Главная / Образование / Воскресное Евангелие / Неделя сыропустная. Прощеное воскресенье

Неделя сыропустная. Прощеное воскресенье

Мф., 17 зач., VI, 14–21

Сказал Господь: если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

Пост – это не диета

За семь недель до праздника Пасхи Господней начинается Великий пост. С понедельника православные христиане вступают на его поприще, поэтому сегодня уместно поговорить о посте: его смысле, значении и необходимости для каждого человека.

Бог есть Любовь, и Он так возлюбил человека, «что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3,15). Но каким образом человек – венец Божественного творения, может ответить Богу на Его жертвенную любовь? Ведь Бог не нуждается ни в каких материальных ценностях, потому что Он, как Создатель, Своей «державою» содержит все творение и Своим «промыслом» устраивает все в мире.

Читайте также:  Неделя 17-я по Пятидесятнице. Евангелие о богатом улове рыб

Из всего материального мира только человека Творец наделил бессмертной душой, свободой выбора и даром любви. И вот именно эти черты богоподобия мы можем принести Богу, развивая их в себе. Каким образом? Подвиг Великого поста, принимаемый на себя христианами, дает ответ на этот важнейший вопрос.
По слову Спасителя, пост должен иметь в основе веру и совершаться как дар Богу, а не на показ для людей (Мф. 6, 17–18). По учению святителя Василия Великого, заповедь о посте существует с момента сотворения человека. Еще в райском саду Бог заповедал прародителям воздерживаться от вкушения плодов с дерева познания добра и зла (Быт 2, 16–17).

Именно нарушение этой привело к духовному повреждению человека, – он своевольно подчинился диаволу (Быт 3, 1–6), что прекратило эдемское богообщение. Это невоздержание стало причиной Адамова изгнания, воспоминаемого за нынешним воскресным богослужением.

Во время поста, принимая на себя подвиг воздержания, т.е. аскезы, человек может засвидетельствовать свое стремление к восстановлению утраченного общения с Богом.

Читайте также:  Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской (†379)

После изгнания первых людей из рая пост окрылял молитвы праведников, ограничивал самовластность человека, ослаблял действо на него диавола. Сам Христос при исцелении бесноватого юноши сказал, что этот «род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17, 21). показал нам и собственный пример длительного поста (Мк. 1, 13): Он в продолжении 40 дней находился в пустыне, и там «был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни» (Лк. 4, 2). В результате неоднократно подступавший к Нему сатана оставил Его (Мф. 4, 2–11).

Обратите внимание: перед началом Своего служения, которое завершилось Крестной Жертвой, Христос провел более месяца в посте, то есть совершил противоположное тому, что привело Адама и Еву к отчуждению от Бога.

Вместе с тем мы должны помнить, что пост это не диета, а средство для приобретения добродетелей. Пост должен основываться на вере и поддерживаться молитвой. Добровольное самоограничение предполагает борьбу со своими прихотями и привязанностью к утехам земного существования. Пост упражняет волю человека, закаляет ее для противодействия греху и исполнения заповедей. Соединение воздержания с духовным совершенствованием составляет основу православного поста. Постящийся человек учится делать осознанный выбор между преходящими радостями временной жизни и блаженством вечного пребывания с Богом.

Читайте также:  Неделя 4-я по Пятидесятнице. О даре веры: исцеление слуги сотника

Сегодня Церковь предлагает нам сделать первый шаг на пути в Небесное Царство и предписывает начать подвиг поста с взаимного прощения. Когда Спаситель учил людей молитве, Он особо выделил именно эти две добродетели: воздержание и прощение (Мф. 6, 11–12). Мы должны довольствоваться «хлебом насущным» – тем, что необходимо для поддержания нашего здоровья и телесных сил, и прощать другим людям, чтобы Бог простил нас самих, ведь на земле «нет человека, который не грешил бы» (3 Цар. 8, 46).

Нынешний день назван Прощеным воскресеньем, потому что именно сегодня мы, по традиции, очищаемся от груза взаимных обид. Сокрушаясь о проявленных нами по отношению к другим людям неприязни, грубости, жестокости, а возможно, даже и подлости, как и об упущенных возможностях сделать добро, проявить заботу, оказать поддержку. Сегодня мы оставляем всякое злопамятство и обращаемся к ближнему со словами искреннего сожаления: «Прости меня».

И я тоже прошу всех вас: простите меня, возлюбленные о Христе отцы, дорогие братья и сестры.

Рекомендуем прочитать:

Рекомендованная статья

Неделя 5-я по Пятидесятнице. О добродетели смирения

Неделя 5-я по Пятидесятнице. О добродетели смирения

Смирение - одна из важнейших добродетелей в деле спасения. Другое дело, что его нельзя приобрести, так сказать, одним мечтанием, одним только понуждением себя именно к этой добродетели, не понуждая себя ко всем прочим. В то же самое время, стараясь исполнять то, что нам заповедал в Евангелии Спаситель, мы должны всегда помнить о смирении, потому что только тогда мы получаем помощь свыше. И когда в нас ослабевает усердие к приобретению этой добродетели, нужно напоминать себе о тех ужасных мучениях, невыносимых бесконечных страданиях, которые ожидают в будущей жизни людей нераскаявшихся и о которых свидетельствует и страх самих демонов перед адской бездной.