Главная / Наш храм / Чин погребения Божией матери в Свято-Троицком храме

Чин погребения Божией матери в Свято-Троицком храме

Слова тропаря, главной молитвы праздника Успения Пресвятой Богородицы, «В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице…» в полной мере отражают сущность благочестивой традиции Православной церкви — совершения чина погребения Пресвятой Богородицы. Такое состоялось в прошедшее воскресенье, 30 августа в Свято-Троицком храме города Мариуполя.

Чин погребения Пресвятой Богородицы занимает особое место в духовной жизни православных христиан. В подтверждение сказанному достаточно отметить, что подобное боголужение совершается всего дважды на протяжении богослужебного года — в попразднство Успения Божией матери и в Страстную Пятницу на утрени Великой субботы. Не случайно так близки нам сходные по смыслу слова из упомянутого выше тропаря: «Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша» и взятые из проповеди в Великую Пятницу схиархимандрита Зосимы (Сокура): «Прости, Отче Небесный, все наши грехи и детей наших заблудших! Просим Тебя со вздохом: не накажи нас, Господи, по справедливому правосудию Твоему, но яви Твое беспредельное. И, как разбойнику благоразумному, хоть в предсмертный час даруй нам, Господи, покаянный вздох: «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем!». Аминь!».

… С душевным трепетом, перекрестившись, прикладываются прихожане к двум установленным на аналое Свято-Троицкого храма иконам: Успения Божией Матери и Воскресения Христова. Скупо освещение церкви – только зеленоватые огоньки лампад в алтаре, да в средней части храма, где стоят молящиеся — всего три дня назад окончился Успенский пост, краткий по длительности, однако по строгости лишь немного уступающий Великому посту.

Читайте также:  Собор святого Иоанна, Предтечи и Крестителя Господня

Редкие, но веские звуки погребального перезвона церковных колоколов извещают о начале вечернего богослужения. Открываются Царские врата, и словами: «Слава святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно, и во веки веков», — начинает Всенощное бдение, облаченный в синюю, расшитую золотом ризу, настоятель Свято-Троицкого храма .

Служба идет долго, но красота ее действий захватывает: поются величественные стихиры на «Господи воззвах», настоятель совершает полное каждение храма. Звучит торжественный прокимен, читаются паримии — три избранных отрывка из ветхого завета, таинственным образом прообразующие Приснодеву. Поются и праздника Успения и стихиры на стиховне. Великая вечерня заканчивается. Хор под управлением регента Ольги Поповой поет песнь Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши…», затем чтец читает Трисвятое по «Отче наш».

Царские врата отворяются, началась . После пения тропаря праздника и тридцать третьего псалма Царские врата снова затворяются и хор поет Ангельскую песнь. Все светильники и свечи в храме погашены, чтец со благоговением начинает читать Шестопсалмие.

При пении «Бог Господь» и тропарей «Благообразных ученик лик…» Плащаница с изображением Богородицы северными вратами износится настоятелем храма из алтаря к аналою на середину храма. Отец Гавриил — в полном облачении. По положении Плащаницы он совершает каждение.

Читайте также:  Объявлен конкурс детского творчества

Священник, хор и чтец начинают чтение непорочных с похвалами на священное преставление Богоматери — на три статии.

Благочестивый обычай совершения торжественного чина Погребения Пресвятой Богородицы пришел к нам с православного Востока. В частности, он издревле существовал в Иерусалимской церкви. В середине XIX в. перевод Иерусалимского последования Погребения Божией Матери с греческого языка на церковнославянский для Гефсиманского скита был осуществлен проф. М. С. Холмогоровым с присланного митрополитом Фаворским Иерофеем (впоследствии Патриархом Антиохийским) Иерусалимского последования и тщательно пересмотрен и исправлен самим святителем Филаретом, глубоким знатоком греческого и церковнославянского языков. «Мне хотелось соединить словенский вид речи с ясностию, потому я иногда переменял порядок слов и немногие слова употреблял несколько новые, вместо более древних, темных или обоюдных для нынешнего понятия», – писал наместнику Троице-Сергиевой лавры преподобному Антонию (Медведеву) о своей редакции текста Иерусалимского последования Московский святитель 28 октября 1846 г.

Речитативное произношение церковнославянских слов, высокий, чистый, полный скорби голос отца Гавриила и предваряющее ему чтение стихов 118-го псалма вызывали особое волнение находящихся в храме прихожан.

После чтения третьей статии хор спел благословенны с особым припевом: «Благословенная Владычице, просвети мя светом Сына Твоего», – «Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившуюся…». Затем последовали степенна и прокимен Богородицы. При благоговейном молчании молящихся священник прочитал отрывок из Евангелия от Луки, повествующий о том, как носящая под сердцем Богомладенца Мария, узнала, что ее родственница в положении, пришла навестить ее и «когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа» (Лк.1:41). Этим младенцем был Предтеча и Креститель Господень Иоанн.

Читайте также:  Вселенская родительская (мясопустная) суббота: история, смысл, содержание (+Видео)

За чтением Евангелия, прихожане услышали стихиру по пятидесятом псалме «Егда преставление пречистаго Твоего тела готовляшеся…» в исполнении мужского трио под управлением настоятеля храма протоиерея Гавриила.

После чтения двух канонов на Богородицы, на хвалитех прозвучали умилительные стихиры Успения.

По завершении Великого славословия, под пение Трисвятого отец Гавриил поднял плащаницу Пресвятой Богородицы и крестный ход вышел за стены Свято-Троицкого храма. Крестный ход обошел вокруг храма, и у входа в храм плащаница была поднята, так что все участники Крестного хода смогли пройти под Плащаницей. Настоятель храма совершил елеопомазание.

Состоявшееся богослужение, заставило каждого из принявших в нем участие еще раз осознать: мы проходим свой полный ошибок и заблуждений жизненный путь и путь духовный Торжество и строгость православных богослужений учит и наставляет, как не охладевать в духовном подвиге, избегая чрезмерности и нерассудительности. Говоря словами схиархимандрита Зосимы: «Золотую середину в духовной жизни дай, Господи, нам избирать, серединным царским путем дай, Господи, шествовать по водам жизни нашея, по житейскому морю нашему и достичь Царствия Небесного».

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Радость разлуки

Радость разлуки: Вознесение Господне

Мало найдется праздников столь же радостных, как Вознесение Господне. Уже в самом слове «вознесение» трепещет эта радость, этот вызов так называемым законам природы, всегда влекущим вниз, порабощающим закону тяжести, притяжения, падения. А тут, наоборот, легкость, полет, бесконечное движение ввысь.