Главная / Образование / Воскресное Евангелие / Неделя 7-я по Пасхе. Церковь созидается в единстве

Неделя 7-я по Пасхе. Церковь созидается в единстве

Ин., 56 зач., XVII, 1–13.

Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить.

И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня. Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них. Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.

Это воскресенье особое, оно приходится между двумя праздниками: Вознесением и Троицей. В прошедший четверг воспоминалось Вознесение Христа к Богу Отцу, когда Он дал обещание Своим ученикам послать им Утешителя – Духа Святого. А сейчас Церковь готовится к Святой Пятидесятнице, в день которой на апостолов в виде огненных языков сошел Святой Дух.

Читайте также:  Неделя 1-я по Пятидесятнице. Всех святых

Наши сердца в ожидании: мы уже не слышим радостного приветствия: «Христос воскресе!», но не звучит еще и Святому Духу «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины…». Ныне в храмах читается Первосвященническая Иисуса Христа, произнесенная Им накануне Своих Крестных страданий, смерти и Воскресения.

Обращаясь к Богу Отцу, Он говорит: «Отче!», и далее, уже зная, что Его ожидает, поскольку «пришел час» (Ин. 17, 1), Он молится о людях. Но эта Его молитва «не о всем мире» (Ин. 17, 9), а лишь о тех, кто принял Его слово и уверовал в Сына Божия (Ин. 17, 6–8), то есть о Церкви Христовой. Таким образом, евангельское чтение этого дня напоминает о том, что есть Церковь и почему так важно быть ее членом.

произносит слова этой молитвы, когда Его Церковь еще не родилась, она находится в состоянии евангельской закваски (Мф. 13,33), которой суждено возродить для истинной жизни все человечество, чтобы оно принесло добрый плод святости. Христос говорит, что совершил все предназначенное (Ин. 17, 4) – собрал «малое стадо» (Лк. 12, 32) Своих последователей, и просит Отца только об одном: «Отче Святый! соблюди их… чтобы они были едино, как и Мы» (Ин. 17, 11).

Читайте также:  Неделя 16-я по Пятидесятнице. Неудобная заповедь

Церковь созидается в единстве. Она представляет собой единство надмирное и вневременное, поскольку Глава Церкви – Сам Христос, а мистическое тело Церкви – верующие в Сына Божия всех времен и народов. Ведь во Христе «нет ни эллина, ни иудея» (Кол. 3, 11). Во Христе все объединены Церковь Небесная, торжествующая, и Церковь земная, воинствующая, против греха.

Такое единство может дать только Бог, поскольку оно присуще Богу: Он един и неразделим в трех Своих Ипостасях. Об этом почти семнадцать веков назад свидетельствовали собравшиеся в городе Никее на Первый Вселенский Собор святые отцы, память которых мы празднуем в этот день. Среди них святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, святитель Спиридон Тримифунтский, многие другие подвижники и исповедники христианской веры.

Главное деяние «никейских отцов», по выражению священника Павла Флоренского, состоит в том, что им удалось, «верою победив рассудок… с чисто словесною четкостью выразить невыразимую тайну Троичности». Поскольку духовное единство порождается единством веры, постольку святые отцы первого в истории христианства Вселенского Собора утверждали Христову Церковь.

Читайте также:  Неделя 3-я по Пятидесятнице. Богу или мамоне?

Вот почему верующему в Иисуса Христа важно быть членом Его Церкви. Быть вне ее значит оказаться вне единства с Богом, о котором говорится в Первосвященнической молитве. издревле хранит эту мудрость: «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец» (святитель Киприан Карфагенский). Только в Церкви можно наследовать , ведь она уже две тысячи лет сохраняет тайну Вечной жизни, заключающуюся в познании «единого истинного Бога, и посланного» Им «Иисуса Христа» (Ин. 17, 3), и через это познание приносит верным «радость совершенную» (Ин. 17, 13), приобретенную Его страданиями, смертью и Воскресением.

Эта совершенная, духовная радость не зависит от внешних условий пребывания человека в материальном мире. Она связана исключительно с состоянием его души и умножается по мере раскрытия Царства Божия, пребывающего внутри (Лк. 17, 21). Для его раскрытия необходим подвиг веры и постоянного исполнения заповедей Христовых. Святой Паисий Святогорец говорил о двух крыльях нашего спасения – это воля Божия и воля человека. На одном из них далеко не улететь, можно лишь бесконечно двигаться по кругу. Царство Небесное открывают только содействующие друг другу благодать Святого Духа и напряженное стремление самого человека к Богу.

Пусть же эти дни перед праздником Троицы будут наполнены напряженной подготовкой к принятию Духа Святого, чтобы в самый день праздника обрести нам совершенную духовную радость, как о том молился Христос перед Своими страданиями.

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Неделя 19-я по Пятидесятнице. О любви к врагам

Неделя 19-я по Пятидесятнице. О любви к врагам

Трудна кажется нам заповедь о любви к врагам. Как соблюсти ее, если даже на родных и близких мы часто гневаемся и копим на них обиды? Но исполнение этой трудной заповеди необходимо каждому, кто не хочет быть отлученным от Бога. Если в сердце человека есть хоть капля ненависти, он не имеет права подойти к Чаше Святого Причастия, ибо не соединится с ним Вочеловечившаяся Любовь, Христос Искупитель.