Главная / Образование / Воскресное Евангелие / Невидимый мир – каков он? Слово на Троицу

Невидимый мир – каков он? Слово на Троицу

Ин., 27 зач., VII, 37–52; VIII, 12.

В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен. Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно .

Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет? Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был ? Итак произошла о Нем распря в народе. Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук. Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его? Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек. Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились? Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев? Но этот народ невежда в законе, проклят он. Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им: судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает? На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк.

Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.

Троица Новозаветная

В это воскресенье Церковь вспоминает событие Сошествия Святого Духа на апостолов и прославляет Живоначальную Троицу. Бог – Источник жизни во всех ее проявлениях, Он является Творцом видимого и невидимого мира. Об этом говорится в самых первых строках Священного Писания. Словом создает Бог наш физический мир. Но до появления материи Бог творит мир невещественный – духовный, то есть ангелов. Но об этом в Библии сказано не прямо, а прикровенно.

Читайте также:  Неделя 26-я по Пятидесятнице. Любовь и юридизм

Святой VII века, аскет-созерцатель Исаак Сирин объясняет молчание Библии о творении ангельского мира тем, что девять природ ангельского мира Создатель творит особым действием «в молчании» и только десятую природу – Своим Словом. И когда Бог произносит первую фразу: «Да будет свет» (Быт 1, 3), только тогда и появляется десятая природа – видимый, осязаемый и познаваемый нами мир. Именно с этого момента в Священном Писании начинается описание творения мира видимого.

Святые отцы усматривают указание на сотворение мира ангелов в первой части акта творения, описанного в книге Бытия: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1, 1). «Небо», в их понимании, это тонкий, невидимый для нас мир ангелов. Его появление было первым творческим актом, после чего Бог создал мир вещественный, названный «землей».

Строго говоря, нашему зрению и другим органам чувств доступен даже не весь материальный мир. Но он может быть познан с помощью материальных устройств, расширяющих границы нашего восприятия, таких, как микроскоп и телескоп, датчики инфракрасного излучения и электромагнитных волн, ультразвуковые и инфразвуковые локаторы и т. п. Однако нет таких приборов, с помощью которых можно заглянуть в мир ангелов. Поэтому человек, признающий исключительно эмпирический путь познания, подвергает сомнению существование ангельского мира.

Читайте также:  Неделя 6-я по Пятидесятнице. Быть с Богом значит любить ближнего

Из Божественного Откровения нам известно, что существуют, что они первые сотворенные Богом умные существа и являются служителями Божиими. Слово «ангел» в переводе с древнегреческого означает «вестник», «посланец». Только эту сторону их служения человек может воспринять – посланничество.
Как все люди обладают единой человеческой природой, так и все ангелы обладают единой природой ангельской. В отличие от нас по своей природе ангелы невещественны. Они бестелесны, но не абсолютно, потому что совершенно невещественным является только Бог.

Ангелы – разумное творение и созданы бессмертными: их природа неуничтожима, она не подвергается тлению и распаду. Но в то же время их природа ограниченна. Это означает, что в отличие от Бога ангелы не вездесущи, они могут находиться только в одном месте мироздания. Когда ангел посылается Богом на землю, его нет на небе, а пребывая на небе, он отсутствует на земле. Скорость перемещения ангелов весьма велика, но конечна. То есть ангелы могут моментально преодолевать большие пространства, но действуют только в одном месте. Одновременно действовать везде свойственно только Единому Богу.

Читайте также:  Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц. Они были первыми

Ангелы живут в ином измерении, нежели мы, люди. Каков мир, в котором живут бестелесные разумные духи? На этот вопрос нет точного ответа. Возможно, их мир иной – не привычное для нас трехмерное пространство, в котором мы живем. Многомерные модели пространства, которые изучают физики, математики и философы, сложно описать или представить, потому что на практике мы никогда не сталкивались с подобной реальностью. Проводя аналогию, можно лишь принять к сведению, но не изобразить или объяснить существование иной, по сравнению с нашей, системы координат, в которой пребывают ангелы.

В данном вопросе важно знать следующее: нельзя смешивать бытие ангелов с бытием Бога, соотносить их с одним «пространством». Несмотря на то, что ангелы действуют вне законов нашего физического мира, вне земных координат, тем не менее, они причастны тварному миру. Между людьми и ангелами как двумя вариантами тварного бытия (материальным и нематериальным), расстояние намного меньше, чем между ангелами и Богом, так же, как между тварной природой и нетварной, Божественной природой их Создателя.

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Неделя 3-я по Пятидесятнице. Богу или мамоне?

Неделя 3-я по Пятидесятнице. Богу или мамоне?

Нас занимают мысли: в чем хранить сбережения, куда ехать отдыхать, какую машину выгоднее приобрести, и в этой суете Бог отходит на последний план. Мы забываем, что все в руках Божьих и делается только по Его промыслу. Мы надеемся на собственные силы или на близких, и, зачастую, эти надежды не оправдываются. Отсюда проистекают скорби, жизнь кажется бессмысленной, ведь погоня за материальными благами не имеет конца, и не приносит душевного спокойствия.