, — но знание надмевает,а любовь назидает (1Кор. 8.1). Чтобы наше знание не превратило нас в слепых фарисеев, нужно по мере приобретения знаний подвизаться в любви, т.е. жертвовать собой, своим временем, своей пользой ради ближнего, кем он ни был, щедро делиться своими знаниями и не приписывать себе заслугу обладания ими. Нужно всегда помнить, что Господь дает способности для приобретения знаний для того, чтобы свидетельствовать истину. Как свидетельствовать ее и что за это свидетельство придется терпеть, мы видели сегодня на примере исцеленного слепого. Но не будем забывать и о награде, которой удостаиваются истинные свидетели не только в будущей жизни, но и здесь – в сознании чистой совести и действии божественной благодати. Такова добродетель, — говорит свт. Иоанн Златоуст, — кроме венцов там, она и здесь уготавливает нам жизнь приятную. Будем же исполнять сказанное, чтобы достигнуть и здешних и тамошних благ, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу со Святым Духом слава во веки веков. Аминь.

Христос Воскресе!

 ***

[1] Свт.Иоанн Златоуст. Беседы на св. ап. Иоанна Богослова. Беседа XXXI.П.5.

Читайте также:  Что такое Миропомазание?

[2] Там же. Беседа LVI.П.1.

[3] Там же. Беседа LVIII. П.1.

[4] Там же. Беседа LIX. П.1

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Неделя 6-я по Пасхе, о слепом

Неделя 6-я по Пасхе, о слепом

Если мы желаем, чтобы с нами чудо произошло, чтобы наши духовные очи открылись, нам нужно в ответ на действия Церкви – а Церковь подобно Иисусу Христу ведь действует: так же, как Он помазал глаза этому больному, Церковь предлагает нам молитвы, Таинства Церковные, богослужения – это действия Церкви по отношению к нам – к нам, слепым духовно, – но и мы в ответ должны что-то сделать. Как этот слепой: он пошел, он потрудился, он еще был слеп, он еще не видел, ему надо было идти еще наощупь к этой купели Силоамской. Так и нам надо в ответ на призыв Церкви идти к Иисусу Христу, идти к этой купели Силоамской, чтобы там умыть свою душу.