Главная / Образование / Воскресное Евангелие / Неделя 30-я по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец

Неделя 30-я по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец

Мф., 1 зач., I, 1–25

Родословие1 Иисуса Христа, Сына Давида, Сына Авраама.
У Авраама родился Исаак; у Исаака родился ; у Иакова родился Иуда и братья его;
у Иуды от Фамари родились Фарес и Зара; у Фареса родился Есром; у Есрома родился Арам;
у Арама родился Аминадав; у Аминадава родился Наассон; у Наассона родился Салмон;
у Салмона от Рахави родился Воез; у Воеза от Руфи родился Иовид; у Иовида родился Иессей;
у Иессея родился царь . У Давида царя от вдовы Урии2 родился Соломон;
у Соломона родился Ровоам; у Ровоама родился Авия; у Авии родился Асаф;
у Асафа родился Иосафат; у Иосафата родился Иорам; у Иорама родился Озия;
у Озии родился Иоафам; у Иоафама родился Ахаз; у Ахаза родился Езекия;
у Езекии родился Манассия; у Манассии родился Амос; у Амоса родился Иосия;
у Иосии перед пленением Вавилонским3 родились Иехония и братья его.
После пленения Вавилонского у Иехонии родился Салафиил; у Салафиила родился Зоровавель;
у Зоровавеля родился Авиуд; у Авиуда родился Елиаким; у Елиакима родился Азор;
у Азора родился Садок; у Садока родился Ахим; у Ахима родился Елиуд;
у Елиуда родился Елеазар; у Елеазара родился Матфан; у Матфана родился Иаков;
у Иакова родился Иосиф, муж Марии, от которой родился Иисус, почитаемый как Христос4.
Итак, всех поколений от Авраама до Давида — четырнадцать поколений; и от Давида до пленения Вавилонского — четырнадцать поколений; и от пленения Вавилонского до Христа — четырнадцать поколений.
Рождению же Иисуса Христа предшествовало следующее: оказалось, что мать Его, Мария, обручённая с Иосифом, зачала во чреве от Духа Святого прежде, чем поженились они.
Иосиф же, жених её, будучи честным человеком и не желая опозорить её, решил тайно расторгнуть помолвку с нею5.
Но когда он задумал это, ему во сне явился ангел Господень и сказал: Иосиф из рода Давида, не смущайся брать Марию в жёны себе, потому что Тот, Кого зачала она, — от Духа Святого;
она родит тебе Сына, и ты назовёшь Его именем Иисус6, ибо Он избавит Свой от грехов его.
А свершилось всё это во исполнение прореченного Господом чрез пророка Исайю:
вот, дева зачнёт во чреве и родит Сына, и назовут Его именем Еммануил, что значит: с нами Бог. (Ис. 7:14; 8:8)
Проснувшись, Иосиф поступил так, как повелел ему ангел Господень, и взял Марию в жёны себе,
и не обладал ею, доколе не родила она Сына своего Первенца, Которого он назвал именем Иисус6.

1 «Родословие» — досл.: «книга происхождения», по-русски можно было бы перевести как « рода», «родословная», то есть речь идет о своего рода генеалогической таблице, которая велась в каждой иудейской семье. Отсюда осознание себя не просто «потомками», но в какой-то мере действительно «сыновьями» и «дочерьми» основателя рода — Авраама (см. Лк 13:16; ср.: «отец наш — Авраам» — Ин 8:39; ср.: Мф 3:9). Матфей, указывая на происхождение Иисуса от Авраама, прежде всего отмечает, что Он — «сын Давида», то есть Тот, о Котором пророчествовал Исайя (9:6-7; 55:3), Иеремия (23:5), Иезекииль (34:23; 37:25) и другие пророки.
2 «от вдовы Урии» — досл.: «от той, которая была за Урией». При досл. прочтении можно понять, что Соломон родился у Вирсавии еще тогда, когда она была замужем «за Урией». Но Урия к тому времени был уже убит (см. 2Цар. 12:17,27).
3 «пленение Вавилонское» — имеется в виду осада и взятие Иерусалима царем Вавилонским Навуходоносором в 597 г. до н. э., то есть в восьмом году царствования Иехония (см. 4Цар. 24:8-17).
4 досл.: «называемый Христом». Греческое слово «Христос» является переводом арамейского «Машиах», «Мессия» и означает «помазанник» — в данном случае «Избавитель», «», ожидаемый иудейским народом.
5 «расторгнуть помолвку с нею» — досл.: «восхотел тайно отпустить ее»; «отпустить» — здесь юридический термин, который можно было бы перевести «развестись», «расторгнуть брак» и т. п. Период от обручения до замужества длился обычно около года, и жених мог по каким-либо причинам расторгнуть помолвку с невестой, дав ей, как и в случае с законной женой, разводное письмо (см. Втор. 24:1; ср. Мф 19:7).
6 Иисус — в пер. с арам.: Господь Спаситель.

Читайте также:  Невежество и безразличие

Сегодня положено читать «родословие Иисуса Христа», и сегодняшнее воскресение пред Рождеством Христовым носит название «неделя святых отец». Отцы — это через кого Бог даёт временную жизнь. А Святые Отцы — через кого Он даёт жизнь вечную. Свою веру мы называем «верой отеческой», потому что приняли её от отцов, от тех, кто родил нас во Христе благовествованием и святым крещением, кто своим личным подвигом показал, что значит быть христианином.

Святыми Отцами мы привыкли называть православных учителей церкви. Но сегодня упоминаются отцы ветхозаветные: и Авраам, которого вообще называют «отцом всех верующих» (. 4:11), и его первые потомки. Вспоминаются военачальники, в победах которых Бог являл Свою силу и славу. Вспоминаются и те, кто «сами испытали поругания и побои», «узы и темницу», которые «были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергались пытке, умирали от меча». В их терпении Бог не менее являл свою силу и славу. И они тоже, как и новозаветные отцы, своею жизнью и рождали, и рождают веру в других.

Читайте также:  Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания

Но какое отношение имеет приведённое родословие к Иисусу Христу? Ведь это родословие Иосифа, который не был фактическим отцом Иисуса. За разъяснением обратимся к одному из законов Ветхого завета. По этому закону, «если кто умрёт, не имея детей, то брат его пусть возьмёт за себя жену его, и восстановит семя брату своему» (Мф 22:24). И родившийся становился поистине сыном умершего, с его именем, с его правами, с его достоинством. И сила этого закона точно такова, как и сила закона: «плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1:28), потому что оба они вышли из одних Божественных уст.

И получилось, что Своим рождением от Святой Девы, по сравнению с Которой каждый из сынов Адама — мертвец по своим грехам, Бог, согласно закону, восстановил семя умершему во грехах человеческому роду. Евангельское родословие поистине является родословием «Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Аврамова», хотя и кончается словами: «Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от которой родился Иисус, называемый Христос».

Так, выполнив и этот ветхозаветный закон, Господь одновременно и упраздняет его, и снимает и с него покрывало, показывая, для чего в конечном итоге этот закон был тогда установлен.

Читайте также:  Молитвенная радость праздника Рождества Христова

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Неделя 3-я по Пятидесятнице. Богу или мамоне?

Неделя 3-я по Пятидесятнице. Богу или мамоне?

Нас занимают мысли: в чем хранить сбережения, куда ехать отдыхать, какую машину выгоднее приобрести, и в этой суете Бог отходит на последний план. Мы забываем, что все в руках Божьих и делается только по Его промыслу. Мы надеемся на собственные силы или на близких, и, зачастую, эти надежды не оправдываются. Отсюда проистекают скорби, жизнь кажется бессмысленной, ведь погоня за материальными благами не имеет конца, и не приносит душевного спокойствия.