Главная / Образование / Воскресное Евангелие / Неделя о мытаре и фарисее. Увидеть неправду в себе

Неделя о мытаре и фарисее. Увидеть неправду в себе

Лк., 89 зач., XVIII, 10–14

Сказал Господь такую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один , а другой . , став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

С этого воскресного дня начинаются подготовительные недели к Великому посту. Хотя до его начала еще почти месяц, в храмах уже звучат постовые молитвословия. Эти четыре недели – время духовной настройки человека. Как музыканты перед концертом настраивают свои инструменты, чтобы выступить единым коллективом, так и человек, пройдя подготовку, должен вступить в Великий всем своим существом – физически, интеллектуально и духовно.

Читайте также:  Неделя 14-я по Пятидесятнице. Притча о званных на брачный пир

В первую подготовительную неделю Церковь напоминает нам притчу Христа о мытаре и фарисее. В ней показана опасность для человека гордыни и важность смирения для его борьбы с грехом.

«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь», – говорит Господь и далее подчеркивает самодовольную горделивость фарисея во время молитвы: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю».

Христос описывает совсем иное духовное состояние стоящего в храме мытаря: «Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!» И, подводя итог, Господь указывает на мытаря словами: «сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот» (Лк. 18, 9–14).

Из этой притчи мы можем уяснить для себя несколько полезных вещей. Фарисей и мытарь – это не столько реальные лица, сколько образы состояния души человека: высокомерная гордость и сокрушенное смирение. Внешне праведный и уважаемый в обществе фарисей начал свою молитву, казалось бы, с хвалы Богу, но на самом деле лишь осудил тех, кто был рядом с ним, и восхвалил самого себя. Именно в этом – в горделивом высокомерии и надменности – проявилась его душевная глухота.

Читайте также:  Неделя 32-я по Пятидесятнице. О Закхее

Казалось бы, он вел праведную жизнь: соблюдал пост, жертвовал десятину на храм, но все это было чисто внешним благочестием, а внутренне он был лишен праведности.

И тут же мы видим рядом с фарисеем мытаря – сборщика налогов в пользу римской власти. Он был нелюбим в народе, так как нередко, желая выслужиться перед властью, поступал несправедливо по отношению к своим соплеменникам. Этот человек, сознавая свое недостоинство как перед обществом, так и перед Господом, с чувством глубокого раскаяния повторяет: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!». При этом он даже не смеет поднять глаза к небу, обращаясь к Богу со своей покаянной молитвой. И Господь, оценивая их молитвы и дела, ставит на первое место мытаря, а не фарисея. Этим Он показывает каждому из нас, что для Него первостепенным является не внешнее показное, но внутреннее состояние нашей души и прежде всего наше глубокое раскаяние в своих грехах.

Это возможно, как говорит Ефрем Сирин, если человек обретет зрение своих грехов, увидит, что происходит в его душе, как действует его совесть, что советуют его чувства, насколько плотские страсти и земные привязанности владеют им. Испытание своей жизни необходимо человеку, чтобы увидеть неправду в себе. В этом, в первую очередь, ему помогает смирение. Синайский подвижник преподобный чувство личного смирения называет царицей всех добродетелей. Оно настраивает душу человека на искреннее покаянное обращение к Богу.

Читайте также:  Преподобный Сергий Радонежский. Все учение – жизнь

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Неделя 11-я по Пятидесятнице. Притча о немилосердном должнике

Неделя 11-я по Пятидесятнице. Притча о немилосердном должнике

Большинству из нас кажется, что мы никому не делаем ничего плохого, хотя на самом деле многих окружающих нас людей мы всячески обижаем, доставляем им неприятности, досаждаем им. Мы не видим того, что с нами происходит. Иногда даже мы хотим человеку сказать что-то, как нам кажется, приятное, а человек от наших слов скорбит.