Главная / Наш город / Где сейчас икона святой Параскевы, спасшая Мариуполь от холеры?

Где сейчас икона святой Параскевы, спасшая Мариуполь от холеры?

Закономерен вопрос: какое отношение имеет икона святой Параскевы к духовной жизни Мариуполя? По преданию эта икона спасла наш город от холеры.

икона святой Параскевы

В путеводителе по Крыму указывается, что «источник святой преподобномученицы Параскевы Римской… на территории Топловского Свято-Троице Параскевиевского женского монастыря… забил на месте казни святой Параскевы (усекновение головы). Считается, что вода из источника св. Параскевы излечивает болезни глаз и головы. Также святой Параскеве молятся женщины, желающие иметь детей. Источник имеет форму колодца, над которым установлена часовня. В этом источнике была обретена икона святой Параскевы греческого письма. На иконе изображена стоящей в полный рост, с чашей в руках, а в чаше – исцеленные глаза. По преданию, эта икона спасла город Мариуполь от холеры. Местонахождение этой иконы в настоящее время не известно».

Эпидемические болезни в XVIII-XIX в.в. в буквальном смысле выкашивали население. В издании «Старый Мариуполь» указывается: «Не меньше страдало от эпидемий и взрослое население Мариуполя. Не располагая статистическими данными, трудно судить о том, какие моровые болезни поражали его в первые полвека жизни в устье Кальмиуса. Но о том, что это были тифы, лихорадка и туберкулез, можно утверждать с огромной долей уверенности».

Сделанное мне предложение — провести журналистское расследование на предмет установления важного для духовного Мариуполя факта — определения местонахождения иконы св. Параскевы — было неожиданным. Особых сложностей в таком расследовании поначалу не видела. Есть православные храмы Мариупольских благочиний, краеведческий музей, есть Интернет, наконец. Может быть, если повезет, услышу предания, передающиеся из уст в уста, о времени пребывания иконы в нашем городе. Надеялась на то, что, как всегда, бывает во время расследования: откроются другие источники информации.

Но первые же мои активные попытки воспользоваться всем перечисленным выше ни к чему не привели. Убедилась только в том, что и до меня пытались установить местонахождение иконы этой святой. Однако и тогда все заканчивалось констатацией факта — к сожалению, судьба иконы в настоящее время неизвестна. И я прекратила свое расследование.

Прошел месяц, другой. Иные заботы и дела занимали время и внимание, но нет-нет, а святая тревожила память и сердце. Однажды, перебирая бумаги, увидела среди них небольшую книгу «Животворящая святыня. Топловский Свято-Троице Параскевиевский женский монастырь», написанную Людмилой Ясельской по благословению высокопреосвященнейшего Лазаря, митрополита Симферопольского и Крымского. Ее дала мне в свое время для временного пользования старший научный сотрудник отдела истории края с 1917 года по настоящее время Мариупольского краеведческого музея Татьяна Головко.

Икона святой Параскевы напрямую связана с этим монастырем. Автор книги пишет по этому поводу: «Еще здесь не было ни дороги, ни единой постройки, только источник струился среди густого леса, а уж люди, с трудом пробираясь сквозь овраги и лесную поросль, несли сюда свои молитвы, свое упование и чаяния, утешались и излечивались. Это было лучшим свидетельством тому, что святая преподобномученица Параскева не оставляет своей милостью эти места».

А вот и описание того, что интересует сейчас меня больше всего: «И, конечно же, неопровержимым доказательством тому было обретение в источнике иконы с изображением св. преподобномученицы Параскевы, которую греки взяли с собой во время переселения в Приазовье в 1778 г. Обретенная икона находилась в Мариуполе, в церкви Рождества Богородицы, и пользовалась особым уважением – по преданию, она спасла Мариуполь от холеры. С тех пор в день свершившегося чуда (26 июля ст. ст.) в церкви собирались одни только женщины и праздновали своеобразный «женский панаир» (церковный праздник). Современных данных о местонахождении этой иконы мы не имеем».

Преподобномученица Параскева Римская

Книга издана в 2009 году. Может быть, с тех пор Топловский монастырь сумел получить какие-либо сведения об этой иконе? Нахожу телефон монастыря и связываюсь с матушкой Ульяной. Ее ответ был лаконичным: «Если бы вы прислали нам такую информацию, мы были бы очень рады». Значит, следы иконы надо искать в Мариуполе.

Обращаюсь в Мариупольский краеведческий музей. Первым, что предоставляют мне сотрудники — главный хранитель фондов музея Людмила Якушенко, заместитель директора музея по научной работе Раиса Божко, заведующая отделом истории края с древнейших времен до 1917 года Лидия Кучугура, которые не только не отказали в помощи, но и активно включились в поиск, — была ксерокопия той страницы книги «Мариуполь и его окрестности» (Мариуполь, 1892 г.), где написано: «В этой же церкви (церковь Рождества Богородицы. – Прим. авт.) чтится икона св. Параскевы и притом 8 августа. Празднование установлено по следующему случаю. Во время холеры одна женщина видела сон, что нужно икону св. Параскевы обнести вокруг прихода. Обнесли – и холера прекратилась. Это было 8 августа, и с тех пор этот день посвящен св. Параскеве. В церкви бывают только женщины, и панаиры, празднуемые в этот день, называются женскими» (текст дан в современной транскрипции. – Прим. авт.).

Читайте также:  Первомученик и архидиакон Стефан (†ок.34)

Кто же она такая, святая Параскева?

Полное преподобномученицы Параскевы Римской

 

Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Па­рас­ке­ва бы­ла един­ствен­ной до­че­рью ро­ди­те­лей-хри­сти­ан и с мо­ло­дых лет по­свя­ти­ла се­бя Бо­гу. Жи­вя в ро­ди­тель­ском до­ме, она мно­го вре­ме­ни уде­ля­ла мо­лит­ве и изу­че­нию Свя­щен­но­го Пи­са­ния. По­сле смер­ти ро­ди­те­лей свя­тая Па­рас­ке­ва раз­да­ла все свое иму­ще­ство ни­щим, при­ня­ла ино­че­ство и, под­ра­жая свя­тым апо­сто­лам, на­ча­ла про­по­ве­до­вать языч­ни­кам о Хри­сте, мно­гих об­ра­щая в хри­сти­ан­ство.

О ее де­я­тель­но­сти бы­ло до­не­се­но им­пе­ра­то­ру Ан­то­ни­ну Пию (138–161), и свя­тая Па­рас­ке­ва пред­ста­ла пе­ред су­дом. Бес­страш­но ис­по­ве­да­ла она се­бя хри­сти­ан­кой. Ни обе­ща­ния по­че­стей и ма­те­ри­аль­ных благ, ни угро­зы му­че­ни­я­ми и смер­тью не по­ко­ле­ба­ли твер­до­сти свя­той и не от­вра­ти­ли ее от Хри­ста. Она бы­ла пре­да­на звер­ским ис­тя­за­ни­ям. Ей на го­ло­ву на­де­ли рас­ка­лен­ный шлем и бро­си­ли в ко­тел с ки­пя­щей смо­лой. Од­на­ко си­лой Бо­жи­ей свя­тая му­че­ни­ца оста­лась невре­ди­мой. Ко­гда им­пе­ра­тор за­гля­нул в ко­тел, свя­тая Па­рас­ке­ва бро­си­ла ему в ли­цо несколь­ко ка­пель рас­ка­лен­ной смо­лы, и он ослеп. Им­пе­ра­тор стал про­сить ее об ис­це­ле­нии, и свя­тая му­че­ни­ца ис­це­ли­ла его. По­сле это­го им­пе­ра­тор от­пу­стил свя­тую Па­рас­ке­ву на сво­бо­ду.

Пе­ре­хо­дя с про­по­ве­дью Еван­ге­лия с од­но­го ме­ста на дру­гое, свя­тая Па­рас­ке­ва при­шла в го­род, где пра­ви­те­лем был Ас­кли­пий. Здесь свя­тую опять су­ди­ли и при­го­во­ри­ли к смер­ти. Ее по­ве­ли к огром­но­му змею, жив­ше­му в пе­ще­ре, чтобы он по­жрал ее. Но свя­тая Па­рас­ке­ва со­тво­ри­ла над зме­ем ­ное зна­ме­ние, и он тут же из­дох. Ас­кли­пий и го­ро­жане, ви­дя та­кое чу­до, уве­ро­ва­ли во Хри­ста и от­пу­сти­ли свя­тую. Она про­дол­жа­ла свою про­по­ведь. В го­ро­де, где пра­ви­те­лем был некто Та­ра­сий, свя­тая Па­рас­ке­ва при­ня­ла му­че­ни­че­скую кон­чи­ну. По­сле же­сто­ких ис­тя­за­ний ее обез­гла­ви­ли.

«…святая преподобномученица Параскева увенчала свои апостольские труды мученической кончиной за имя Христово, — заключает Людмила Ясельская. – Мощи честной главы св. преподобномученицы Параскевы находятся на Афоне, в Русском Пантелеимоновом монастыре. Частицы этих мощей имеются в обители. А в том месте, где ей отсекли голову, забил целебный источник Чокрак Саглык (по-татарски «источник живой, здоровой воды»), не пересыхавший ни разу за девятнадцать веков».

С каким изображением разыскивается икона святой Параскевы?

Каким был образ святой Параскевы на иконе, находившейся в мариупольском храме Рождества Богородицы? Скажу сразу, на сегодняшний день ни в одном православном храме Михайловского и Николаевского благочиний Мариуполя нет иконы с каким-либо ее изображением.

Преподобномученица Параскева Римская

Вот как описана икона святой преподобномученицы Параскевы Римской в «Иконописном подлиннике», особом руководство по иконографии, собрании образцов, определяющих все детали канонических изображений различных лиц и событий, воспроизводимых на иконах:

«Другая святая Параскева известна как Параскева Римская, она пострадала в Риме, в первой половине II века. Прославлена св. Параскева Римская как преподобномученица, память её отмечается 26 июля. Иконографические особенности изображений прмц. Параскевы Римской — это пальмовая ветвь, которую она держит в руках вместе с крестом. Кроме того, она изображалась с орудиями страданий Христа. Необычная иконографическая деталь в изображении Параскевы Римской — это блюдо с лежащими в нем глазами, символ дара исцеления ослепленных, деталь эта возникла в связи с чудом, о котором повествует житие святой (исцеление императора от слепоты).»
Читайте также:  Праздник святых Жен-мироносиц – православный женский день

И в Преображенской церкви (на «Черемушках»), и в соборе Архистратига Михаила (на Левом берегу) мне показывали святцы (в церкви – черно-белые, в соборе – цветные), где святая изображена примерно так, как описывается в упомянутой книге о Топловском монастыре.

Согласно бытующим преданиям, сказано в книге: «по ночам, особенно под великие праздники, она ходит вокруг обители в монашеском одеянии, в длинной мантии, с посохом и пальмовой ветвью в руках. Считается, что особенно хорошо помогает преподобномученица Параскева тем, у кого больны глаза…».

Есть, по утверждению Людмилы Ясельской, греческая икона, на которой святая Параскева держит чашу, а в ней – исцеленные ею глаза. По преданию, именно эта икона находилась в мариупольском храме Рождества Богородицы и спасла наш город от холеры. И местонахождение именно этой иконы в настоящее время неизвестно.

Написала и подумала: если местонахождение иконы только неизвестно, то это плохо, но не безнадежно. А что, если икона св. Параскевы, не приведи Господь, канула в Лету? Давайте еще раз вернемся к периоду ее пребывания в церкви Рождества Богородицы. Храм заложил в 1780 году, как сказано в книге «Мариуполь и его окрестности» (Мариуполь, 1892 г.), . В издании «Мариуполь и его окрестности: Взгляд из XXI века» (Мариуполь, 2008 год) также указывается, что «еще в 1780 году митрополит Игнатий в г. Мариуполе заложил четыре храма: соборную церковь св. Харлампия; для кафайского квартала – церковь св. Феодора Тирона и Феодора Стратилата; для карасевского квартала – церковь Рождества Богородицы; для марьинского квартала – церковь Успения Богородицы». Полное ее название – церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Прихожане называли ее Рождественской.

Документально подтверждается, что церковь Рождества Богородицы существовала и в 1795 году. В издании «Мариуполь и его окрестности» за 2008 год отмечается, что «в 1795 году в Мариуполе действовали 4 православных храма: Св. Харлампия, Рождества Богородицы, Успения Богородицы и Св. Марии Магдалины».

И все же «сведений о ней сохранилось мало, — пишут исследователи. — Церковь перестраивалась в конце XVIII века, но, когда — неизвестно, к тому же описи с 1809 г. по 1823 г. были безвозвратно утеряны…». Уже в 1892 году «Мариуполь и его окрестности напишет: «… для карасевцов, т. е, выходцев из Карасу-Базара, митрополит заложил и основал церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Так как карасевцы привезли с собой походную церковь с подвижным антиминсом, то -Богородичная церковь скоро была окончена, освящена и открыта к богослужению. Потом она была перестроена, но, когда неизвестно, потому что описи с 1809 по 23 г. утеряны. Вероятно, каменная часть, то есть фундамент, и стены до купола, осталась старая; она была покрыта сначала камышем, а потом позднейшая переделка состояла в том, что приделали деревянный купол. В таком виде она была и до настоящего времени, а теперь опять переделывается (пишет издание в 1892 году. — Примеч. автора). В ней остался престол, освященный митрополитом Игнатием. Иконостас старый, хорошей работы. Над иконостасом крест и архиерейская рипида из Крыма (как утверждают исследователи, из Крыма греки вывезли все церковное убранство и иконы. — Примеч. автора). К числу древних предметов относится плащаница 1717 г., вышитая шелками, чаша, кадило и два евангелия на греческом и турецком языках».

Как и многие другие храмы, строилась церковь Рождества Богородицы на средства прихожан того времени. Размещалась она на месте пересечения современных улиц Куинджи и Артема… особенно почиталась прихожанами Рождественской церкви икона Косьмы и Дамиана… Как сказано в упомянутой выше книге, в Рождественской церкви «чтится икона св. Параскевы и притом только 8 августа». (День почитания иконы ошибочно приведен по н. ст. Память Параскевы Римской совершается 26 июля по ст. ст. (8 августа н ст.). Прим. ред.)

Изъяли вооруженные красноармейцы или спасли верующие мариупольцы?

По материалам, предоставленным отделом по вопросам внутренней политики горсовета, церковь Рождества Богородицы располагалась на Косьмо-Демяновской площади в конце улицы Таганрогской (позже улицы Артема). Храм был уничтожен в 1936 году. И в том же году на этой же площади возвели среднюю школу № 11. Упоминается эта церковь и в завещании знаменитого нашего земляка Архипа Ивановича Куинджи. В первом пункте этого документа записано: «Рождество-Богородичной церкви в г. Мариуполе, в которой я был крещен, десять тысяч (10000 руб.) на школу моего имени». В этом храме в 1875 году знаменитый художник венчался с Верой Леонтьевной Кечеджи-Шаповаловой.

Читайте также:  Крещение Руси

Вместе с сотрудниками краеведческого музея, главным редактором газеты «Эллины Украины» Викторией Помазан пытаемся отыскать следы иконы св. Параскевы среди архивных документов, в воспоминаниях людей, каким-либо образом связанных с событиями и фактами того периода. О храме слышали, об иконе — нет или «так что-то, в общих чертах».

Иногда путают икону св. Параскевы с Мариупольской иконой Божией Матери «Одигитрия», известной сегодня по имени Мариупольской. Как сказано в упомянутой выше книге «Мариуполь и его окрестности», Мариупольская икона Божией Матери «Одигитрия» «была богато украшенная икона. Риза Божией Матери …вышита из жемчуга, местами жемчуг редкой величины, и осыпана бриллиантами, алмазами и другими драгоценными камнями». Ее почитали и мусульмане, «известно, что хан перед военным походом ставил перед иконою пудовую восковую свечу». А когда христиане из Крыма переселялись в Приазовье, то, помолившись у иконы, вынуждены были прятать святыню от татар в одной из бочек с зерном, старательно оберегая ее.

Путают Мариупольскую икону Божией Матери с иконой св. Параскевы, вероятно, потому, что с первой иконой тоже совершали крестный ход против холеры. Однако находилась «Одигитрия» не в церкви Рождества Богородицы, а в Свято-Успенском храме, который в 1936 году был взорван. На этом месте сегодня располагается автовокзал.

Во время расследования местонахождения иконы св. Параскевы забрезжила было надежда на успех. Из краеведческого музея позвонила главный хранитель фондов Людмила Якушенко и сообщила, что в фондах сохранилось 18 инвентарных книг отдела истории Ждановского музея за 1948 год. Может, в них найдется запись о разыскиваемой иконе.

Преподобномученица Параскева Римская

Сижу листаю инвентарные книги. Вот сведения об иконе деревянной   Георгия Победоносца, на коне, XVIII столетие; нахожу также запись: «Икона «Божия Матерь» в ризе латунной, образец работы по металлу; икона медная. Передана Сталинскому музею краеведения; икона, нарисованная на полотне масляными красками – Божия Матерь и Иисус Христос. Риза сделана из разноцветного стекляриуса…»

Нет, не она, разыскиваемая. И вдруг в инвентарной книге № 13 с записями от 6 по 13 октября читаю: «Икона Августовская. Пресвятая . Стоимость – 5-00». Очень может быть, что это та самая икона. Но кто теперь может пояснить, что означает «августовская»: августейшая или имеющая отношение к тому 8 августа, когда в церкви Рождества Богородицы праздновали панаир? И стоимость ее невысока – пять советских рублей.

Неужели и она попала в списки церковных ценностей, когда в голодные годы Страны Советов вооруженные красноармейцы с милицией изымали их, чтобы обеспечить «благополучие и будущее Советской Республики»?

Преподобномученица Параскева Римская

Захожу в интернет. И опять разочарование. В материале Википедии сказано: «Августовская икона Божией Матери — почитаемая в Русской церкви икона Богородицы, написанная в память ее явления в 1914 году русским солдатам перед Варшавско-Ивангородской операцией (15 сентября–26 октября 1914 г.), битвой под городом Августов Сувалкской губернии Российской империи (ныне на территории Восточной Польши)».

А когда материал готовился к печати, сотрудники Мариупольского краеведческого музея сообщили, что эта икона находится в фондах Донецкого областного краеведческого музея и является «довольно редким образом Августовской иконы Пресвятой Богородицы, связанным с событиями первой мировой войны 1914 г.».

Забрезжившая надежда опять пропала. А может, все-таки икона, спасшая когда-то Мариуполь от холеры, спасена кем-то из мариупольцев? Очень хотелось. чтобы откликнулись те, которым что либо известно об этой духовной святыне Мариуполя. Заходите на наш сайт и сообщайте любую информацию об иконе святой преподобномученицы Параскевы Римской. будем вам искренне благодарны.

Преподобномученица Параскева Римская

Таисия Коваль

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Святой великомученик и целитель Пантелеимон

Святой великомученик и целитель Пантелеимон (†305 год)

Великомученик и целитель Пантелеимон - один из самых почитаемых святых Православной Церкви. Имя великомученика призывается при совершении таинства Елеосвящения, освящения воды и молитве о немощном. Как при своей земной жизни святой целитель Пантелеимон посвятил себя попечению о страждущих, больных, нищих, так не перестает он помогать и теперь всем обращающимся к нему с молитвой.