Главная / Образование / Воскресное Евангелие / Неделя о блудном сыне. Я согрешил против неба и пред тобою…

Неделя о блудном сыне. Я согрешил против неба и пред тобою…

Лк., 79 зач., XV, 11–32.

Сказал Господь такую притчу: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Эти слова являются центральными в известной притче о блудном сыне (Лк. 15, 11–32), которая читается во вторую подготовительную неделю к Великому посту.

Читайте также:  Неделя 14-я по Пятидесятнице. О званых на пир

В ней говорится о том, что у «некоторого человека было два сына», младший из которых однажды потребовал у отца полагающуюся ему «часть имения». Получив положенное, он уходит из родительского дома «в страну далече». Желая обрести свободу, он уходит туда, где ничто не напоминает ему о родном доме. Где нет над ним власти отца. Где можно жить без запретов и ограничений. Где действует власть греха.

Расточив «имение свое, живя распутно», он впадает в нищету и одиночество. Нет средств для жизни, нет друзей. Он один со своей бедой.

Но на этом его несчастья не кончаются – в той стране начинается «великий голод». В надежде как-то выжить он берется за унизительную работу – пасти свиней. Однако продолжает испытывать голод и нужду. Ему не достается даже того, чем кормят нечистых животных: «он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему».

Осознав собственную неправоту, юноша решает возвратиться домой, намереваясь проситься хотя бы в слуги к своему отцу, поскольку считает себя недостойным большего. По дороге он мысленно готовит исповедь: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих».

Читайте также:  Неделя 25-я по Пятидесятнице. Как «любить ближнего» (о милосердном самарянине)

Недостоин называться сыном, потому что растратил это достоинство. Прокутил все, что ему причиталось. Опорочил честь семьи, ведь по поведению человека люди судят о доме, из которого он родом.

Как же реагирует отец? Ждет от сына покаяния? Требует признания вины? Нет, он бежит ему навстречу! Вероятно, он давно ждал возвращения сына, постоянно вглядывался в даль – не идет ли он? И вот, увидев издалека силуэт идущего человека, он сразу узнает в нем свое родное дитя, своего возвращающегося сына. Несмотря на старость, он радостный бежит навстречу, обнимает его. И, услышав слова раскаяния, отдает приказ принести для него лучшую одежду, надеть перстень ему на руку. И тут же устраивает праздник в честь его возвращения.

Задумаемся, насколько эта актуальна. И признаемся, что она может быть приложена к каждому из нас, поскольку показывает состояние души грешного человека. Каждый из нас найдет в своей жизни подобные ситуации. Желание младшего сына получить часть наследства и оставить отчий дом есть не что иное, как желание оставить Бога. Жизнь в «стране далекой» – это жизнь греховная.

Читайте также:  Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. Бог не оставляет страдающего

Возвращение «блудного сына» к отцу – это покаяние человека и обращение его к Богу. Встреча блудного сына – это бесконечная любовь Божия к кающемуся человеку.

Образ встречи раскаявшегося человека с Богом в притче весьма интересен. Такая встреча является для человека величайшей радостью, но и поистине страшным судом. Господь может вызвать к жизни все, что есть в нас высокого, чистого и светлого. Но встреча с Ним – это и испытание нашей совести. Какими мы предстанем пред своим Создателем? Нет ли в нашей душе того, чего следует стыдиться? Не продали ли мы право называться детьми Божиими, «живя распутно» и расточая дарованные Им блага?

В своей земной жизни каждый человек неоднократно совершает грех и отходит от Отца Небесного «в страну далече». В суете серых будней в той или иной мере растрачивает богатство благодати, которое получает при Крещении, в Таинствах Церкви и через молитву. Но Господь, как отец из притчи, всегда ждет нас. Ждет каждого человека, что бы он ни сделал и чем бы ни согрешил. Стоит только вспомнить о Нем, раскаяться и стать на путь возвращения – и Он с радостью примет кающегося и покроет все Своей любовью.

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Неделя 11-я по Пятидесятнице. Притча о немилосердном должнике

Неделя 11-я по Пятидесятнице. Притча о немилосердном должнике

Большинству из нас кажется, что мы никому не делаем ничего плохого, хотя на самом деле многих окружающих нас людей мы всячески обижаем, доставляем им неприятности, досаждаем им. Мы не видим того, что с нами происходит. Иногда даже мы хотим человеку сказать что-то, как нам кажется, приятное, а человек от наших слов скорбит.