Вторая песнь канона

Вторая песнь составлена по образцу песни пророка Моисея (Втор. 32, 1-43), которую он воспел по повелению Божию, чтобы обличить неблагодарный свой и пробудить в нем раскаяние: «Вонми, небо, и возглаголю, и да слышит земля глаголы уст моих, да чается яко дождь вещание мое, и да снидут яко роса глаголи  мои, яко туча на троскот и яко иней на сено: яко имя Господне призвах, дадите величие Богу нашему…».

Вторая песнь канона

Вторая песнь канона используются в богослужении достаточно редко: на утрени в Субботу мясопустную, в Субботу сырную, в Троицкую родительскую субботу; и Великим постом, когда поется Великий покаянный св. Андрея Критского, на повечерии в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы Великого поста и на утрени четверга пятой седмицы.

Полностью удовлетворительное объяснение отсутствию второй песни в богослужении найти трудно (покаянный настрой — примитивное и бессмысленное объяснение). Могу представить как вариант фрагмент из лекций о. Михаила (Тахи-Заде) по литургике: “Что из себя представляют библейские песни? Это молитвы ветхозаветных праведников. Ведь Пp. Богородица и пророк Захаpия все-таки были людьми ветхозаветными. К кому эти песни обращены? Очевидно, к Богу. Вторая же библейская песня обращена, наоборот, к людям, забывающим Бога — к израильтянам. Она сильно отличается от всех прочих. Значит, и вторая песнь канона должна иметь особый статус. Потому ее и опускают, как правило: это не молитва, а нечто иное”.

Сорок шестая глава Библейской истории Ветхого Завета А. П. Лопухина описывает последние дни жизни пророка Моисея, события, происходившие в этой главе относятся ко второй половине XIII в. до н.э.

На пороге земли обетованной Моисей с печалью вспомнил, что ему самому не суждено войти в нее. Он чувствовал, что конец его приближался, и единственной его заботой было теперь внушить народу и возможно сильнее запечатлеть в нем важность преданности Богу и исполнения всех повелений закона, данного чрез него израильтянам, если только они хотели получить благословение Божие и избегнуть страшного наказания, назначенного для непослушных. Это он сделал в целом ряде бесед, которые излагаются в первых тридцати главах книги Второзакония, где Моисей то угрозами, то обетованиями, то обращениями к чувству благодарности, то к разуму, сознанию выгоды и внутреннему чувству правды и неправды, увещевает народ удаляться от зла и делать добро, избегать идолопоклонства и связанного с ним распутства и ходить путем Господним, бояться его и соблюдать его . Обобщая эти наставления, он обращался к народу с  такими словами:

«Вот, я предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло, если будешь слушать заповедей Господа Бога твоего,…будешь жить и размножишься, и благословит тебя Господь Бог твой на земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею. Если же отвратится сердце твое, и не будешь слушать, и станешь поклоняться другим богам, то я возвещаю вам сегодня, что вы погибнете и не пробудете долго на земле, которую Господь Бог дает тебе, для обладания которою ты переходишь . ….  Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое…»

Читайте также:  О Литургии Преждеосвященных Даров

Оставляя теперь навсегда свой народ, Моисей, естественно, заботился о достойном себе преемнике. Таким преемником уже рано предназначен был им его верный спутник и слуга, Иисус Навин. И когда на это избрание было заявлено его высшее соизволение, то на Иисуса Навина торжественно возложено было звание вождя народа, в присутствии первосвященника и народа.

Вторая песнь канона

Наконец,  Моисей позаботился  и о книге Закона. Книгу Закона Моисей писал в различное свободное время, во время странствования по пустыне. На пергаменте, который израильские художники могли искусно приготовлять из шкур убитых животных, или на папирусе, который Моисей мог вынести с собою из Египта, он записывает различные законы, издававшиеся ему  Богом во время сорокалетнего его служения так, что из них составилась книга, которая отныне должна была служить правилом для жизни народа. Книгу эту он доселе хранил у себя, но, так как теперь ему предстояло оставить земное поприще, то нужно было назначить других хранителей для священной книги. С этой целью Моисей позаботился о двояком обеспечении. Он назначил священников хранителями священной Книги вместе с «старейшинами Израиля», и при этом заповедал, чтобы закон этот читался во всеуслышание всего народа однажды через каждые семь лет, в праздник Кущей, — весь Закон, или, по крайней мере, главные его постановления. Трудно было предпринять лучшие предосторожности для сохранения текста в его неповрежденности и обеспечить передачу правил поведения без всякого изменения и повреждения, от поколения к поколению, как это сделал сам Моисей.

Вторая песнь канона

Перед своей кончиной, еще раз торжественно повторив народу весь закон, данный ему Богом, а также обозрев и все те милости и чудеса, которых удостоился народ со времени освобождения из рабства Египетского, чтобы еще более внушить народу важность заповедей Божиих, он заповедал по переходе Иордана начертать их на алтареобразном памятнике на горе Гевал и при всенародном собрании произнести на этой горе проклятие против нарушителей, а на горе  Гаризим – благословение на блюстителей Закона. После беседы Моисей воспел великую пророческую песнь:

«Внимай, небо, я буду говорить; и слушай, земля, слова уст моих.

Польется как дождь учение мое, как роса речь моя, как мелкий дождь на зелень, как ливень на траву.

Имя Господа прославляю; воздайте славу Богу нашему.

Он твердыня; совершенны дела его, и все пути его праведны; Бог верен, и нет неправды (в Нем); Он праведен и истинен; но они развратились перед Ним, они не дети его по своим порокам, род строптивый и развращенный…»

Читайте также:  Великий Покаянный Канон св. Андрея Критского

В этой песне изображены благодеяния Божии, на которые народ столько раз отвечал грехами и преступлениями:

«Он нашел его в пустыне, в степи печальной и дикой, ограждал его, смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего; как орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распространяет крылья свои, берет их и носит их на перьях своих, так Господь один водил его, и не было с Ним чужого бога.

Он вознес его на высоту земли и кормил произведениями полей, и питал его медом из камня и елеем из твердой скалы, маслом коровьим и молоком овечьим, и туком агнцев и овнов Васанских и козлов, и тучною пшеницею, и пил ты вино, кровь виноградных ягод.

И (ел , и) утучнел , и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего»

Заканчивается песнь предсказанием о наступлении времени, когда и язычники возликуют с народом Божиим и совместно прославят чудные дела Божии «песнью Моисея, раба Божия и песнью Агнца»:

«(Веселитесь, небеса, вместе с Ним, и поклонитесь Ему, все Божии). Веселитесь, язычники, с народом Его ( и да укрепятся все сыны Божии)! Ибо Он отмстит за кровь рабов Своих, и воздаст мщение врагам Своим, ( и ненавидящим Его воздаст), и очистит (Господь) землю Свою и народ Свой!…

«Когда Моисей изрек все слова сии всему Израилю, тогда сказал он им: Положите на сердце ваше все слова, которые я объявил вам сегодня, и завещевайте их детям своим, чтобы они старались исполнять все слова закона сего; ибо это не пустое для вас, но это жизнь ваша, и чрез это вы долгое время пробудете на той земле, в которую вы идете чрез Иордан, чтоб овладеть ею».

Но приближался конец, и Моисей должен был расстаться со своим народом.  Перед кончиной он хотел в последний раз, подобно прежним великим патриархам, благословить свой народ и высказать каждому колену его будущую судьбу. Подозвав к себе представителей народа, он поочередно обращался к родоначальникам колен и каждому произносил особое благословение. В этом благословении особенное значение придается колену Левиину, как избранному на священническое служение:

« и о Левии сказал:

… ибо они Левиты, слова Твои хранят,
И завет Твой соблюдают,
Учат законам Твоим Иакова,
И заповедям Твоим Израиля.
Возлагают курение пред лицо Твое
И всесожжение на жертвенник Твой.
Благослови, Господи, силу его,
И о деле рук его благоволи…»

Теперь Моисею оставалось только увидеть землю обетованную и умереть. . Поэтому он с равнин моавитских поднялся на гору Нево, на вершину Фасги, возвышавшейся над Иорданом пред Иерихоном. С нее открывалось величественное зрелище. К востоку волнообразно шли холмы, уходившие в бесконечную даль аравийских степей. На юго-западе в мрачной глубине сверкало Мертвое море, а к северу голубой лентой извивался Иордан. За рекой вздымалась вершина горы Гаризим, дальше расстилалась равнина Ездрилонская, за которой в разных местах великанами высились Фавор и Ермон, а прямо на запад даже виднелись отблески великого Средиземного моря. Вот она — земля обетованная, которую всю показал ему Господь.

Читайте также:  Об акафисте Пресвятой Богородице

«И сказал ему Господь: вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: семени твоему дам ее. Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь. И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню. И погребен на долине в земле Моавитской против Веффегора, и никто не знает места погребения его даже до сегодня».

Иосиф Флавий прибавляет некоторые подробности, быть может, отчасти заимствованные из предания. По его свидетельству, Моисей удалился из стана среди всеобщего плача народа, причем женщины ударяли себя в грудь и дети предавались неудержимому плачу. В известном пункте восхождения он сделал знак плачущему народу не идти за ним дальше, и затем продолжал свой путь, взяв с собою только старейшин, первосвященника Елиазара и Иисуса Навина. На вершине горы он отпустил старейшин и намерен был обнять Елиазара и Иисуса Навина, когда облако мгновенно покрыло его, и он исчез из их вида в глубоком овраге.

Все путешественники свидетельствуют, что вид с горы Нево несравненный по своей изумительной картинности и разнообразию. Можно представить, как очарователен он был для Моисея, представляя для него картину именно той земли, для овладения которой он привел свой народ и пережил множество трудов и опасностей. Это была земля его мечтаний, лелеянных им в течение всей жизни.

И еще большее значение эта картина имеет для нас теперь, так как картина эта распространяется до колоссальных размеров, и на ней умещаются те величайшие  события, которые совершились после Моисея. Для нас с этой вершины невольно представляется, как гордый город пальмовых дерев пал перед силами Израиля; как копье Иисуса Навина постепенно водружалось, переходя с одной вершины по земле обетованной  на другую. А сколько событий, неизмеримо более чудесных, чем какие когда-либо  происходили в Египте или на Синае, должно было совершиться на виднеющемся с этой вершины хребте Вифлеемском, в глубоком бассейне Галилейского озера и под стенами тогдашнего Иевуса, ставшего впоследствии Иерусалимом!


Литература:

1. А. П. Лопухин. Библейская Ветхого и Нового Завета. Издательство: Альфа-книга, 2013 г.


Материалы по теме:

Библейские песни

Первая песнь канона

Третья песнь канона

Четвертая песнь канона

Пятая песнь канона

Шестая песнь канона

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Преображение Господне

Преображение Господне

Преображение Господне — двунадесятый Господский праздник Православной Церкви. Очень торжественный по своему богослужебному последованию, он, тем не менее, всегда приходится на Успенский пост; сам же этот пост, предваряющий праздник Успения Пресвятой Богородицы, продолжается с 1 по 14 августа ст. ст. (или с 14 по 27 августа н. ст.).