Главная / Образование / Воскресное Евангелие / Невидимый мир – каков он? Слово на Троицу

Невидимый мир – каков он? Слово на Троицу

Ин., 27 зач., VII, 37–52; VIII, 12.

В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен. Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно .

Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет? Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был ? Итак произошла о Нем распря в народе. Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук. Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его? Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек. Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились? Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев? Но этот невежда в законе, проклят он. Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им: судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает? На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк.

Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.

Троица Новозаветная

В это воскресенье Церковь вспоминает событие Сошествия Святого Духа на апостолов и прославляет Живоначальную Троицу. Бог – Источник жизни во всех ее проявлениях, Он является Творцом видимого и невидимого мира. Об этом говорится в самых первых строках Священного Писания. Словом создает Бог наш физический мир. Но до появления материи Бог творит мир невещественный – духовный, то есть ангелов. Но об этом в Библии сказано не прямо, а прикровенно.

Читайте также:  Слово в неделю 10-ю по Пятидесятнице. Вера и неверие

Святой VII века, аскет-созерцатель Исаак Сирин объясняет молчание Библии о творении ангельского мира тем, что девять природ ангельского мира Создатель творит особым действием «в молчании» и только десятую природу – Своим Словом. И когда Бог произносит первую фразу: «Да будет свет» (Быт 1, 3), только тогда и появляется десятая природа – видимый, осязаемый и познаваемый нами мир. Именно с этого момента в Священном Писании начинается описание творения мира видимого.

Святые отцы усматривают указание на сотворение мира ангелов в первой части акта творения, описанного в книге Бытия: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1, 1). «Небо», в их понимании, это тонкий, невидимый для нас мир ангелов. Его появление было первым творческим актом, после чего Бог создал мир вещественный, названный «землей».

Строго говоря, нашему зрению и другим органам чувств доступен даже не весь материальный мир. Но он может быть познан с помощью материальных устройств, расширяющих границы нашего восприятия, таких, как микроскоп и телескоп, датчики инфракрасного излучения и электромагнитных волн, ультразвуковые и инфразвуковые локаторы и т. п. Однако нет таких приборов, с помощью которых можно заглянуть в мир ангелов. Поэтому человек, признающий исключительно эмпирический путь познания, подвергает сомнению существование ангельского мира.

Читайте также:  Неделя 4-я по Пасхе о расслабленном

Из Божественного Откровения нам известно, что ангелы существуют, что они первые сотворенные Богом умные существа и являются служителями Божиими. Слово «ангел» в переводе с древнегреческого означает «вестник», «посланец». Только эту сторону их служения человек может воспринять – посланничество.
Как все люди обладают единой человеческой природой, так и все ангелы обладают единой природой ангельской. В отличие от нас по своей природе ангелы невещественны. Они бестелесны, но не абсолютно, потому что совершенно невещественным является только Бог.

Ангелы – разумное творение и созданы бессмертными: их природа неуничтожима, она не подвергается тлению и распаду. Но в то же время их природа ограниченна. Это означает, что в отличие от Бога ангелы не вездесущи, они могут находиться только в одном месте мироздания. Когда ангел посылается Богом на землю, его нет на небе, а пребывая на небе, он отсутствует на земле. Скорость перемещения ангелов весьма велика, но конечна. То есть ангелы могут моментально преодолевать большие пространства, но действуют только в одном месте. Одновременно действовать везде свойственно только Единому Богу.

Читайте также:  Неделя о блудном сыне. Я согрешил против неба и пред тобою…

Ангелы живут в ином измерении, нежели мы, люди. Каков мир, в котором живут бестелесные разумные духи? На этот вопрос нет точного ответа. Возможно, их мир иной – не привычное для нас трехмерное пространство, в котором мы живем. Многомерные модели пространства, которые изучают физики, математики и философы, сложно описать или представить, потому что на практике мы никогда не сталкивались с подобной реальностью. Проводя аналогию, можно лишь принять к сведению, но не изобразить или объяснить существование иной, по сравнению с нашей, системы координат, в которой пребывают ангелы.

В данном вопросе важно знать следующее: нельзя смешивать бытие ангелов с бытием Бога, соотносить их с одним «пространством». Несмотря на то, что ангелы действуют вне законов нашего физического мира, вне земных координат, тем не менее, они причастны тварному миру. Между людьми и ангелами как двумя вариантами тварного бытия (материальным и нематериальным), расстояние намного меньше, чем между ангелами и Богом, так же, как между тварной природой и нетварной, Божественной природой их Создателя.

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Неделя 24-я по Пятидесятнице. Исцеление согбенной женщины

Неделя 27-я по Пятидесятнице. Исцеление согбенной женщины

Святыми угодными Богу делами являются забота о спасении своей души, молитва в храме Божием и дома, изучение Закона Божия, просвещение ума и сердца полезными познаниями, чтение Священного Писания и других душеполезных книг, благочестивые разговоры и размышления, помощь ближним, посещение больных и заключенных в темнице, утешение печальных и другие добрые дела.