Библейские песни

Библейские песни являются второй после псалмов основой нашего православного песнетворчества. По сути это гимны, воспетые ветхозаветными пророками и праведниками по поводу наиболее великих событий в их личной жизни и в жизни всего израильского народа. Профессор кафедры догматического богословия и латинского языка Киевской Духовной Академии М.Н. Скабалланович, например, считал их излияниями высочайшего религиозного одушевления, лучшей частью, цветом библейской поэзии и ставил их даже выше псалмов.

Всего таких песен в Библии записано 11, но 2  песни — песнь Деворы (Суд. 5), из-за ее воинственности и специфичности содержания, и чисто личная прор. Иезекии (Ис. 38:11-20) не вошли в наше богослужение. Таким образом, в основу канона легли 9 песен, причем песнь трех отроков разделилась на 2 части, а новозаветные песни Богородицы и прор. Захарии фактически слились.

Скабалланович замечает: «Песни расположены в каноне приблизительно в хронологическом порядке; только песнь Аввакума переставлена с песнью Ионы, может быть, чтобы для 6-й песни канона, как заключительной в отделе, взять более трогательную библейскую песнь. При этом нельзя не заметить, что песни радостные заняли нечетные места, а скорбные — четные (ср. Шестопсалмие), исключая песни 7 и 8, где для этого принципа пришлось бы конец песни поставить раньше начала…»

обычно состоит из 9 песен (точнее — из 8, так как 2-я песнь поется Великим постом и на Вселенских родительских субботах). Но бывают каноны из меньшего числа песней — двух, трех, четырех, и тогда они называются соответственно двупеснец, трипеснец, четверопеснец. Такие каноны содержит Триодь.

Вдохновенные песнотворцы, прославляя достопамятные события Церкви и подвиги святых угодников Божиих, брали в пример возвышенные образцы Слова Божия. Для 1-й песни канонов послужила образцом песнь пророка и Боговидца Моисея. После чудесного перехода израильтян через Чермное море и спасения их от преследования египтян вместе со всеми сынами израилевыми воспел песнь Господу: «Поим Господеви, славно бо прославися». Христиане прославляют Господа подобною же песнью, так что ряд первых песней заключается словами: «Славно бо прославися».

2-я песнь составлена по образцу другой песни пророка Моисея (Втор. 32, 1-43), которую он воспел по повелению Божию, чтобы обличить неблагодарный свой и пробудить в нем раскаяние: «Вонми, Небо, и возглаголю…» Эта песнь не соответствует духовной радости, с которой мы вспоминаем праздничные события, а потому в праздничных канонах она опускается и поется только в период Великого поста.

Вслед за 1-й песнью в праздничных канонах поется 3-я песнь, составленная под влиянием благодарственной песни святой Анны (1 Цар. 2, 1-11), матери пророка Самуила: «Сердце мое в Господе вознесеся рог мой в Бозе моем… несть свят, яко Господь, и несть праведен, яко Бог наш». Православные христиане в празднуемом событии славят и благодарят Господа, ибо нас озарил свет Христовой веры, без которой мы были бесплодны к добрым делам, подобно тому, как бесплодна была святая Анна.

Читайте также:  Рождественские паремии

4-я песнь восходит к пророческой песне-молитве пророка Аввакума, жившего задолго до Рождества Христова. Духовно созерцая грядущего Господа Иисуса Христа, говорил: «Господи, услышах слух Твой, и убояхся, Бог от юга приидет и святый от горы приосененныя чащи; покры небеса добродетель Его, и хваления Его исполнь земля» (Авв. 3, 1-19).

5-я песнь составлена под влиянием молитвы пророка Исаии, провидевшего пришествие Спасителя: «От нощи утреннюет дух мой к Тебе, Боже, зане свет повеления Твоя на земли…» (Ис. 26). Подобно ему, мы молим Господа о ниспослании нам благ, которые открылись на земле с пришествием Господа и которые мы созерцаем в празднуемом событии. В 5-й песни почти каждого канона с утренним славословием Господа мы соединяем прошение о ниспослании нам мира.

6-я песнь составлена по примеру молитвы пророка Ионы, которую он воспел в благодарность Богу за избавление от смерти, угрожавшей ему во чреве кита: «Возопив в скорби моей ко Господу Богу моему и услыша мя: из чрева адова вопль мой услышал еси глас мой» (Ион. 2). В 6-й песни канона мы выражаем благодарность Господу за то, что Он не презрел нас, погрязших во грехах, но пришел, спас и сподобил славословить Его величие.

Благодарственная песнь трех отроков, спасенных в раскаленной печи (Дан. 3, 57-72), является образцом 7-й и 8-й песней канона: «Благословен еси, Господи Боже отец наших, хвально и прославлено имя Твое во веки (Дан. 3, 26-56)… благословите, вся дела Господня, Господа; пойте и превозносите Его во веки» (Дан. 3, 57-72). В 1-й песни отроки вспоминают чудесные события из жизни своих отцов и славят Бога. Во 2-й — призывают всю тварь славить Господа. , вспоминая чудесное спасение отроков, славит Всемогущего и Всесильного Бога.

9-я песнь величает Святую Деву Марию. Прославление Богоматери святой Елисаветою: «Величит моя Господа, и возрадовася дух мой…» и молитва Захарии, пораженного немотой за неверие в то, что родится у него сын, Иоанн Предтеча, и вновь обретшего дар речи: «Благословен Господь Бог Израилев» (Лк. 1, 46-55; 68-80) легли в основу этой песни.

Читайте также:  Зачем и почему мы освящаем ветви вербы?

Канон — это хронологическая последовательность песен, цитирование Священного Писания. Таково было первоначальное знание канона — через цитирование библейских песен. И так за службу проходило 9 чудодейственных молитв. Позже к тематике ветхозаветной стала добавляться тематика новозаветная — празднуемого события или святого, через взаимопроникновение. Сами песни утратили свою монолитность, каждый стих библейских стихов стал запевом к новозаветному тексту. Но принцип сохранился. Получилась ветхозаветная песнь с новозаветными вставками-текстами.

Современные люди знают очень плохо, и эти песни никому ничего не говорят. Из-за этого мы не замечаем изысков канона, которые заложены в его поэтике. Уже новозаветное творчество в каких-то устроениях, в каких-то словах содержится намек на слова, обращения, обороты из песен. Человек, который сочинял канон  какому-то празднику, не просто сочинял текст, он сочинял текст подобный библейскому канону, текстам Библейских песен. Иногда строка была прямым цитированием, а иногда косвенным, с каким-то поэтическим намеком на саму песнь. Тропари канона писались по подобию песни, то есть наряду с новозаветным содержанием должны были вобрать в себя ветхозаветное содержание. Для этого используются ключевые слова данной песни. Эти слова неслучайны. Особенно ярко это выражено в ирмосах. Вот эти слова:

1-я песнь — «Славно бо прославися», «яко прославися», «песнь победную поюще»;

2-я песнь — «Вонми, Небо, и возглаголю», «вонми гласу моления моего», «видите, видите», «внемлите, людие»… Эта песнь носит скорбный характер, и на Трулльском соборе было отменено петь ее всегда. Эта песнь осталась в службах вторников Великого поста, в службах Вселенских родительских суббот — Мясопустной и Троицкой, в Великом покаянном каноне Андрея Критского.

3-я песнь — «Утвердися сердце мое в Господе», «утверди на камени веры», «лук сильных изнеможе», «не мудростию и богатством хвалимся», «утверди, Господи, Церковь»;

4-я песнь «Услышах слух Твой и убояхся», «Бог от юга приидет», «гору Тя, благодатию Божиею приосененную», «яко всесилен», «слава силе Твоей, Господи»;

5-я песнь — «От нощи утреннюет дух мой», «Свет Твой, Господи», «Твой мир даждь нам», «просвети светом», «просвещай», «озари», «одеяйся светом, яко ризою»;

6-я песнь — «Возопих в скорби моей ко Господу», «хранящия суетная и ложная», «во глубину погибели», «обыде нас последняя бездна», «возведи от тли живот мой», «пожру Ти со гласом хваления», «жертву хваления», «глубина грехов воста на мя», «глубина страстей воста на мя», «от тли мя возведи»;

Читайте также:  Православное богослужение. Рождество Христово

7-я песнь — «Благословен еси, Господи Боже отец наших и хвально и прославлено имя твое во веки», «вся дела Твоя истинна», «Боже отец наших», «Боже, благословен еси»;

8-я песнь — «Благословите вся дела Господня, Господа», «пойте и превозносите во вся веки», «да благословит тварь вся Господа», «благословим Христа во веки», «непрестанно во вся веки»;

9-я песнь

Богородицы: «Светлую свещу и Матерь Божию», «О, Мати Дево», «радуйся, девственная похвало», « величаем», «Неопалимую купину, несекомую гору, краесекомый камень», «Матерь Света», «Деву ублажаем»;

Захарии: «Воздвигнувый рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего», «в нихже посети нас восток с высоты», «благословен Господь Бог Израилев», «направил ны есть на путь мира», «Восток имя Ему».

Исторически поменялась тематика 9-й песни. Поэзия стала воспевать не пророка Захарию, а Богородицу. Поэтому в ирмосах 9-й песни часто можно встретить не слова из песни пророка Захарии, а обращение к Богородице. Но есть ирмосы, где встречаются и цитаты из песни пророка Захарии и обращение к Богородице.

Опытные чтецы, пришедши в храм посреди службы, по тексту канона могут определить, какая идет песнь, потому что они услышат в тропарях или ирмосах ключевые слова той или иной библейской песни.

Весь канон раньше пелся. Пелось все: и библейские стихи, и тропари. В настоящее время пение сохранилось в пасхальном каноне. Сейчас довольно устойчива традиция чтения канона.

Великим постом библейские стихи поются. Именно постом Устав соблюдается. Во все остальное время поются ирмосы, а библейские стихи заменяются на молебственные припевы.

Например:

В каноне воскресном — «Слава, Господи, святому воскресению Твоему»;
В крестовоскресном — «Слава, Господи, Кресту Твоему честному и воскресению»;
Богородице — «Пресвятая Богородице, спаси нас»;
Апостолам — «Святии славнии и всехвальнии апостоли, молите Бога о нас»;
Святителю Николаю — «Святителю отче Николае, моли Бога о нас»;
всем святым — «Вси святии, молите Бога о нас»;
и т.д.

Библейские песни полностью помещаются в конце Ирмология и в Псалтири следованной, при этом деление песен на стихи для богослужебного употребления не соответствует делению их на стихи в Библии.


С. В. Булгаков. Настольная книга священно-церковно служителя

Архимандрит Киприан (Керн). Литургика. Гимнография и эортология

Е.С. Кустовский. Лекции по уставу


Материалы по теме:

Первая песнь канона

Вторая песнь канона

Третья песнь канона

Четвертая песнь канона

Пятая песнь канона

Шестая песнь канона

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Понедельник Святого Духа

Понедельник Святого Духа

В следующий за днем Святой Троицы понедельник совершается праздник в честь Святого Духа, "единого от Троицы Бога, единочестна и единосущна и единославна Отцу и Сыну." Этот праздник был установлен Церковию "ради величия Пресвятого и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святые и Живоначальные Троицы," в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и равночестность его с Богом — Отцом и Богом — Сыном.