Главная / Святитель Игнатий / И помнит вещь руки прикосновение…

И помнит вещь руки прикосновение…

Под таким названием в Мариупольском краеведческом музее открылась выставка, посвященная 230-летию со дня блаженной кончины святителя Игнатия Мариупольского, митрополита Готфейского и Кафайского.

Представленная экспозиция носит уникальный характер. Ценность ее в том, что превалирующее большинство выставленных экспонатов — раритеты, которые сохранены благодаря ревностному отношению к своему делу, высокому профессионализму сотрудников краеведческого музея. Выставка особо интересна тем, что тут своими глазами можно увидеть вещи, к которым прикасались рука святителя Игнатия, а также познакомиться с прижизненными материалами и предметами быта, характерными для ХVIII века — периода его служению святой Православной Церкви.

Каждый экспонат выставки имеет собственную историю, весьма познавательную, как в плане ознакомления с жизнью мариупольского святого, так и ее занимательности в повествовании событий, благодаря которым вещи в целости и сохранности дошли к нам из глубины веков. Таким, к примеру, является кресло митрополита Игнатия.

Долгое время оно находилось в фондах Мариупольского краеведческого музея. Установить его принадлежность не удавалась до тех пор, пока не так давно из Центрального музея Тавриды (г. Симферополь) по электронной почте не пришли фотографии, сделанные археологом, историком, сотрудником этнографического отдела Русского музея Николаем Ивановичем Репниковым (1882 — 1940 г.г.). В 1914 году Николай Иванович осуществлял этнографическую экспедицию в Приазовье, во время которой фотографировал предметы быта греков и церковной утвари православных мариупольских храмов. На одной из его фотографий и было запечатлено выставленное сегодня в зале музея кресло митрополита Игнатия Мариупольского и таким образом совершенно точно установлена его подлинность. Экспонат получил новую жизнь, перекочевав из хранилища в действующую экспозицию.

На выставке можно ознакомиться с судьбоносными для нашего края экспонатами. Таковой является хорошо известная Жалованная грамота Екатерины II. Жалованная грамота (указ) была подписана Екатериной II 21 мая 1779 года. Этот документ составлен на русском и греческом языках и занимает пять листов. По словам экскурсоводов почти все «условия», разработанные крымскими христианами еще в июле 1778 года, то есть накануне переселения, были учтены. Вопрос о городе проживания в указе решался так: «Для купечества же, мастеровых и промышленников назначаем к обитанию их той губернии города Екатеринослав и Мариамополь как выгоднейшие для торговли места».

Читайте также:  День памяти Святителя Игнатия Мариупольского

Говорить об уникальности этого экспоната в силу его исторического значения не приходится. Но следует подчеркнуть, что выставляется грамота крайне редко в силу того, что это оригинал, — текст написан на белом пергаменте (писчая бумага — выделанная по специальной технологии телячья кожа, не пропускающая жиров и влаги). Со временем и при частом его употреблением документ ветшает. А потому и ограничено его экспонирование.

На этой выставке Жалованная грамота выставляется в связи с тем, что текст ее имеет непосредственное отношение к теме «И помнит вещь руки прикосновение» — в одном из пунктов ее сказано:

«Преосвященному митрополиту Игнатию по смерть его всемилостивейше препоручаем паству всех сих с ним вышедших и впредь выходящих из Крыма поселян, которому и состоять беспосредственно под нашим Святейшим Синодом; священникам, вышедшим ныне, оставаясь всякому при своей епархии, зависеть от него, которому и впредь по рассмотрению своему и по мере надобности рукополагать в пастве своей священников и других церковников…».

Объяснимую заинтересованность вызывает также выставленная рядом с Жалованной грамотой кустодия — крышка от футляра, в которой хранится царская печать из красного сургуча.

Примечательны на выставке и другие материала, такие, например, как оригинал «Ревизской сказки» (перепись населения) духовенства Мариуполя и греческих сел. Она была составлена 26 мая 1782 года. В этом документе зафиксирован возраст митрополита Игнатия (Гозадинова) — 65 лет.
Неподдельный интерес вызывает фотография завещания святителя Игнатия Мариупольского, написанного, как отмечает протоиерей С. Серафимов в «Заметках из архива Готфейской епархии в Крыму» (» … по форме судя, в черне) на турецком и греческом языках. Тут говорится следующее:

«После исповеди и приобщения Святых Таин митрополит на смертном одре объявил почетным представителям паствы свою волю относительно остающегося у него имущества».

Затем следует распределение денег разным лицам. Завещание показывает, что дом митрополита владел рыбным заводом, постоялыми дворами, лавками. По словам протоиерея С. Серафимова, на вопрос некоторых, кому откажет все это, отвечал: «Жду из Таганрога письмоводителя моего, ему поручу написать все подробно».

Читайте также:  Торжественное мероприятие, посвященное памяти митрополита Игнатия

Заинтересованное внимание привлекают на выставке экспонаты церковной утвари XVIII века. Таким, к примеру, является серебряный с позолотой потир — церковная чаша для освящения вина и принятия причастия, датированная 1722 годом. Примечательная она тем, что на украшающих основание ее ножки медальонах имеется надпись на греческом языке. Расшифрованная санкт-петербургскими учеными она гласит: «Этот святой потир посвятил Хаджиилия святому Георгию и Вознесению Христову в 1722 году».
Рядом находится оригинальный экземпляр плащаницы — употребляемой в церковном обряде ткани с изображением тела Христа во гробе. Расшита она металлическими серебряными нитями по красному атласу, поражает своей красотой и искусностью исполнения. Глядя на нее, с волнением думаешь о том, что к ней прикасались руки святого Игнатия Мариупольского.

Привлекает интерес посетителей выставки фотокопии икон Святого Георгия (XII век) и чудотворного образа Божией Матери (Одигитрии). Каждый из этих образов имеет свою историю. Так, икона Святого Георгия в свое время находилась в Бахчисарайском Георгиевском монастыре. При переселении в Приазовье под предводительством святителя Игнатия греки взяли ее с собой. Икона находилась в Харлампиевском соборе. Сегодня оригинал иконы можно увидеть в Национальном музее изобразительного искусства (г. ).

Представленные на стенде фотокопии икон Божией Матери Одигитрии дают глубокое понимание того, какие прекрасные образцы духовного богатства и древней культуры являют собой эти образы, оправленные в роскошные, выполненные в серебре (на одном фото) и искусно украшенные жемчугом (на другом) оклады. Оригинал образа Царицы Небесной Одигитрии находился в мариупольской церкви Успения Пресвятой Богородицы. Чудотворный образ был утрачен в 30-е годы прошлого века, когда храм был взорван.

Читайте также:  Святителю отче Игнатие, моли Бога о нас!

Тут же на фотографиях Н. И. Репникова и В. Д. Машукова можно увидеть митру митрополита Игнатия (Гозадинова) из Екатерининской церкви, сегодня митра хранится в Донецком краеведческом музее; омофор святителя Игнатия; упомянутое выше кресло митрополита Игнатия, хранившееся в Харлампиевском соборе; фрагмент иконостаса церкви святой Кириакии (село Стыла).

Не оставят равнодушными посетителей выставки фотодокументы В. Д. Машукова, на котором запечатлены место захоронения святителя Игнатия в Екатерининской церкви в Мариуполе, одежда митрополита Игнатия (Гозадинова) из той же церкви.

Выставленные фотокопии иных экспонатов вызывают объяснимый интерес тем, что дают представление о быте и культуре того периода, в котором проходила священническая деятельность святителя Игнатия. Таковыми являются, к примеру, фоторепродукции портретов XVIII века сельского священника Симеона и его жены, сделанные Н. И. Репниковым в селе Стыла. Перед нами очень красивая средних лет женщина, голова которой покрыта перифтаром — женским головным убором, украшена ханьяром — головным украшением, оригинальным орнаментом вышивки отделаны края рукавов ее верхней одежды.

Познавательны и интересны остальные экспонаты выставки, среди которых портреты самого мариупольского святого — митрополита Игнатия. Особенно привлекательна литография А. Траншеля, выполненная в середине XIX века.

Компактная по форме, но весьма содержательная, отражающая полноту глубинных религиозных, исторических, духовных, культурно-бытовых процессов, проходивших в Приазовье несколько веков назад, выставка «И помнит вещь руки прикосновение», организованная на высоком профессиональном уровне работниками краеведческого музея, — своего рода событие в культурной жизни Мариуполя. Она расширяет представление о традициях, которые зиждутся на христианской любви и высокой нравственности народов, населяющих наш край.

Таисия Коваль

Фотографии Александра Кулика

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Торжественное мероприятие, посвященное памяти митрополита Игнатия

Торжественное мероприятие, посвященное памяти митрополита Игнатия

18 февраля 2017 года в мариупольском ДК «Молодёжный» прошел торжественный вечер, посвящённый памяти основателя города Мариуполя Святителя Игнатия Мариупольского.