Главная / Наш храм / Духовенство и прихожане Свято-Троицкого храма отметили Медовый Спас

Духовенство и прихожане Свято-Троицкого храма отметили Медовый Спас

14 августа в Свято-Троицком храме Мариуполя служили Божественную литургию в честь праздника Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, который в народе именуют Медовым Спасом. Этот знаменательный день включает в себя сразу несколько памятных дат, отмечается освящением мёда и даёт повод задуматься о Спасителе мира, Господе Иисусе Христе.

Таинственное выражение «происхождение Древ Креста» обозначает просто крестный ход. В древней Византии в августе Честное Древо Креста торжественно выносилось на улицы Константинополя для освящения мест и призывания Распятого и Воскресшего Господа на защиту людей от стихий, катаклизмов и эпидемий.

В Русской Православной Церкви этот праздник соединился с воспоминанием Крещения Руси в 988 году. Упоминание о дне Крещения Руси сохранилось в Хронографах XVI века: «Крестися великий Владимир Киевский и вся августа I». В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольский великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем».

Читайте также:  Святитель Феофан Затворник: о счастье, цели человеческой жизни и самопознании

В наше неспокойное время — это отличная возможность вознести молитвы к Спасителю нашему и почувствовать себя под Его покровительством.

В этот день установлен праздник Всемилостивому Спасу Христу Богу и Пресвятой Богородице в честь победы в 1164 году великого князя Андрея Боголюбского в походе против поволжских болгар и греческого императора Михаила над сарацинами.

14 августа — это ещё и день памяти семи мучеников Маккавеев: Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима и Маркелла, матери их Соломонии и учителя их Елеазара (166 г. до Р. Х.), избежавших вероотступничества и через мученичество сподобившихся вечной жизни в Царстве Божием.

А также в этот день начинается Успенский пост — непродолжительный, но строгий. Успенский пост установлен перед великими праздниками Преображения Господня и Успения Божией Матери и продолжается две недели — от 14 до 27 августа. Успенский пост не такой строгий, как Великий, но более строгий, чем Петров и Рождественский посты.

До праздника Преображения Господня, когда в храмах освящаются виноград и яблоки, Церковь обязует нас воздерживаться от этих плодов. По преданию свв. отцов, «если же кто от братии снесть гроздие прежде праздника, то запрещение за непослушание да приимет и не вкусит гроздие во весь месяц август».

Читайте также:  Преподобный Сергий Радонежский. Все учение – жизнь

В праздник Преображения Господня по церковному Уставу разрешается на трапезе рыба. С этого дня по понедельникам, средам и пятницам в питание обязательно входили плоды нового урожая.

Пост духовный тесно соединяется с постом телесным, наподобие того, как душа наша соединяется с телом, проникает его, оживляет и составляет с ним одно целое, как душа и тело составляют одного живого человека. И потому, постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», — заповедует .

Медовый Спас — это народное название праздника, объединяющее в себе и благочестивую традицию освящать в этот день новый урожай мёда, и самое главное — напоминание о Спасителе. Для кого же является Спасителем? Для тех, кто сознает свою несостоятельность, немощность и неспособность творить что-либо доброе и тем более спасти свою душу без Божией помощи. Этот праздник помогает нам вспомнить об этом и возложить все свое упование на Господа и Его милость, поведать Ему о своей немощи перед огромным и сложным миром. Неслучайно уже накануне праздника для поклонения молящихся выносится Господень.

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Князь Владимир и Крещение Руси: лезвие благодати Христовой

Князь Владимир и Крещение Руси: лезвие благодати Христовой

Владимир крестил Русь, но вначале крестился сам. Вот Константин Великий, тот председательствовал на Первом Вселенском соборе и именовался «епископом внешних», и патронировал Церковь в Империи, но крещен не был до самого приближения смерти. Нравственному чувству Владимир милее, потому что прежде нежели менять жизнь других, он меняется сам. Не нужно сомневаться в его святости, как это в обычае у некоторых. И греховная тьма, в которой он привычно жил до крещения, пусть нас не смущает. Редка та святость, при которой человек чист от младенчества до старости. Гораздо чаще жизнь людей рассекается надвое – на «до» и «после».