Главная / Образование / Воскресное Евангелие / Неделя 1-я Великого поста. Пост – время духовных интересов

Неделя 1-я Великого поста. Пост – время духовных интересов

Ин., 5 зач., I, 43–51

На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

В первое воскресенье Великого поста по древней традиции празднуется Торжество Православия. В этот день Церковь свидетельствует, что она не имеет ничего общего с еретической односторонностью. И поэтому сегодня важно поговорить о православном понимании поста во всех его аспектах.

Читайте также:  Неделя 7-я по Пятидесятнице. Исцеление двух слепых

Святые отцы на основании личного опыта называют средством духовного совершенствования. Правильное прохождение подвига поста приносит не только пользу, но и радость. «О как велик ты, день поста! Блажен, кто проводит тебя, как должно», – восклицает Ефрем Сирин. , проводивший жизнь в труде, бдении и «часто в посте», «был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 11, 27; 12, 4). Подобное происходило в жизни многих святых, живших в разное время.

Каков же истинный пост, приближающий человека к Богу, приносящий радость и вводящий в райские обители? Он должен объединять всевозможные усилия человека по очищению своего сердца и подготовки его к общению с Богом, потому что только чистые сердцем «Бога узрят» (Мф. 5, 8).

Человек призван к богообщению, об этом говорит догреховное райское состояние Адама, и запросы тела не должны быть препятствием для единения с Богом. Христос предупреждает об опасности отягощения души неумеренностью в жизни: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством и заботами житейскими» (Лк. 21, 34). Во время поста мы учимся ограничивать заботу о своих потребностях лишь необходимым для своей физической природы. Это нужно не для того, чтобы освободиться от токсинов или уравнять богатых и бедных, как сейчас нередко думают, а для переключения своего внимания на состояние души.

Читайте также:  Неделя о блудном сыне. Я согрешил против неба и пред тобою…

Большинство людей не замечают привычки потакать своим прихотям и гедонистическим желаниям. В современном обществе это считается нормой. Однако излишества не только вредны для телесного здоровья, они дают ложное направление самой жизни. Приобретая зависимость от телесных удовольствий, человек все свои силы, средства, время тратит на их обслуживание. В дни поста, ограничивая свои жизненные запросы, мы призваны больше времени уделять молитве, духовному чтению, испытанию своей совести, чаще приступать к исповеди и причащению. Иными словами, пост – это время, когда человек учится ставить духовные интересы выше пристрастий к земному, временном, тленному.

Но для достижения богообщения необходима не только телесная аскеза. В богослужебных текстах Великого поста говорится, что истинный пост состоит в удалении от зла, воздержании языка, отрешении от ярости, укрощении похотей, прекращении наговоров, клеветы и лжи. Помимо отказа от скоромной пищи необходимо хранить себя от дурных слов и гнева, от осуждения и обмана и вообще проявлять воздержание в чувствах. Кроме того, следует внимательно относиться и к получаемой информации. В дни поста следует отказаться от развлечений, просмотра телевизионных шоу, посещения кинотеатров, увеселительных заведений. И если для телесного поста необходимы определенные условия (состояние здоровья, возраст и тому подобное), то для хранения в чистоте своих чувств необходима только решимость.

Читайте также:  Неделя 28-я по Пятидесятнице. Исцеление десяти прокаженных

Богообщение достигается путем исполнения евангельских заповедей. Христос обещал явиться тому, кто их соблюдет (Ин. 14, 21). Святитель говорит, что главная задача поста – прийти в состояние полной готовности исполнять Христовы. А для этого надо их знать и постоянно стремиться их выполнять. Это непростое дело, оно требует бескомпромиссной борьбы со своими греховными привычками, но результатом будет та самая желанная чистота сердца, которая вводит человека в общение с Богом. При всех трудностях духовного поста у нас есть сильные средства – , покаяние, исповедь, причащение, в которых человек получает благодатные силы для духовного роста.

Радость от поста испытывают те, кто с терпением и постоянством трудится над приобретением Христовой любви через отказ от любых, даже самых «безобидных» греховных привычек, через удаление от всего, что разжигает страсти, и через принуждение себя делать добро и служить ближним.

Таким образом, сущность православного поста заключается в изменении настроенности личности. Человек должен переместить акцент своих интересов, постящемуся необходимо отказаться от греха и жить по Евангелию. Пост должен сочетать в себе телесное воздержание, покаянное состояние души и духовные упражнения.

Святой псалмопевец призывает нас: «Взыщите Бога, и жива будет душа ваша» (Пс. 68,33).

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Неделя 33-я по Пятидесятнице, по Богоявлении. «Ныне пришло спасение дому сему…»

Неделя 33-я по Пятидесятнице, по Богоявлении. «Ныне пришло спасение дому сему…»

В сегодняшнем Евангелии Господь показал нам пример того, как надо пробираться к человеческим сердцам, как надо бороться со злом, чтобы умножалось в нашем мире добро. Для этого нужно в каждом грешнике постараться увидеть образ Божий, подобную своей повреждённую грехом душу, не разделяя людей на достойных или недостойных, на своих или чужих. Своим добрым расположением к человеку мы открываем его душу благодати, которая преображает человека, развязывая его узы греха, наполняя человека иной радостью, иным смыслом жизни, иными интересами.