Главная / Образование / Воскресное Евангелие / Неделя 4-я Великого поста. Бог нам не должник

Неделя 4-я Великого поста. Бог нам не должник

Мк., 40 зач., IX, 17–31

Один из народа сказал Иисусу: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне. И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. Иисус, видя, что сбегается , запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал. И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста. Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал. Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет.

В четвертое воскресенье Великого поста Церковь предлагает нам евангельское чтение, повествующее об исцелении Христом бесноватого отрока. Это чудо произошло сразу после Преображения Господня.

Читайте также:  О молитве

Когда спустился с горы , вокруг Него собралось множество людей. Среди них находился и отец, сын которого был одержим бесом, и, как говорится в Евангелии, дух нечистый, когда «схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет» (Мк. 9, 17–18). Отец был в отчаянии, он использовал разные средства, чтобы помочь сыну, но безуспешно. Ни врачи, ни целители, ни даже апостолы не смогли облегчить страдания отрока. Последняя надежда – Христос, и вот этот человек приводит к Нему своего страждущего сына.

Христос исцеляет болящего. Что же мы можем уяснить из этого события? Мы видим, что необходимы вера и подвиг молитвы и поста, чтобы совершилось. Отец отрока прежде обращался к апостолам Христовым, но те ничего не смогли сделать. Почему же? Потому что подается от Бога, но по вере конкретного человека, и для осуществления желаемого этому человеку необходимо соблюсти два условия: держать для очищения чувств и усердствовать в молитве, которая соединяет его с Богом. Отец же, о котором рассказывается в сегодняшнем евангельском повествовании, заботился лишь о физическом здоровье сына, настоящей веры у него не было. И к Христу он обращается со словами: «Если что можешь, сжалься над нами» – то есть в его словах звучит сомнение.

Читайте также:  Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания

Тогда Господь говорит не только ему, но и всем нам: «О, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» (Мк. 9,19) – и продолжает, обращаясь к несчастному отцу: «Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему» (Мк. 9,23). После этого отец исповедует свою веру: «Верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк. 9,24), и только тогда появляется возможность исцеления страдающего отрока.

Фактор веры важен каждому совершающему дело Господне. Апостолы пытались исцелить бесноватого юношу, но не смогли. Позднее они спрашивали Христа, почему, даже призывая Его имя, им не удалось этого сделать? Господь отвечает: «По неверию вашему» (Мф. 17,20). И далее указывает на необходимость подвига: «Сей род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17,21).

Вера и подвиг поста и молитвы важны для спасения человека. Но как часто мы в своей жизни перекладываем духовный труд на других. Вот настал воскресный день или праздник, но вместо того чтобы пойти в храм помолиться, мы занимаемся домашними делами или идем в гости, а соседку или какого-то знакомого человека просим поставить за нас свечку в храме. Но не свечка, а сердце наше должно гореть верой в Бога. Даже при самом загруженном графике работы мы должны найти время хоть на 5–10 минут в праздник зайти в храм помолиться. А постом непременно нужно прийти в храм, исповедаться и причаститься. Нужно научиться молиться и участвовать в Таинствах Церкви, ибо так мы не только поддерживаем свою веру, но и обретаем необходимую для спасения благодать.

О чем же мы должны в первую очередь просить в молитве? Об исцелении от грехов. Обычно человек просит у Бога материальных благ: чтобы на работе проблем не было, ребенок хорошо учился и т.п. Затем просит здоровья – себе, близким, особенно если кто-то заболел. И лишь в самом крайнем случае, мы, подобно евангельскому отцу, просим у Бога духовного здоровья: «Помоги моему неверию». Как это ни прискорбно, мы вспоминаем о своей душе, когда она начинает серьезно болеть, и мы чувствуем, что «что-то не то» происходит в нашей жизни. Другими словами, мы целыми днями печемся и беспокоимся не о главном, а о том, что имеет временное предназначение.

Читайте также:  Неделя 26-я по Пятидесятнице. Любовь и юридизм

Часто можно услышать и такое: «Я же все делаю правильно: и в храм хожу, и милостыню подаю, и даже стараюсь быть сдержанным с окружающими. Так почему же мне Бог не помогает?». Потому что дела эти совершаются механически, как некое предписание надзорных органов, без живой веры. Такой человек делает Христа как бы заложником своих дел, Бог становится ему «должником». Но Бог нам не должник, а именно такое потребительское отношение к вере характеризует современного человека. Мы ищем своей выгоды, в том числе и в отношениях с Богом.

Преподобный , память которого празднуется в это воскресенье, говорит: «Мы не будем осуждены за то, что не творили чудес или не возглашали пророчеств; но мы осудимся за то, что не оплакивали своих грехов всю нашу жизнь…». Преподобный учит нас, что главным содержанием нашей молитвы должна быть вера. Потому что от веры зависит вся жизнь человека – и земная, и в наибольшей степени будущая.

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Неделя 22-я по Пятидесятнице. О вере в помощь Божию

Неделя 24-я по Пятидесятнице. О вере в помощь Божию

Мы получим исцеление только в том случае, если умом прикоснемся к Господу с такой верой, какая была у этой женщины, если будем с дерзновением преодолевать свое неверие и пробиваться сквозь мешающую нам толпу греховных помыслов и всевозможных суетных обстоятельств. Однако ничто не принесет нам пользы, если мы будем делать это без веры, по крайней мере, без понуждения себя к ней. Как не принесло пользы присутствие Спасителя многим и многим людям, окружавшим Его, но не имевшим веры. Спаситель ясно сказал: «Вера твоя спасла тебя».