Главная / Образование / Богослужебный ликбез / Объяснение паремий в Богородичные праздники

Объяснение паремий в Богородичные праздники

Все, кто бывает в храме хотя бы и нерегулярно, слышали: «Пророчества Исаиина чтение…» или «Притчей чтение…». Это значит, что сейчас на вечерне (как правило, именно на ней) будет читаться паремия (или паримия — оба написания допустимы) — фрагмент Ветхого Завета, связанный с тем новозаветным событием, которое Церковь начинает праздновать вечером (литургические сутки начинаются с вечера, как известно) и продолжит на следующее утро.

, которые читаются во время всенощного бдения, чаще всего с некоторым трудом понимаются большинством присутствующих. К сожалению, в храме почти не услышишь объяснения их или проповеди, где уяснялась бы связь того, что было прообразом в Ветхом Завете и исполнилось в Новом.

Здесь мало одного внимания к прочитанному и надо знать не только, почему читался тот или другой отрывок из книг Ветхого Завета, но и что предшествовало ему, чтобы понять логическую связь прочитанного в паремиях и богослужения в целом. Не понимая того, что и зачем читают в паремиях, трудно понять и то вдохновение, с каким написаны тропари, стихиры, каноны.

Паремии (или паримии, от греч. παροιμία — притча) — отрывки из Библии (преимущественно — Ветхого Завета), предназначенные для богослужебного употребления. Они читаются в навечерие ряда больших (или храмовых) праздников, в дни Великого поста, а также при совершении некоторых треб (на молебнах, при Великом водоосвящении).

В паремиях должна быть прообразовательно раскрыта главная тема празднуемого события или, во всяком случае, указаны важнейшие её аспекты. Например, в навечерие Рождества Христова среди паремий читается пророчество из книги пророка Исаии (7:10-16; 8:1-4, 8-10) о рождении от Девы Еммануила, т.е. Богочеловека; из книги пророка Михея – о рождении Христа в Вифлееме. На праздники Богородичные в одной из паремий говорится о лествице (Быт. 28:10-17), виденной Иаковом.

Читаются паремии чтецом или диаконом.

Число паремий различается на разных богослужениях от 1 до 8, на утрени Великой Субботы читается 15 паремий.

Паремии читаются после прокимна. Диакон или иерей возглашает: «Премудрость», чтец произносит, например, «Бытия чтения» и др. Диакон или иерей возглашает: «Вонмем», и чтец начинает чтение паремии.

Славянская богослужебная книга, содержащая подборку паремий, называется «Паримийник».

Предлагаем вашему вниманию объяснение паремий, которые читают на всенощных бдениях накануне богородичных праздников. Первым читается следующий отрывок.

Быт 28:10–17

Изыде Иаков от студенца клятвеннаго и иде в Харрань. И обрете место, и спа тамо: зайде бо солнце, / и взят от камения места того, и положи возглавие себе, и спа на месте оном. И сон виде. И се лествица, утверждена на земли, eяже глава досязаше до небес, и Ангели Божии восхождаху и низхождаху по ней. Господь же утверждашеся на ней, и рече: Аз Бог Авраамов, отца твоего, и Бог Исааков, не бойся: земля, идеже ты спиши на ней, тебе дам ю и семени твоему. И будет семя твое, яко песок земный, и распространится на море, и ливу, и север, и на востоки; и возблагословятся о тебе вся колена земная и о семени твоем. И се Аз с тобою, сохраняяй тя на всяком пути, аможе аще пойдеши. И возвращу тя в землю сию, яко не имам тебе оставити, дондеже сотворити Ми вся, елика глаголах тебе. И воста Иаков от сна своего, и рече: яко eсть Господь на месте сем, аз же не ведех. И убояся, и рече: яко страшно место сие; несть сие, но дом Божий и сия врата Небесная

Книга Бытия (XXVIII, 10-17)

Иаков вышел из Вирсавии и пошел в Харран, и пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте. И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх её касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; не бойся. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твоё, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе. Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сём; а я не знал! И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные.

Читайте также:  Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Богоявление. (о тропаре)

Из книги Бытия в первой паремии мы слышим знакомые слова о сне Иакова, в котором он увидел лестницу. Что надо знать, чтобы представить себе обстановку этого видения и глубоко вникнуть в смысл этого прообраза Богоматери?

Иаков, боясь мести брата, очень рано встал, почти ночью. Тихо вышел из дома, чтобы никто его не заметил. Место, где он ночевал, было в 15 верстах к северу от Иерусалима. Оставаться ночью в чистом поле было, конечно, опасно – могли напасть разбойники, но Иаков предпочел опасность, не доверяя хананеям, населяющим эти места. Упоминаемый «студенец (колодец) клятвенный» находился на юге Филистимской земли. Там еще при Аврааме был заключен союз (то есть поклялись в верности договору) с филистимским царем Авимелехом о ненападении подданных Авимелеха на Авраама и всех его близких.

Харран — месопотамский город, куда родители Иакова советовали ему отправиться для выбора жены из родственного племени.

Почему же сон Иакова, который он принял за Божественное откровение, стал символом или прообразом Богоматери?

1. «Лествица Иакова», как образ восхождения, напоминает нам о духовном законе жизни, который заключён уже в самой возможности богообщения, в способности человека «подняться» до Бога. Пример Богоматери говорит нам, что Она этот закон исполнила более других.

2. «Лествица Иакова», как путь к Богу, указывает на то, что путь этот уже указан (через исполнение заповедей Божиих), уже определён, уже дан, и искать каждому поодиночке нет необходимости. Тем более нет нужды строить Вавилонскую башню, чтобы самим, без Бога, подняться «выше звезд небесных». Это путь смирения, и как образец высочайшего смирения мы имеем Преблагословенную Владычицу. Много раз читая и слушая слова, сказанные Богородицей после благовещения о будущем рождении ею Спасителя, понимаем ли мы степень Её смирения? Представляем ли, что значило в то время молодой женщине оказаться в Её положении? Она же не знала, как поведёт себя Иосиф. Он мог бы выставить Её на суд людской, и по закону Её забили бы камнями, как прелюбодейку. И даже если, будучи праведен, он просто отпустил бы Её, куда бы Она пошла и как жила дальше? Всё это Матерь Божия знала, и всё-таки произнесла: «Се раба Твоя, пусть будет мне по слову Твоему».

3. «Лествица Иакова» показана, чтобы учить закону постепенности. Любая лестница состоит из ступенек, предназначенных для постепенного подъёма. И на духовном пути взлёты ненадёжны. На примере Богоматери мы видим следование тому же закону. Её восхождение началось с основания — с молитвы в храме, с постоянного внимания и усердного труда.

4. «Лествица Иакова» основана на земле. Это и закон, и радость для всей земли. Если обратиться к образу Богоматери, то и Она от земли, от рода человеческого. Она ничем земным не пренебрегала: ни труда не гнушалась, ни скорби не считала для себя ненужными, ни общения не избегала, ни уединением не тяготилась.

5. «Лествица Иакова» полна Ангелов, поднимающихся от земли и спускающихся к земле. Несут они Богу молитвы всех, а людям от Бога — дары Его любви. Память об этом может ободрить каждого, тем более тогда, когда кажется одиноко и грустного в мире, давно страждущем от «оскудения преподобных». Для верующих это оскудение восполняют Ангелы, и милость Царицы Ангелов — Пресвятой Богородицы.

6. «Лествица Иакова» не только утверждена на земле, но и достигает неба. Этим примером Господь зовёт каждого подниматься и устремляться ввысь, к Богу. Ярким и вдохновляющим живым примером, а не только образом, может быть каждому Пресвятая Богородица, Которая достигла высшего из даров — богообщения в самом совершенном образе. Всем верным Она будет Помощницей и Заступницей, если стремление к Богу станет смыслом всех исканий в жизни.

Читайте также:  Неделя 26-я по Пятидесятнице. О десяти прокаженных, исцелении и благодарении

7.  Наконец «лествица Иакова» — это связь неба с землёй, человека с Богом. Неповторимый и совершенный образец ее — Пречистая Дева. Она сама стала той лествицей, которая возводит к Богу.

Когда принимаешь во внимание все эти объяснения, становится понятно, почему читается этот отрывок из Книги Бытия на всенощном бдении в праздники Пресвятой Богородицы.

Еп. Виссарион (Нечаев) пишет: «Почему паремию о видении Иаковом Лествицы поло­жено читать в Богородичные праздники? Потому что содержание паремии имеет некоторое отношение к Богоро­дице. Так, Лествица, виденная Иаковом, образовала, как мы заметили, тайну воплощения Сына Божия, чрез которое небо, вход куда закрыт был грехом человека, соединилось с землей. Но послужила сей непостижимой тайне тем, что от пречистых Ее кровей воплотился , и потому Лествица предызображала не только во­площенного Сына Божия, чрез Коего мы имеем доступ к Отцу (Еф 2:18), но и земную Матерь Его, имеющую ма­тернее дерзновение к Нему и Своим ходатайством пред Ним облегчающую нам сей доступ. Вот почему в церков­ных песнопениях Богородица именуется «лествицею воз­высившею всех от земли благодатию, — мостом, предводящим от смерти к жизни, от земли на небо» (акаф. кан. п. 4. икос 2), или прямо называется лествицею Иаковлевою: «Радуйся Лествице высокая, юже Иаков виде». — «Лестви­цу древле Иаков тя образующую виде и рече: степень Божия сия» (акаф. Богор. стихира 1 и марта 25 кан. Богород., п. 9).»

Затем читается отрывок пророчества святого Иезекииля.

Иез 43:27; 44:1–4

Тако глаголет Господь: будет от дне осмаго и прочее, сотворят иереи на олтари всесожжения вашего и яже спасения вашего, и прииму вы, глаголет Адонаи Господь. И обрати мя на путь врат святых внешних, зрящих на востоки, и сия бяху затворена. И рече Господь ко мне: врата сия затворена будут и не отверзутся, и никтоже пройдет сквозе их; яко Господь Бог Израилев пройдет ими, и будут затворена. Яко Игумен сядет в них снести хлеб, по пути Еламских врат внидет и по пути его изыдет. И введе мя по пути врат святых, сущих к северу, прямо храму, и видех, и се исполнь славы храм Господень.

Книга пророка Иезекииля (XLIII, 27; XLIV, 1 — 4)

Так говорит Господь: по окончании сих дней, в восьмой день и далее, священники будут возносить на жертвеннике ваши всесожжения и благодарственные жертвы; и Я буду милостив к вам, говорит Господь Бог. И привел он меня обратно ко внешним воротам святилища, обращенным лицом на восток, и они были затворены. И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены. Что до князя, он, как князь, сядет в них, чтобы есть хлеб пред Господом; войдет путем притвора этих ворот, и тем же путем выйдет. Потом привел меня путем ворот северных перед лицо храма, и я видел, и вот, слава Господа наполняла дом Господень.

Вторая паремия обещает через пророка Иезекииля пленённым освобождение и даже восстановление храма. Он, , говорит об устройстве будущего храма и его освящении. Освящать будущий храм будут семь дней, и на восьмой день священники должны принести жертву, но уже не для освящения храма, а для умилостивления Господа и как знак благодарности Ему и выражение преданности. в видении видел храм весь, потом ему снова показали восточные врата святилища. Они были закрыты. О них было сказано, что Господь прошёл ими, и никто уже не должен не только проходить ими, но даже и видеть их открытыми. Нет исключения в таком случае ни царю, ни первосвященнику. Даже для вкушения жертвы первосвященнику дозволено будет подойти через притвор к вратам, чтобы почувствовать себя как бы перед лицом Бога.

От восточных врат пророк был проведён к северным, откуда ему открылось величественное зрелище славы Божией.

Блаженный Феодорит, мнение которого приняли отцы Церкви, считает восточные врата, которыми однажды вошёл Господь, символом Богоматери. Она как бы открыла дверь Господу в человеческий мир. Господь стал Человеком, как все мы. Матерь Божия послужила единственному и неповторимому таинству воплощения Господа. Поэтому в Богородичные праздники читается эта паремия.

Читайте также:  «Грядый Господь на вольную страсть»: Страстная седмица

Третья паремия — из Книги притчей Соломоновых

Притч 9:1–11

Премудрость созда Себе дом и утверди столпов седмь. Закла Своя жертвенная, и раствори в чаши Своей вино, и уготова Свою трапезу. Посла Своя рабы, созывающи с высоким проповеданием на чашу, глаголющи: Иже есть безумен, да уклонится ко Мне. И требующим ума рече: Приидите, ядите Мой хлеб, и пийте вино, еже растворих вам. Оставите безумие и живи будете, и взыщите разума, да поживете, и исправите разум в ведении. Наказуяй злыя приимет себе безчестие, обличаяй же нечестиваго опорочит себе: обличения бо нечестивому раны ему. Не обличай злых, да не возненавидят тебе. Обличай премудра, и возлюбит тя. Даждь премудрому вину, и премудрший будет. Сказуй праведному, и приложит приимати. Начало премудрости страх Господень и совет святых разум: разумети бо закон помысла есть благаго. Сим бо образом многое поживеши время, и приложатся тебе лета живота.

Книга Притчей (IX, 1-11)

Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино своё и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: «кто неразумен, обратись сюда!» И скудоумному она сказала: «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума». Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и обличающий нечестивого – пятно себе. Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя; дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание. Начало мудрости – страх Господень, и познание Святого – разум; потому что чрез меня умножатся дни твои, и прибавится тебе лет жизни.

Третья паремии посвящена Премудрости. Под Премудростью Игнатий Богоносец, святитель Амвросий Медиоланский, блаженный Августин и другие отцы видят Господа Иисуса Христа. Домом Премудрости, согласно Евангелию (Мф. XXVIII, 20), принято считать Церковь. Разнятся мнения отцов, что считать семью столпами. Одни считают, что это указание на семь Вселенских Соборов, другие, что на семь таинств, третьи — на семь даров Святого Духа (Ис. IXI, 12). Трапеза, тем более с упоминанием хлеба и вина, растворенного в чаше, конечно же, символизирует Евхаристию, но можно сюда включить и все блага Церкви, среди которых и слово Божие (Мф. IV, 4 и 1 Кор. I, 4-5).

Кого послала Премудрость звать на свою трапезу? Это речь о проповедниках Евангелия, которым заповедано огласить весь мир («шедшее, научите вся языки»; Мф. XXVIII, 19). Кого же зовут? Безумных, то есть тех, кого не удовлетворяет мудрость века сего, кто ищет оправдания кровью Агнчей, что в Церкви возможно в таинстве Евхаристии. Приглашенным предлагается расстаться с безумием, т. е. с сомнением, неверием, заблуждениями и покорить разум вере. Не все пойдут на зов Божий, и потому Господь словами «Наказуяй (т. е. призывая, показывая пример, убеждая) злыя, приимет себе безчестие» и дальнейшими предостерегает от близкого общения со злыми. Их не исправишь, если они не хотят этого сами, а только раздражишь и себе повредишь. Кроме того, навлекая на себя опасность, помешаешь делу Божию. Это должно быть предупреждением для тех, кто призван быть посланником Божиим для спасения премудрых, т. е. тех, кто способен внять наставлениям. Таким образом исполнится слово Евангелия: «иже бо имать, дастся ему и преизбудет» (Мф. XIII, 12). Обращение к страху Божию (к страху чем-то нарушить волю Божию, а не к боязни наказания) как к началу премудрости сделает всякого, любящего мудрость и правду, ровным, смиренным и опытным. От совета святых такой будет только богатеть разумом. Если об этом заботиться, то и временная жизнь будет спокойнее (и потому долголетнее), и вечная — надёжнее.

Какое отношение это имеет к Богоматери?

Её Церковь называет «Пречистый храм Спасов», «Палата всех Царя» и другими сравнениями, которые говорят о том, что Она живой храм Божий и к Ней можно отнести слова о доме Премудрости. Если каждая душа может стать храмом Богу, то тем паче Его Пречистая Матерь, которая и просто физически была вместилищем воплощённого Бога.

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Преображение Господне

Преображение Господне

Преображение Господне — двунадесятый Господский праздник Православной Церкви. Очень торжественный по своему богослужебному последованию, он, тем не менее, всегда приходится на Успенский пост; сам же этот пост, предваряющий праздник Успения Пресвятой Богородицы, продолжается с 1 по 14 августа ст. ст. (или с 14 по 27 августа н. ст.).