Главная / Образование / Воскресное Евангелие / Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. Бог не оставляет страдающего

Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. Бог не оставляет страдающего

Ин., 34 зач., IX, 1–38

И, проходя, Иисус увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный.

Он пошел и умылся, и пришел зрячим. Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни? Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я. Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза? Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел. Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю. Повели сего бывшего слепца к фарисеям. А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи. Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу. Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря. Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это . Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит? Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет. Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги. Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спросите. Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник. Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу. Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи? Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками? Они же укорили его и сказали: ты Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он. Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего. Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон. Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.

Завершаются пасхальные дни, и в это воскресенье последний раз в этом году звучит в храме радостное приветствие «Христос воскресе!». Евангельское чтение этого дня переносит нас в , где Христос исцелил слепорожденного.

Читайте также:  Неделя 7-я по Пасхе. Церковь созидается в единстве

замечает слепца и намеревается ему помочь, однако ученики задают Ему вопрос: «Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин. 9,2). Усвоив, что болезни порождаются грехом, хотят знать, на ком лежит вина за то, что этот человек родился незрячим. Если его родители, то почему не они поражены болезнью? Если он сам, то как же он мог согрешить, еще не родившись? И этот вопрос не случаен.

В то время среди иудеев была распространена философия реинкарнации, согласно которой душа человека до рождения жила в другом теле и в предыдущей жизни заслужила награду или наказание. Церковью это учение осуждено. По всей видимости, ученики Христовы были знакомы с подобными взглядами отдельных фарисеев и книжников, и решили спросить у Христа, кто же согрешил в этом случае.

Спаситель отвергает оба предположения: «Не согрешил ни он, ни родители его» (Ин. 9,3), указывая тем самым, что существуют и другие причины человеческих страданий.

Известно, что праведный Иов терпел лишения и болезнь без вины, но по проискам диавола. О женщине, имевшей «духа немощи», которая «была скорчена и не могла выпрямиться», Христос сказал: «Сию же дочь Авраамову… связал сатана вот уже восемнадцать лет» (Лк. 13, 11–16). Господь попускает страдания людей, но не оставляет страдающего человека. Он не допускает страданий, которых человек не может перенести.

Читайте также:  Неделя 16-я по Пятидесятнице. Чудесный лов рыбы

Страдания людей могут послужить для вразумления, чтобы страждущий и окружающие его люди получили духовную пользу. Болезнь ближних является для нас уроком, который учит любви. Видя больного и помогая ему, мы развиваем в своем сердце любовь и сострадание.

Но вот что еще мы можем почерпнуть из этого евангельского отрывка. Отвечая на вопрос апостолов, Христос говорит, что этот человек родился слепым, «чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9,3), после чего исцеляет его.

Слепой от рождения, как далее повествует , вылечивается не только от телесной слепоты, но и прозревает духовно и исповедует Христа Пророком (Ин. 9,17). Более того, он осмеливается вступить в спор с фарисеями, защищая Христа. «Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего» (Ин. 9, 33), – говорит он тем, кого боялись многие, даже его родители, потому что знали о решении фарисеев, что, если «кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги» (Ин. 9, 22).

Читайте также:  Неделя 14-я по Пятидесятнице. О брачном пире

Мы все приходим в этот мир духовно незрячими. В отличие от животных человек от рождения не защищен столь многочисленными врожденными инстинктами, поэтому для него так важен опыт взаимодействия с окружающим миром. Так он учится осознанно делать нравственный выбор, которого животные лишены. Познавая этот мир и его законы, человек видит действие Творца и духовно прозревает. «, верой просвещенный, – писал святитель Тихон Задонский, – хотя и не видит Бога присутствующего – и видеть Его невозможно, однако видит Его внутренним оком веры… Просвещенная такой верой душа везде и на всяком месте ходит перед Богом со страхом и благоговением».

Человечество во времена земной жизни Спасителя не отвечало своему высокому призванию, неверие поразило тогдашнее общество и даже духовную элиту избранного народа. Став свидетелями чудесного исцеления слепорожденного, фарисеи вместо радости ищут нарушение закона, заявляя: «Не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы» (Ин. 9,16). Они пренебрегают возможностью получить духовное прозрение, не признают Божией милости, не разделяют сострадания Спасителя к слепорожденному, но прогоняют получившего исцеление со словами: «Во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь?» (Ин. 9,34). Но Христос действует иначе, узнав, как с ним поступили люди, не оставляет его, а поддерживает его в вере.

Неслучайно это евангельское повествование читается в последний воскресный день пасхального периода. Нашей Пасхе духовного прозрения и встречи с Христом, как правило, сопутствует непонимание со стороны скептиков и агностиков двадцать первого века, которые, несмотря на явное чудо выживания Церкви в период жесточайших гонений века двадцатого, возрождающейся в наши дни и приводящей ко Христу новые и новые поколения, остаются духовно слепы. Начинающего посещать храм и жить по-христиански они сторонятся, а порой и осуждают: «Нагрешил больше нашего, а теперь в святые подался».

Но не будем смущаться и оставлять начатую нами духовную жизнь, а по примеру евангельского прозревшего обратимся ко Христу со словами: «Верую, Господи!» (Ин. 9,38) – и никогда не перестанем поклоняться Ему «в духе и истине» (Ин. 4,23), да не тщетны будут для нас смерть и Воскресение Христовы.

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Призвание Апостолов. Слово во вторую Неделю по Пятидесятнице

Призвание Апостолов. Слово во вторую Неделю по Пятидесятнице

Сегодня, возлюбленные братия, читано было за Литургиею Евангелие о призвании Господом в апостольский сан родных братьев Петра и Андрея и еще родных братьев - Иакова и Иоанна, сынов Зеведеевых, тоже рыбарей. Затем, говорится о хождении Иисуса Христа по Галилейской области, проповедании Евангелия царствия и исцелении всяких болезней и немощей людских.