Главная / Пасха / Пасхальное Послание митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона

Пасхальное Послание митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона

Высокопреосвященнейший Иларион, митрополит Донецкий и Мариупольский, Священноархимандрит Свято-Успенской Святогорской Лавры обратился с Пасхальным посланием к благочестивому духовенству, монашествующим и всем верным чадам Донецкой епархии Украинской Православной Церкви.

Воскресения день, просветимся людие:

, Господня !

От смерти бо к жизни и от земли к Небеси,

Христос Бог нас преведе, победную поющия.

Ирмос 1-й песни Пасхального канона

Возлюбленные о Господе всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

 Обращаюсь к вам с вечно живыми словами пасхального благовестия:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!

Во дни Святой спасительной Четыредесятницы мы, каждый в меру своих сил, трудились над собой – постом, молитвой и покаянием очищали свою душу. Мы стремились к Пасхе, как жаждущий в пустыне ищет источник воды или как усталый путник – цели своего путешествия. В переводе с еврейского Пасха означает «переход». В Ветхом Завете это переход от Египта в Землю обетованную, а в Новом Завете – от смерти к Жизни и от земли к Небесам. Для каждого из нас Пасха Господня призвана стать переходом от старой, ветхой, греховной жизни к новой, настоящей, святой во Христе Иисусе. И сегодня, прочувствовав всей полнотой церковной подвиг Великого поста и трагизм Страстной седмицы, следуя зову жен-мироносиц, мы смогли подойти с благоговением ко Гробу Господню. Но гроб пуст – Христос Воскрес из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав! И оттого сердце наполняется неизреченной радостью, душа ликует, а колокольный звон возвещает всему миру благую пасхальную весть.

Читайте также:  Жены-мироносицы: чудо обыкновенной любви

Воскресение из мертвых Сына Божия вначале оставалось тайной даже для ближайших учеников Спасителя. И это неудивительно – ведь многие из них оставили Христа в тяжелейшие для Него минуты гефсиманских и голгофских страданий: одни спали, другие бежали, а Симон-Петр малодушно отрекся, сказав, что «не знает Сего Человека» (Мф. 26:74). Оказалось, что пока Христос проповедует, исцеляет больных, изгоняет бесов и кормит пятью хлебами тысячи человек, легко быть Его учеником, но когда Он арестован, судим, унижен и распят, оставаться рядом с Господом – это настоящий подвиг, на который способны немногие. К сожалению, чаяния торжества лишь земного царства, видение себя ближайшей свитой земного владыки, искаженное понимание своей миссии закрывало от апостолов истинный Лик Христа – Страдальца, Спасителя и Царя Небесного. И только Воскресение Господне и личное общение с Воскресшим расставляет все на свои места и меняет их жизнь.

И вот уже Лука и Клеопа с горящим сердцем возвращаются из Эммауса в – они узнали Христа во время преломления хлеба. Апостол Фома стыдится своего неверия и не дерзает прикоснуться к местам язв от гвоздей на теле Господа. Петр оставляет сети и лодку и плывет к берегу, чтобы засвидетельствовать свою любовь к Воскресшему. Ревнитель веры отцов Савл из гонителя христиан становится апостолом Павлом – проповедником Воплотившегося Сына Божия. Именно опыт личного общения с Воскресшим Спасителем делает апостолов и учеников твердыми исповедниками Евангелия, а их веру не смогли впоследствии поколебать ни гонения, ни ссылки, ни мучения. Ныне мы, «невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29), приобщаемся к этому благодатному опыту и уже сами свидетельствуем миру о Христе Воскресшем.

Читайте также:  Три дня перед Пасхой

Сегодня важно понять, что Господь дарует вечную жизнь не только тем, кто умер телом, но и тем, кто пал духом. Тем, кто оказался в плену отчаяния, уныния, потерял веру в людей и собственные силы, чьи надежды и чаяния разрушили война, голод, страдания. Как и две тысячи лет назад, вера в Христа требует определенных усилий от человека, подвига верности, свидетельства делами, а не только словом. Внешне с Воскресением Спасителя ничего, казалось бы, не изменилось: в мире по-прежнему много зла, болезней, несправедливости. Но уже нет той безысходности и отчаяния, которые охватывают душу человека и которые прозвучали на Голгофе: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27:46). Воскресение Христа возвращает человека к богообщению, утраченному грехопадением прародителей в раю, а смерть лишается своей всесильной власти над людьми. И сегодня, если доверим свою жизнь Господу, мы сможем почувствовать эту полноту жизни, которую дарует нам Воскресший Христос. «Я пришел для того, – говорит Господь в Евангелии, – чтобы имели жизнь и имели с избытком»  (Ин.10:10).

Читайте также:  Пасхальное послание митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона

Сейчас для страждущего Донбасса эти слова как никогда актуальны. Верующий человек посвящает свою жизнь Господу, доверяя Ему и в деле своего спасения, и в повседневных делах и заботах. Те страдания и неудобства, лишения и скорби, которые принесла в нашу жизнь война, могут стать стимулом к духовному росту, поводом к творению дел милосердия и заботы о нуждах ближних.

Возлюбленные о Господе всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! В сей светлый и радостный праздник Пасхи Христовой призываю на всех вас Божие благословение. Пусть Воскресший Христос Жизнодавец пошлет долгожданный мир в наш край, силы трудиться на своей земле и непрестанно славословить Господа, победившего смерть, и благовестить всему миру:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!

Божией милостию смиренный

митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион

Пасха, 2015 год, во граде Донецке

Пасхальное Послание митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Неделя 6-я по Пасхе, о слепом

Неделя 6-я по Пасхе, о слепом

Если мы желаем, чтобы с нами чудо произошло, чтобы наши духовные очи открылись, нам нужно в ответ на действия Церкви – а Церковь подобно Иисусу Христу ведь действует: так же, как Он помазал глаза этому больному, Церковь предлагает нам молитвы, Таинства Церковные, богослужения – это действия Церкви по отношению к нам – к нам, слепым духовно, – но и мы в ответ должны что-то сделать. Как этот слепой: он пошел, он потрудился, он еще был слеп, он еще не видел, ему надо было идти еще наощупь к этой купели Силоамской. Так и нам надо в ответ на призыв Церкви идти к Иисусу Христу, идти к этой купели Силоамской, чтобы там умыть свою душу.