Главная / Образование / Воскресное Евангелие / Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне. Вода жизни

Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне. Вода жизни

Ин., 12 зач., IV, 5–42

Приходит Иисус в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.

Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.

Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.

Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты . Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.

В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однакож ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею? Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? Они вышли из города и пошли к Нему.

Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть? Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.

И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно мира, Христос.

В нескончаемом потоке пасхальной радости пролетают дни от Светлого Христова Воскресения до Его Вознесения на горе Елеонской. И христианину важно войти в ритм церковной жизни, помнить, чему учила нас Церковь в дни поста, о чем она говорит в эти дни. Евангельское чтение нынешнего воскресенья напоминает нам о пришествии в мир «Утешителя» – Духа Святого.

Читайте также:  Неделя о Мытаре и Фарисее

Жаркий полдень в Палестине. Господь, утомленный после долгого пути, останавливается у колодца при входе в город Сихарь. «Ученики Его отлучились в город купить пищи» (Ин. 4, 8), а тем временем к колодцу приходит жительница города, чтобы набрать воды. И происходит знаменитый диалог, плодом которого становится духовное перерождение женщины и чудесное распространение веры в слово Божие в самарянском селении.

Вот как все это происходило. Христос просит женщину, пришедшую с водоносом к колодцу: «дай Мне пить». Но не жаждой была вызвана эта просьба – Спасителем руководило желание помочь человеку. Просьба о воде лишь повод начать разговор. Так и в нашей жизни Господь ищет повод, чтобы мы начали с Ним разговор в молитве, и это могут быть разные жизненные обстоятельства.

На просьбу Христа женщина отвечает: «Как ты, будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки? ибо иудеи с самарянами не сообщаются». В ответ Христос приоткрывает, Кто Он есть: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» (Ин. 4, 9–10).

Читайте также:  Неделя 20-я по Пятидесятнице. Семя Жизни Вечной

Женщина не поняла смысла слов Христа, потому что ее занимали лишь материальные проблемы. Так и мы, когда Господь говорит с нами, пытаемся мерить все земными мерками, думаем лишь о потребностях сегодняшнего дня. Посмотрим, как самарянка реагировала на слова Спасителя о воде жизни: «Господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у Тебя вода живая? Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь?» В ответ Христос сказал: «всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4, 11–14).

В этой беседе с самарянкой Христос обещает верующим в Него скорое обетование древнего пророчества Исаии: «Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; излию Дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих» (Ис. 44, 3), – пришествие Духа Святого. Господь говорит о жажде души, о ее духовном недуге. Но самарянка, отягченная необходимостью постоянно ходить за водой на колодец, продолжает говорить о своих земных проблемах, о желании иметь такую воду, которая избавила бы ее от повседневной жажды: «Дай мне этой воды, чтобы мне… не приходить сюда черпать».

Читайте также:  Неделя 17-я по Пятидесятнице. Евангелие о богатом улове рыб

Христос, желая пробудить душу этой женщины, касается ее тайны и говорит: «пойди, позови мужа твоего и приди сюда». Она же, не понимая, Кто беседует с ней, отвечает: «У меня нет мужа».

Как часто и мы в беседе с Богом желаем выглядеть невинными. Но Бог знает сокровенное сердца каждого человека, и этой женщине Он отвечает: «правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе». Самарянка слышит горькую правду о себе, и эти слова изменяют ее отношение к Собеседнику, и она говорит: «Господи! вижу, что Ты пророк» (Ин. 4, 15–19).

Пока ученики в поисках земного хлеба бродили по пыльным улицам, Господь открыл Себя и Свое посланничество в мир простой женщине – самарянке. На ее слова: «знаю, что придет Мессия, то есть Христос» и «возвестит нам всё», Христос свидетельствует: «это Я, Который говорю с тобою» (Ин. 4, 25–26).

Самарянка, получив от Христа заповедь о поклонении Господу в «духе и истине», присоединилась к апостольскому служению, приведя ко Христу множество жителей своего города, так что Ему пришлось остаться там еще на два дня.

Таково преображающее действие Духа Божия в человеке! Святитель Великий учит: «Дух, воссияв очищенным от всякой скверны, через общение с Собою делает их духовными. И как блестящие и прозрачные тела, когда упадет на них луч света, сами делаются светящимися и отбрасывают от себя новый луч, так духоносные души, будучи озарены Духом, сами делаются духовными и на других изливают благодать».

Призыв Христа к апостолам у источника Иакова готовит Церковь к проповеди слова Божия после Воскресения Христова: «Возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве» (Ин. 4, 35). Деяния апостолов, читаемые перед Евангелием вот уже четыре недели, повествуют нам об Откровении Духа Божия в растущей Церкви.

Подобно самарянке, постараемся и мы напитать себя от «источника воды, текущей в жизнь вечную» ‑ Святого Евангелия, научимся поклоняться Богу в духе и истине, изменим свою жизнь, отказавшись от греха, чтобы и словом, и делом нести в мир истину о Воскресшем Спасителе.

Христос воскресе!

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Неделя 15-я по Пятидесятнице. О любви к Богу и к ближнему

Неделя 15-я по Пятидесятнице. О любви к Богу и к ближнему

Тот, кто имеет истинную, сердечную любовь к Богу и к ближнему, а не такую, которая проявляется только во внешнем поведении, уже исполнил закон и писания пророков. Такой человек даже не имеет необходимости тщательно следить за каждым своим поступком, потому что любовь умудряет его поступать по совести, и тем самым он соблюдает все заповеди.