Главная / Новоначальным / Пояснения / Запивка после Причастия

Запивка после Причастия

Зачем Причастие запивают?

По причащении Святых Христовых Таин причастник целует край святой Чаши и отходит к специальному столику, где принимает запивку (т.н. теплоту) и съедает частицу просфоры. Это делается для того, чтобы ни одна частица Тела Христова не осталась во рту. Не приняв теплоты, нельзя прикладываться ни к иконам, ни к Кресту, ни к Евангелию.

Запивка после Причастия

Традиция  запивки  после  причастия  имеет такое же древнее происхождение, как и само причастие. Помните, как Христос повелел апостолам собрать в корзины остатки хлеба и рыбы после того, как накормил в пустыне множество людей?…«Чтобы ничего не пропало…». А здесь — Хлеб жизни…

Поэтому теплота является проявлением не только благоговения христианина по отношению к Телу Христову. Это еще и исполнение заповедей как о бережливости, так и о любви к Самому Заповедавшему ее — к Господу Иисусу Христу.

К тому же безропотное исполнение церковных правил смиряет человека, умаляет его своеволие и развивает в нем добродетель послушания, примером которого для христиан и является Христос, Который «…был послушлив даже до смерти, смерти же крестной…»

Благоговение к Телу и Крови Христовым при Их принятии выражается и в правильном Их вкушении

Читайте также:  Сочетание поста с милостию и молитвою

Когда во время Причастия принимает в рот Тело и Кровь Христовы, ему не надо жевать Тело. Во-первых, это не благоговейно. Во-вторых, при жевании частицы Тела Христова могут остаться между зубами, за деснами, под языком и пр. и впоследствии при разговоре, кашле, чихании и пр. удалиться наружу. А это уже кощунство (хотя бы и невольное, и неосознанное). Кровь можно сразу с благоговением проглотить, а Тело Христово необходимо нежно прижать языком к небу и нести Его бережно и со страхом к столику с теплотой.

Идти христианину надо крайне неспешно, опустив очи долу, ценя каждое мгновение этого ношения, с максимальными страхом, благоговением, радостью и благодарностью к Тому, Кто пожертвовал ему Себя. Он ведь сейчас несет Самого Господа Иисуса.

Христианину крайне необходимо максимально ценить эти немногие свои шаги, ибо скоро, вот-вот, еще немного и – он уже не будет так ощущать Его.

Поэтому, подойдя к столику с запивкой, причастнику необходимо так же неспешно и не обращая внимания ни на кого из людей, и полностью игнорируя поздравления (искушения), взять чашечку, и с огромной благодарностью принять в рот запивку, и вместе с нею с благоговением и осторожностью проглотить Святое Христово Тело.

Читайте также:  Великопостная молитва святого Ефрема Сирина

В качестве запивки обычно используется ягодный морс, разбавленное вино или вода (на Афоне, кстати, винная  запивка  не практикуется, а используется именно вода).

Причастие – вполне реальная вещь, во время которой мы душой и телом соединяемся с Богом.

Один святой, живший в 11 веке, Новый Богослов, так пишет в одном из своих гимнов-песнопений. Когда он вернулся после причастия к себе в келью, посмотрел на свои худые монашеские руки и ноги и из души его вырвалось: «Господи, ну как же это может быть, что в моих жилах – твоя Кровь, в моих ребрах – твое Тело. Я с Тобой в тех токах, которые во мне проходят, соединен!»

Но это так и есть. Это такая мера реальности нашего с Богом соединения. Но если это так, то относиться мы к тому должны с совершенным благоговением. А вдруг чихнешь, кашлянешь и случайно частичка выпадет? Или кариес у тебя в зубе. Подумай, что там застрянет – Тело Христово! Запивка дается не просто потому, что причастники оголодали к концу службы, а затем, чтобы ни одна частичка нигде не застряла и под ноги не упала.

Читайте также:  В очереди к святой Матроне

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Пост в Священном Писании

Пост в Священном Писании

Некоторые христиане почитают пост лишь благочестивой традицией, придуманной людьми и необязательной для духовной жизни. Предлагаем нашим читателям напомнить себе или вновь узнать, что о посте говорит Священное Писание.