Пятая песнь канона

Пятая песнь канона — песнь  пророка Исаии: «От нощи утреннюет дух мой к Тебе, Боже», воспевающего избавление Церкви от врагов и торжество над самою смертию и молится о благодатном просвещении, о мире Небесном и о других плодах Божественного искупления». (Исход, гл. 26, 9-21).

Пятая песнь канона

Святой пророк Исаия жил за 700 лет до Рождества Христова и происходил из царского рода. Отец Исаии, Амос, воспитал сына в страхе Божием и в законе Господнем. Достигнув зрелого возраста, Исаия вступил в брак с благочестивой девицей-пророчицей и имел сына Иасува.

К пророческому служению святой Исаия был призван Богом в царство Озии, царя Иудейского, и пророчествовал около 60 лет при царях Иоафаме, Ахазе, Езекии и Манассии. Начало его служения было ознаменовано следующим видением: он видел Господа Бога, сидящего в величественном небесном храме на высоком престоле. Его окружали шестикрылые Серафимы. Двумя крылами они закрывали лица свои, двумя — прикрывали ноги и двумя летали, взывая друг ко другу: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнены небо и земля Славы Его!» Столпы храма небесного потрясались от их восклицаний, и в храме разносилось курение фимиама. Пророк в ужасе воскликнул: «О, окаянный я человек, я сподобился видеть Господа Саваофа, имея нечистые уста и живя посреди нечистых людей!» Тогда послан был к нему один из Серафимов, имевший в руке раскалённый уголь, который он взял клещами от алтаря Господня. Он прикоснулся к устам пророка Исаии и сказал: «Вот, я прикоснулся к твоим устам, и отымет Господь беззакония твои и грехи твои очистит». После этого услышал Исаия голос Господа, обращенный к нему: «Кого пошлю и кто пойдет к иудеям, кто пойдет для Нас?» Исаия отвечал: «Вот я, пошли меня, Господи, я пойду». И послал его Господь к иудеям убеждать их обратиться от путей нечестия и идолопоклонства и принести покаяние. Тем, которые покаются и обратятся к Истинному Богу, Господь обещал милость и прощение, а упорным предназначены кары и казни Божии. Тогда Исаия спросил Господа, долго ли продолжится отступление иудейского народа от Бога. Господь отвечал: «До тех пор, пока не запустеют города, не будет людей в домах и эта земля не сделается пустыней. Впрочем, когда срубят дерево, то от пня его идут новые побеги, так и по истреблении народа останется святой остаток, от которого возникнет новое племя».

Читайте также:  Объяснение паремий в Богородичные праздники

Исаия оставил после себя книгу пророчеств, в которых он обличает иудеев за их неверность Богу отцов, предсказывает плен иудеев и возвращение их из плена царем Киром, опустошение и восстановление Иерусалима и храма. Вместе с тем он предсказывает историческую судьбу и других соседних иудеям народов. Но, что всего важнее для нас, пророк Исаия с особенной ясностью и подробностью пророчествует о пришествии Мессии — Христа Спасителя. Пророк именует Мессию Богом и Человеком, Учителем всех народов, Основателем Царства мира и любви. Пророк предсказывает рождение Мессии от Девы, с особенной ясностью описывает страдания Мессии за грехи мира, предвидит Его Воскресение и распространение Церкви Его по вселенной. По ясности предсказаний о Христе Спасителе пророк Исаия заслужил наименование ветхозаветного евангелиста. Ему принадлежат слова: «Сей грехи наши носит и о нас болезнует… Он был уязвлен за грехи наши и мучим за беззакония наши. Наказание мира нашего на Нем, и ранами Его мы исцелились…» (гл. 53, 4, 5. См. кн. Пророка Исаии, гл. 7, 14, гл. II, 1, гл. 9, 6, гл. 53, 4, гл. 60, 13 и др.).

Читайте также:  Уроки о Божественной Литургии, проводимые в Свято-Троицком храме. Часть 20

В 26-й главе книги пророчеств Исаии есть отдел с 1 по 19-й стих, который употребляется за богослужением в качестве пятой библейской песни канона на утрене.

Пятая песнь канона

От нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже, зане свет повеления Твоя на  земли.

Правде научитеся живущии на земли. Преста бо нечестивый, не научится правде, на земли истины не сотворит.

Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни. Господи, высока Твоя мышца, и не ведеша, разумевше же постыдятся.

Зависть приимет люди ненаказанныя, и ныне огнь супостаты пояст.

Господи, Боже наш, мир даждь нам, вся бо воздал еси нам.

Господи, Боже наш, стяжи ны, Господи, разве Тебе иного не вемы, имя Твое именуем.

Мертвии же живота не имут видети, ниже врачеве воскресят.

Сего ради навел еси и погубил, и взял еси всяк мужеск пол их.

Приложи им зла, Господи, приложи зла славным земли.

Господи, в скорби помянухом Тя, в скорби мале наказание Твое нам.

И яко болящая приближается родити, и в болезни своей вопияше, тако быхом Возлюбленному Твоему.

Страха ради Твоего, Господи, во чреве прияхом и поболехом, и родихом Дух спасения, егоже сотворихом на земли: не падем, но падут живущии на земли.

Воскреснут мертвии, и востанут, иже во гробех, и возвеселятся, иже на земли.

Читайте также:  Неделя 20-я по Пятидесятнице. Притча о богатом и Лазаре

Роса бо, яже от Тебе, им есть, земля же нечестивых падет.

Пятая песнь свидетельствует о грядущем дне славы и торжества Божия.

Многие слова и выражения пророка из его пророческой песни слышатся в церковных ирмосах: «От нощи утреннюет дух мой», «Свет Твой, Господи», «Твой мир даждь нам», «просвети светом», «просвещай», «озари», «одеяйся светом, яко ризою».

Примеры ирмосов пятой песни канона:

Божиим светом Твоим, Блаже, утренюющих Ти души любовию озари, молюся Тя ведети, Слове Божий, истиннаго Бога, от мрака греховнаго взывающа ( ко Спасу).

Света подателю и веков Творче, Господи, во свете Твоих повелений настави нас. Разве бо Тебе инаго бога не знаем (канон ко Причащению).

Яко виде Исаия образно на престоле превознесена Бога, от Ангел дориносима, о окаянный, вопияше аз: провидех бо воплощаема Бога, Света Невечерня и миром владычествующа (канон Сретению).

Вскую мя отринул еси от лица Твоего, Свете незаходимый, и покрыла мя есть чуждая тьма, окаяннаго? Но обрати мя и к свету заповедей Твоих пути моя направи, молюся (канон Положению Честного пояса Пресвятыя Богородицы).

Утренююще вопием Ти, Господи, спаси ны, Ты бо еси Бог наш, разве Тебе инаго не знаем (канон Вознесению).

Ты, Господи, мой Свет, в мире пришел еси, Свет Святый, обращаяй из мрачна неведения верою воспевающия Тя (канон Положению Ризы Пресвятыя Богородицы).


Литература:

Материалы сайта Православие.Ru   http://days.pravoslavie.ru/Life/life1021.htm

Лекции Е.С. Кустовского по Уставу.


Материалы по теме:

Библейские песни

Первая песнь канона

Вторая песнь канона

Третья песнь канона

Четвертая песнь канона

Шестая песнь канона

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Главные слова праздника Рождества Божией матери

Текст службы Рождеству Божией матери в 2017 году и основные песнопения праздника. Служба Рождеству Божией матери (Великая вечерня, лития, утреня и Литургия) составляет праздничное богослужение. Текст содержит все песнопения и последования праздничной службы. Приводится на церковнославянском языке гражданским шрифтом с ударениями.