Главная / Образование / Воскресное Евангелие / Неделя 5-я Великого поста. Пост – дело любви

Неделя 5-я Великого поста. Пост – дело любви

Мк., 47 зач., X, 32–45

Тогда Иисус, подозвав двенадцать, опять начал им говорить о том, что будет с Ним: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет. Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано. И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна. Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

Две недели отделяют нас от Пасхи, и евангельское чтение этого воскресного дня напоминает нам беседу Христа с учениками, в которой Он говорит о предстоящих страданиях и Воскресении: «Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет» (Мк. 10, 33–34).

Читайте также:  Неделя о Мытаре и Фарисее

Тогда апостолы не поняли смысла этих слов: одни «ужасались и, следуя за Ним, были в страхе» (Мк. 10,32), другие просили Его дать им сесть «одному по правую сторону, а другому по левую» (Мк. 10,37), когда наступит Его «слава». И Христос еще раз говорит им, что Он «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10, 45).

Эта беседа происходила на пути в Иерусалим, и «Иисус шел впереди их» (Мк. 10,32). Христос всегда идет впереди, и мы должны следовать за Ним. Во время поста мы много раз слышали Его призывы: «Иди за Мною» (Ин. 1,43), «Возьми свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34).

Образец следования за Христом мы видим в жизни преподобной Марии Египетской, память которой Церковь совершает в этот воскресный день. Великая подвижница подает нам пример искреннего обращения человека от греховного состояния к праведной жизни. Проводя блудную жизнь в Александрии, она, «чтобы больше предаваться разврату», отправилась в Иерусалим, но у храма Гроба Господня с ней произошло чудо. Сила Божия не допустила ее к святыне, вследствие чего вчерашняя блудница внезапно осознала свое греховное падение. Только перед иконой Божией Матери дала ей возможность войти в храм и поклониться Кресту Христову. С чувством глубокого покаяния она уходит в пустыню, 47 лет проводит там в подвигах внутренней борьбы со страстями и достигает великой святости.

Читайте также:  СМИРЕHИЕ (Hеделя о мытаре и фарисее)

Какую огромную силу духа явила эта женщина! Какой пример самоотвержения мы видим в ее подвиге! Оставить все – друзей, веселье, удовольствия – ради Христа. В конце жизни она рассказала преподобному Зосиме, как боролась с греховными наклонностями: «Когда я принималась за пищу, я мечтала о мясе и вине, какие ела в Египте; мне хотелось выпить любимого вина. Будучи в миру, много пила я вина, а здесь не имела и воды; я изнывала от жажды. Иногда у меня являлось желание петь песни, к которым я привыкла, и тогда я проливала слезы покаяния…».

В нашей жизни мы также найдем много греховного, если захотим подвергнуть ее духовной проверке. Сейчас идет Великий – время воспитания воли и воздержания от греха. Сколь важно для нас научиться управлять своими чувствами, ограничивать свои потребности, проявлять воздержанность по отношению к ближним, возлюбить Бога и стремиться жить по Его заповедям. Еще в раю Господь дал прародителям заповедь не вкушать плодов с древа познания добра и зла. Исполнение этой должно было развивать в них волю. Пока и Ева не нарушали ее, они пребывали в единстве и внутренней целостности, и это приносило им радость полноты бытия. Но вкушение запретного плода полностью изменило наших прародителей: они утратили свое внутреннее единство, сердце их стало местом борьбы добра и зла. С тех пор все мы постоянно стоим перед выбором: поступить по правде или совершить грех. Людям стали приносить радость сиюминутные удовольствия, любовь оказалась распятой грехом, а добрые дела даются с трудом.

Читайте также:  Неделя 22-я по Пятидесятнице. Притча о богаче и нищем Лазаре

Пост, как и любой другой христианский подвиг, есть дело любви, требующее напряжения душевных и телесных сил, и от того, как мы относимся к нему, зависит многое в нашей жизни. Мы ждем Пасху, чтобы принять в свое сердце Воскресшего Христа или чтобы разговеться? Усиливается ли наш «плач» о грехах с каждым днем поста, задумываемся ли мы о делах неправды перед Богом и людьми, отказались ли мы хоть на время поста от осуждения, зависти, сквернословия и других пороков или только считаем, сколько осталось дней до того момента, когда можно будет разговеться, вкусить скоромной пищи, полакомиться куличом и пасхой? Дни поста должны приближать нас к Богу, а не просто тренировать нас в воздержании.

Христос идет на добровольные страдания ради спасения каждого из нас. И мы, подобно Марии Египетской, должны задуматься, в чем наша сегодняшняя жизнь не соответствует званию христианина – ученика и последователя Христова, что препятствует нам предстать Кресту Христову и воспринять дарованное Им спасение.

Стремление приобрести внутреннюю целостность, очистить душу от греха стало мотивом удаления преподобной Марии Египетской в пустыню. Мы не можем в полной мере последовать ее примеру – условия жизни и ежедневные обязанности не позволяют нам сделать это даже в дни поста, но мы можем и должны воспринять ее ревность о спасении и неприятие греха и идти вслед Христу. Если мы соединены со Христом «подобием смерти Его», «умерли для греха», то будем соединены с Ним «и подобием воскресения» (Рим. 6, 5–6).

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Неделя 8-я по Пятидесятнице. Насыщение народа пятью хлебами

Неделя 8-я по Пятидесятнице. Насыщение народа пятью хлебами

Чем проще с виду евангельская история, тем она сложнее по внутреннему смыслу. Каждая деталь имеет смысл и свое истолкование. Но что нам важнее всего помнить для нашего собственного спасения? Мы должны понимать, что когда нам либо прямо, либо косвенно внушается мысль, что сейчас нельзя жить так, как жили святые отцы; что сейчас невозможно держаться святоотеческих канонов, которые, например, говорят о чистоте веры - мы не должны этому верить.