Главная / Образование / Богослужебный ликбез / Неделя святых жен Мироносиц и Иосифа праведного (3-я по Пасхе)

Неделя святых жен Мироносиц и Иосифа праведного (3-я по Пасхе)

В эту неделю церковные службы заимствуют содержание свое из евангельского повествования о явлении воскресшего Господа святым женам Мироносицам. Это всерадостное явление Господа было первое, по возстании Его из гроба, и потому прославляется Церковью в настоящее время, как несомненное доказательство Его воскресения.

Жены-мироносицы у Гроба Господня. Фреска купола храма Пантократора монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия, сер. XIV в.
Жены-мироносицы у Гроба Господня. Фреска купола храма Пантократора монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия, сер. XIV в.

В числе Мироносиц в Евангелии уиоминаются следующия: (см. 22 июл.), Мария Клеопова или Иаковля (Иоан. 19:25), Саломия (Мар. 15:40-41, 16:1-8), Иоанна (Лук. 8:3, 24:10), Марфа и Мария — сестры Лазаря (Лук. 10:38-42, Иоан. 11:1-45), Сусанна (см. Лук. 8:3). Кроме этих семи жен Мироносиц, «и иные множайшия бяху, яже бяху служащия Христу и учеником Его от имений своих.»

Святые жены Мироносицы и обстоятельства явления им воскресшего Господа прославляются в стихирах и тропарях канона в третью неделю по Пасхе и во все дни этой седмицы, и потому она называется неделей святых жен Мироносиц. Кроме святых Мироносиц, в церковных песнопениях настоящей недели прославляются Аримафейский и Никодим, тайный Спасителя (см. 2 авг.). По объяснению Синаксаря, святые жены Мироносицы были «первые и неложные свидетельницы воскресения, Иосиф же и Никодим — погребения, а это важнейшие и содержательнейшие у нас догматы; вот по этой-то причине недожным свидетелям погребения вместе с женами, видевшими , и установлено праздновать после первого уверения Фомы, ибо оно положено прежде потому, что случилось, как говорит святой евангелист, через восемь дней.»

Призывая своих чад в нынешний день восхвалять «Иосифа чудного купно с Никодимом, и Мироносицами верными,» Церковь в своих песнопениях этого дня преимущественно прославляет Господа нашего Иисуса Христа, внушая нам тем самым, что Он для нас всегда должен быть первым и преимущественным предметом воспоминания и прославления. Так как святых Мироносицы были свидетельницами не только воскресения Спасителя, но и Его страданий, смерти, и погребения, то и Церковь в своих песнопениях воспоминает «страсти» Спасителя и, обращаясь к Нему, воспевает: «заушен нас ради, и оплеван был еси, Иисусе, от беззаконников,» «оцта и желчи, Спасе, напоен был нас ради,» «в животворные ребра копием прободен был еси,» «вменился еси в мертвых,» «во гробе положен еси.»

Читайте также:  Сретение Господне - история, духовный смысл и богослужебные особенности праздника

Но эти скорбные воспоминания страданий и смерти Спасителя обильно сорастворяются утешительным указанием на спасительные для нас плоды креста Спасителя и радостью об Его воскресении. «Где — восклицает святая Церковь, — твое, смерте, жало? где твоя, аде, победа? сокрушился еси оживлением Воздвигшего мертвыя;» «да веселится Сион, да радуется и небо, воскресе Христос, мертвые воздвигнувый.» Даже тропари этой недели («Благообразный Иосиф,» «Мироносицам женам»), будучи заимствованы из службы Великой субботы, когда они выражали преимущественно благочестивую скорбь и лишь только предчувствие торжества, в эту неделю тоже дополняются радостным указанием на совершившееся воскресение Спасителя (см. ниже, окончания этих тропарей). Чрез такое сопоставление скорбных и радостных воспоминаний в церковных песнонопениях этого дня с особенной силой оттеняется душевное состояние святых жен, восприявших по воскресении Спасителя «вместо плача радость неизглаголанную,» а рав но глубже запечатлевается и в наших сердцах эта «радость неизглаголанная» о Христовом воскресении, «имже просветишася всего мира концы.»

Примечание. Прибавляемые на утреннем каноне к воскресным песням пасхального канона богородичны (см. 4 прим. на 653 стр.), воспевающие чудо воскресения Христова, но обращенные к лицу Богоматери (поемые и во дни Светлой седмицы, кроме первого), — являются в неделю Мироносиц, как нарочитая особенность Богослужения, ибо отселе, как видно из церковного Устава, заимствуются и в другие службы и, заключая собою общий пасхальный , предшествуют песням в честь святых Мироносиц. Ясно, что, принимая участие в радости Мироносиц, святая Церковь считает своим долгом приветствовать первее с этого радостно Ту, сердцу Которой она ближе всего. (Рук. д. с. п. 1892, 15).

Читайте также:  Великий Пост

Молитвословия дня

Тропарь (воскресный 2 гл.), — см. Великую субботу.

Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, / тогда ад умертвил еси блистанием Божества; / егда же и умершия от преисподних воскресил еси, / вся Силы Небесныя взываху: / Жизнодавче, Христе Боже наш, слава Тебе.

Слава: Благообразный Иосиф, / с Древа снем Пречистое Тело Твое, / плащаницею чистою обвив, и благоуханьми, / во гробе нове, закрыв, положи, / но тридневен воскресл еси, Господи, / подаяй мирови велию милость.

И ныне: Мироносицам женам, при гробе представ Ангел, вопияше: / мира мертвым суть прилична, / Христос же истления явися чуждь. / Но возопийте: воскресе Господь, / подаяй мирови велию милость.

Кондак, гл. 2. Радоватися мироносицам повеллл еси, плачь праматере Евы утолил еси воскресением Твоим Христе Боже, апостолом же Твоим проповедати повелел еси: Спас воскресе от гроба.

Утреннее . Ев. 3-е, Мк., 71 зач., XVI, 9–20.

Апостол. Деян. 6:1-7; 16 зач.

Евангелие. Мар. 15:43-47, 16:1-8, 69-70 зач.

На вечерне воскресенья и пятницы и на утрене среды на стиховне поется: «Тебе одеющагося

Читайте также:  Почему Господь Иисус Христос не называл себя Богом

«Аще храм святых жен Мироносиц, на малей и велицей вечерни, и на утрени, и на литургии поем во всем подобие, якоже великомученику Георгию (см. Мр. гл. в Уст. и ср. 48 храм, гл.); точию на вечерни чтем, писаны в неделю всех святых; на утрени по полиелеи величание поем сице: Величаем вас святые мироносицы, и чтем святую память вашу: вы бо молите о нас Христа Бога нашего.

Псалом: Блажен муж бояйся Господа, и прочая» (Уст.).

Вся следующая третья седмица по Пасхе, кончая субботой, посвящена попразднству недели святых жен Мироносиц.

С 4-й недели по Пасхе до праздника Вознесения Господня прославляются в службах церковных и воскресение Христово и некоторые обстоятельства Евангельской истории, в которых с особенной ясностью открылось людям Божественное могущество Иисуса Христа как Мессии, так что видевшие дела Его должны были уверовать в воскресение Христово.


С. В. Булгаков, Триодь Постная. Триодь Цветная. Настольная книга для священнослужителей

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Евхаристический канон

Евхаристический канон

Тайная вечеря Спасителя и апостолов осталась бы такой же ветхозаветной Пасхой с ее благодарением за исход, если бы Господь, идущий, как кроткий и чистый агнец, на добровольную смерть, не добавил к ее древнему чину несколько слов, наполнивших древний иудейский обычай новым, всемирным по своему масштабу смыслом. С тех пор мы получили возможность ежедневно благодарить Бога за спасение теперь уже не одного народа, но всего человечества, совершившееся по Его неизреченному человеколюбию через вочеловечение и самопожертвование Его Божественного Сына.