Главная / Новоначальным / Основы веры / Кто написал Библию

Кто написал Библию

Как-то я посмотрел один из многих научно-популярных фильмов, разоблачающих веру в Писание. Назывался он «Кто написал Библию», произвело его ВВС. Видимо, по замыслу создателей, он должен был поразить меня в самое сердце — вот, простодушные христиане верят в то, что все Пятикнижие написал , а британские ученые показали, что это явно не так! Вот и верь после этого Библии! Это довольно обычная линия убеждения, и ее стоит рассмотреть подробнее.

Вид на Кумран — место, где в середине ХХ века были найдены сотни библейских рукописей.
Вид на Кумран — место, где в середине ХХ века были найдены сотни библейских рукописей.

Прием, который используется в такого рода фильмах, книгах и статьях, несть им числа — это «соломенное чучело». Вместо реального оппонента создается оппонент удобный, вместо реальной дискуссии — показательное побитие невежественных христиан британскими учеными, которые доказали. Авторы предлагают в качестве «христианской позиции» то, что можно было бы назвать «наивным фундаментализмом» — веру в то, например, что все Пятикнижие написал лично Моисей — потом победительно показывают, что это не так, и текст формировался в течении долгого времени, при участии многих людей, и отражает ряд событий в истории древнего Израиля. «А я-то думал, что это слово Божие» — деланно удивляется ведущий.

Конечно, нам следует проявлять сдержанность в отношении утверждений, которые делаются со ссылками на «ученых». Всякий раз, когда в документальном фильме вам говорят о том, что «ученые считают, что», авторы пропускают одно важно слово — «некоторые». Среди исследователей Ветхого Завета существует очень широкий разброс мнений, более того, есть и принципиальная разница в подходах — «минималисты» полагают, что все утверждения Библии следует считать неисторическими, пока их историчность не подтверждена какими-то внебиблейскими источниками, исходя из своего рода «презумпции виновности» библейского текста, «максималисты» считают историчным все, что не опровергается внешними источниками, признавая за библейскими авторами «презумпцию невиновности». Как правило, мнения специалистов — это более или менее правдоподобные догадки, которые могут оказаться верными — а могут быть опровергнуты, как в истории уже неоднократно бывало.

Читайте также:  Святитель Николай архиепископ Мир Ликийских, чудотворец (†342)

Но собственно, о том, что Пятикнижие написано многими людьми на протяжении долгого времени, я узнал еще в процессе своего обращения, и не от британских ученых, а от верующих людей, книги которых были посвящены этому вопросу — и для которых , безусловно, была словом Божиим.

Аргумент, который пытаются для нас выстроить авторы фильма (и не только они) — «Библия формировалось в течении долгого времени, ее тексты создавали, объединяли и редактировали множество людей, следовательно, Библия — не слово Божие» — просто ошибочен. Это логическая ошибка, которая в учебниках логики называется non sequitur (буквально «не следует»). Одно никак не следует из другого.

Попробуем в этом разобраться. Как совершается Божественное Откровение? Кто, в самом деле, написал Библию? Картина, которая встает у многих перед глазами — с неба падает Книга (Суперкнига, как назывался один христианский мультсериал), люди начитают ее читать, так возникает Церковь. Богооткровенность Книги как будто предполагает, что человеческое участие в ее написании либо отсутствовало, либо было минимальным — в идеале Книга должна чудесным образом падать верующим в руки, в худшем случае, священнописатели должны играть роль простых секретарей, пишущих под диктовку Бога. Когда являются британские ученые (сначала германские, потом британские, если быть точным) и показывают, что на божественную диктовку это мало похоже, а похоже на текст, составленный людьми жившими в определенную эпоху, эта картина оказывается под сомнением.

Но была ли она с самого начала Библейской? Библейская картина Откровения другая — Бог не сбрасывает с неба тексты, и даже не надиктовывает их секретарям.

Бог вступает в общение с живыми людьми — Авраамом, Исааком, Иаковом, Моисеем, Давидом, другими Пророками. Бог создает общину верующих и заключает с ней Завет — эти люди становятся Его народом, а Он — их Богом. Бог являет Себя через события в истории этого народа; как Бог сам говорит о себе в Первой Заповеди: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства» (Исх.20:2) Не «Бог, который сбросил вам на парашюте текст», а «Бог, который заключил с вами завет и явил Свою милость и Свой суд в событиях вашей истории».

Читайте также:  Почему Господь Иисус Христос не называл себя Богом

Бог действует в истории, во всем, что происходит, разворачивается Его замысел. Это так в жизни народов; это так, особенно, в жизни Его избранного народа, и это так даже в жизни отдельных людей — как говорит псалмопевец, «Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс.138:16)

«Наивный фундаментализм» исходит из того, что развивается как-то независимо от Бога, и Он только время от времени сбрасывает очередные порции Откровения; для Библии, однако, Бог всегда действует в истории — и направляет все происходящее к своим целям.

Это значит, в частности, что процесс формирования священного текста может быть разным, и, естественно, он развивается в истории (где же еще ему развиваться). При этом в нем неизменно совершается Божий замысел — дать нам Библию именно в том виде, в котором Он этого хочет.

Другая особенность библейского откровения — оно совершается через Божий. Здесь нам стоит обратить внимание на определенную особенность именно англоязычной полемики вокруг Библии — которая добирается до нас в переводных фильмах и книгах. Она подразумевает крайне протестантский взгляд на соотношение Писания и народа Божия — Писание первично, Божий создается Писанием, это люди, которые принимают Библию как Божественное Откровение, верят ему, стараются по нему жить.

Читайте также:  Скорбеть и воздыхать

Для православных (как и для католиков) первичен народ Божий — сначала Бог созидает Ветхозаветный , и внутри Израиля возникают знакомые нам тексты Ветхого Завета, потом Бог создает Церковь, и Церковь создает Новый Завет. Когда святой пишет свои послания, сложившегося текста Нового Завета еще, понятно, нет — но Церковь, к которой он обращается, уже есть, она уже совершает Евхаристию, Господь уже прилагает к ней спасаемых.

Текст создается общиной верных, людей, с которыми на всех поворотах их исторической судьбы пребывает Бог. Святой Дух действует через всех верных, которые участвовали в создании Библии — сколько бы их ни было.

При этом действие Святого Духа не уничтожает личности священнописателей — которые остаются людьми своей эпохи, используют образы своей культуры и говорят на своем языке. В отличие от «автоматического письма» и других оккультных практик, при которых падшие духи используют людей как орудия, Бог всегда общается с людьми как со свободными личностями. Святой Дух бережно направляет людей к истине, не уничтожая и не подавляя их индивидуальности.

Поэтому для нас нет ничего пугающего ни в том, что Библию написали люди — ну конечно, в ней же прямо написано «святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2Пет.1:21), ни в том, что священнописателей было больше, чем указано в списке ветхозаветных книг, ни в том, что, по-видимому, ряд ветхозаветных текстов принимал свой нынешний вид постепенно. Таков был Божий замысел, такие средства Он избрал, чтобы дать нам Свое слово.

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Отчего так мелочен Ветхий Завет?

Отчего так мелочен Ветхий Завет?

Открывая Библию, человек ждет прежде всего великих откровений. Но если он читает Ветхий Завет, его обычно поражает обилие мелочных предписаний: ешь мясо только тех животных, у которых раздвоенные копыта и которые жуют при этом жвачку. К чему все это? Неужели Богу есть дело до того, какое мясо едят люди? А к чему эти бесконечные ритуальные подробности: как Ему приносить разные жертвы? Разве это главное в религии?