Главная / Библиотека / Статьи / Святые / «Не тужи, не скорби и не тоскуй, любезная душа, о том, что страдаешь без правды…»

«Не тужи, не скорби и не тоскуй, любезная душа, о том, что страдаешь без правды…»

Максим Грек родился в 1470 г. Два десятилетия назад пала великая Византийская империя. В западных странах продолжалась эпоха Возрождения. На Руси при Иване III было свергнуто татаро-монгольское иго, появился герб в виде двуглавого орла, а государство впервые стало называться Россией. В жизни преподобного каждая из эти культур оставила свой след.

«Не тужи, не скорби и не тоскуй, любезная душа, о том, что страдаешь без правды…»

В миру святого звали Михаил Триволис. Его родным городом была греческая Арта. Он покинул ее еще в юности и отправился получать на о. Корфу. В то время Корфу управляла Венецианская республика. Надо полагать, на острове молодой человек много слышал о красотах Италии, о ее мыслителях и преподавателях. Кстати сказать, среди них было немало греков, эмигрировавших с территории родной Византии после того, как она оказалась под управлением мусульман-турок.

Михаил происходил из обеспеченной семьи, поэтому для путешествия в Италию не было никаких препятствий. Он слушал лекции в университетах Болоньи, Падуи, Феррары, Милана и побывал в  парижской Сорбонне. Михаил в совершенстве изучил древнегреческий, латынь, французский и итальянский языки. Среди его друзей был философ Джованни Пико делла Мирандола и знаменитый издатель Мануций Альд (изданные им книги, так называемые «альдины», отличались от остальных высоким качеством печати и содержанием. Многие из них были первыми печатными изданиями античных классиков, другие содержали критически проверенный по рукописям текст новейших классических писателей, например Данте, Петрарки, Боккаччо и пр.). Так что молодой грек оказался в самом центре культурной жизни Италии того времени.

Большое впечатление на Михаила произвели проповеди Савонаролы, который гневно обличал развратного и честолюбивого Папу римского Александра VI Борджиа. За Савонаролой шли толпы людей. Популярность проповедника была велика, но далеко не всем были угодны речи о том, что следует вести праведную жизнь, искоренять грехи и избегать излишеств. Савонарола был сожжен во Флоренции.

Не имея возможности учиться у бесстрашного доминиканца, Михаил, по-видимому, решил по крайней мере найти возможность общаться с его единомышленниками и учениками и напитаться атмосферой монастыря, где Савонарола был настоятелем. Спустя некоторое время этот православный грек становится послушником во флорентийском монастыре св. Марка. Пораженный жизнью Савонаролы, Михаил искал в доминиканском монастыре благочестия, которого, возможно, не видел на своей разоренной турками родине.

Читайте также:  Событие Рождества Христова

Вскоре он убедился, что пороки есть и здесь. После двух лет монастырской жизни Михаил решает уехать из Италии. Отныне он хочет вести монашескую жизнь в лоне родной Православной Церкви и отправляется на . Святая Гора могла дать ему желаемое — духовных наставников и доступ к богатейшим библиотекам. В 1505 г. Михаил принял постриг с именем Максима в Ватопедском монастыре. Он прожил на Афоне недолго — около 10 лет и успел заслужить славу просвещенного и умудренного в книжных делах инока.

Еще на Корфу и в Италии Максим изучал разнообразные гуманитарные дисциплины. Он знакомился с произведениями современных ему философов и литераторов и с образцами классической литературы. Он был очень хорошо знаком с произведениями античных авторов и с древними мифами, так что потом использовал эти знания, когда искал необходимые ему литературные образы. Теперь у инока Максима появилась возможность расширить свои «светские» знания и обогатить их путем изучения творений Святых Отцов. Среди христианских авторов прп. Максим особенно почитал Иоанна Лествичника и Григория Назианзина и с увлечением изучал рукописи принявших на Афоне постриг греческих императоров Андроника Палеолога и Иоанна Кантакузена.

Через 10 лет после его пострига на Афон прибыло посольство от русского царя Василия III (1505-1533). Его мать — греческая царевна из рода Палеологов — привезла с собой в Москву немало греческих книг. Книги нередко посылались ей в дар из Византии. После падения империи ромеев (как называли себя византийцы) (вернее, уже Россия) стала восприниматься как преемница Византии и хранительница православия (не секрет, что впоследствии греки отправлялись в Россию, чтобы ознакомиться с ходом русского богослужения, в котором в чистом виде сохранились древние византийские традиции). Естественным было желание царя разобраться в царской библиотеке. Кроме того, стали замечать, что при переписывании Священного Писания и богослужебных текстов писцы допускали ошибки, так что к началу XVI в. в России было практически невозможно найти свободную от неточностей книгу. Требовался образованный человек, который бы перевел с греческого на русский необходимые тексты. Выбор пал на афонского монаха Савву. Но он был слишком стар и немощен для дальнего путешествия и взамен себя предложил известного своей ученостью Максима. Максим не знал русского языка, но в совершенстве владел греческим и латынью, а в перспективе мог освоить и русский. Так афонский монах оказался в России.

Читайте также:  Святитель Алексий, митрополит Московский

Его поселили в Чудовом монастыре, недалеко от царских палат. Впервые за сто лет открыли хранилище царской библиотеки, и Максим (которого за происхождение прозвали Греком) начал переводить. Он не знал русского, поэтому ему дали помощников. Максим переводил текст с греческого на латынь, а они с латыни «перетолмачивали» на русский. Переводческий талант инока Максима по достоинству оценили в Москве. Когда монах закончил данную ему работу, царь отказался отпустить его на Афон: разве можно было лишить государство такого образованного человека? Так знания, к которым Максим стремился с молодости, обернулись для него утратой ставшего родным Афона. Он переводил без конца, и в одном из писем признавался, что у него нет времени даже для того, чтобы дышать. Завистники не замедлили объявиться.

А тут еще Максим, подобно увлекшему его в юности Савонароле, стал бесстрашно обличать царя за то, что он хотел развестись с женой Соломонией (предлогом было то, что за долгие годы брака у нее не было детей) и жениться на Елене Глинской. Царь не потерпел непослушания. Соломонию насильно постригли в Рождественском монастыре, Елена Глинская стала царицей и родила будущего царя Иоанна Грозного. А Максима как неугодного царю и митрополиту Даниилу отправили в ссылку в Иосифо-Волоцкий монастырь. Его отлучили от Причастия, лишили возможности посещать церковь, читать и писать. Наказание было суровым, да и обвинение нашли ему под стать: якобы Максим умышленно искажал суть Священного Писания при переводе.

Читайте также:  Избрание на престол Патриарха-мученика

Он был абсолютно один в темном и сыром подземелье. Единственное, что он мог делать, — это молиться. «Не тужи, не скорби и не тоскуй, любезная , о том, что страдаешь без правды…» — писал инок Максим самому себе. Он не роптал, не злился на своих обвинителей, но смиренно переносил тяготы, которые Бог определил ему в этой жизни. Стремление к Богу и любовь к Нему были так сильны, что ничто не могло сломить духа Максима. Вместо уныния и скорби, которых, вероятно, добивались обвинители, Максим преисполнился вдохновения и кусочком угля написал на стене своей темницы канон Утешителю Святому Духу — по-гречески Параклиту. Этот удивительный текст впоследствии был принят Церковью и во многих храмах включен в в день Сошествия Святого Духа.

Потом Максима перевели в Тверь. Игумен местного монастыря Акакий разрешал Максиму читать и писать. Вскоре, после 13 лет отлучения от Церкви, ему было разрешено причаститься.

Ставший царем Иоанн Грозный около 1548 г. повелел освободить Максима Грека из заточения и разрешил ему поселиться в Троице-Сергиевой Лавре. Это было благом, но сокровенное желание переводчика — вернуться в Ватопедский монастырь, где были произнесены священные обеты и там закончить свою земную жизнь — не исполнилось. Одной из причин было то, что за долгие годы пребывания в России афонский монах увидел не только положительные, но и отрицательные стороны жизни страны — преемницы Византии. Нельзя было допустить, чтобы об этом знали за границей, в том числе и на Афоне.

«Не тужи, не скорби и не тоскуй, любезная душа, о том, что страдаешь без правды…»

Максим Грек прожил в Лавре всего несколько лет. В 1556 г., 3 февраля он отошел ко Господу. Канонизирован он был недавно — в 1988 г. Мощи преподобного пребывают в Троице-Сергиевой Лавре, а сам он, грек по происхождению, долгое время проживший и проучившийся в Италии, входит в собор Радонежских святых и воспринимается как русский святой.

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Праведный Иаков брат Господень по плоти

Праведный Иаков брат Господень по плоти

По преданию, был сыном праведного Иосифа Обручника от его первой жены, родным братом апостолов Иуды из лика 12 и Иосии из лика 70, и назывался также Иаковом меньшим или малым (Мк. 15:40). От юности возлюбил он строгое житие и сделался назореем, посвятив себя Богу и соблюдая строгое воздержание.