Главная / Образование / Воскресное Евангелие / Неделя 30-я по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец

Неделя 30-я по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец

Мф., 1 зач., I, 1–25

Родословие1 Иисуса Христа, Сына Давида, Сына Авраама.
У Авраама родился Исаак; у Исаака родился ; у Иакова родился Иуда и братья его;
у Иуды от Фамари родились Фарес и Зара; у Фареса родился Есром; у Есрома родился Арам;
у Арама родился Аминадав; у Аминадава родился Наассон; у Наассона родился Салмон;
у Салмона от Рахави родился Воез; у Воеза от Руфи родился Иовид; у Иовида родился Иессей;
у Иессея родился царь . У Давида царя от вдовы Урии2 родился Соломон;
у Соломона родился Ровоам; у Ровоама родился Авия; у Авии родился Асаф;
у Асафа родился Иосафат; у Иосафата родился Иорам; у Иорама родился Озия;
у Озии родился Иоафам; у Иоафама родился Ахаз; у Ахаза родился Езекия;
у Езекии родился Манассия; у Манассии родился Амос; у Амоса родился Иосия;
у Иосии перед пленением Вавилонским3 родились Иехония и братья его.
После пленения Вавилонского у Иехонии родился Салафиил; у Салафиила родился Зоровавель;
у Зоровавеля родился Авиуд; у Авиуда родился Елиаким; у Елиакима родился Азор;
у Азора родился Садок; у Садока родился Ахим; у Ахима родился Елиуд;
у Елиуда родился Елеазар; у Елеазара родился Матфан; у Матфана родился Иаков;
у Иакова родился , муж Марии, от которой родился Иисус, почитаемый как Христос4.
Итак, всех поколений от Авраама до Давида — четырнадцать поколений; и от Давида до пленения Вавилонского — четырнадцать поколений; и от пленения Вавилонского до Христа — четырнадцать поколений.
Рождению же Иисуса Христа предшествовало следующее: оказалось, что мать Его, Мария, обручённая с Иосифом, зачала во чреве от Духа Святого прежде, чем поженились они.
Иосиф же, жених её, будучи честным человеком и не желая опозорить её, решил тайно расторгнуть помолвку с нею5.
Но когда он задумал это, ему во сне явился ангел Господень и сказал: Иосиф из рода Давида, не смущайся брать Марию в жёны себе, потому что Тот, Кого зачала она, — от Духа Святого;
она родит тебе Сына, и ты назовёшь Его именем Иисус6, ибо Он избавит Свой от грехов его.
А свершилось всё это во исполнение прореченного Господом чрез пророка Исайю:
вот, дева зачнёт во чреве и родит Сына, и назовут Его именем Еммануил, что значит: с нами Бог. (Ис. 7:14; 8:8)
Проснувшись, Иосиф поступил так, как повелел ему ангел Господень, и взял Марию в жёны себе,
и не обладал ею, доколе не родила она Сына своего Первенца, Которого он назвал именем Иисус6.

1 «Родословие» — досл.: «книга происхождения», по-русски можно было бы перевести как « рода», «родословная», то есть речь идет о своего рода генеалогической таблице, которая велась в каждой иудейской семье. Отсюда осознание себя не просто «потомками», но в какой-то мере действительно «сыновьями» и «дочерьми» основателя рода — Авраама (см. Лк 13:16; ср.: «отец наш — » — Ин 8:39; ср.: Мф 3:9). Матфей, указывая на происхождение Иисуса от Авраама, прежде всего отмечает, что Он — «сын Давида», то есть Тот, о Котором пророчествовал Исайя (9:6-7; 55:3), Иеремия (23:5), Иезекииль (34:23; 37:25) и другие пророки.
2 «от вдовы Урии» — досл.: «от той, которая была за Урией». При досл. прочтении можно понять, что Соломон родился у Вирсавии еще тогда, когда она была замужем «за Урией». Но Урия к тому времени был уже убит (см. 2Цар. 12:17,27).
3 «пленение Вавилонское» — имеется в виду осада и взятие Иерусалима царем Вавилонским Навуходоносором в 597 г. до н. э., то есть в восьмом году царствования Иехония (см. 4Цар. 24:8-17).
4 досл.: «называемый Христом». Греческое слово «Христос» является переводом арамейского «Машиах», «Мессия» и означает «помазанник» — в данном случае «Избавитель», «Спаситель», ожидаемый иудейским народом.
5 «расторгнуть помолвку с нею» — досл.: «восхотел тайно отпустить ее»; «отпустить» — здесь юридический термин, который можно было бы перевести «развестись», «расторгнуть брак» и т. п. Период от обручения до замужества длился обычно около года, и жених мог по каким-либо причинам расторгнуть помолвку с невестой, дав ей, как и в случае с законной женой, разводное письмо (см. Втор. 24:1; ср. Мф 19:7).
6 Иисус — в пер. с арам.: Господь Спаситель.

Читайте также:  Неделя 31-я по Пятидесятнице. Прозреть верой

Сегодня положено читать «родословие Иисуса Христа», и сегодняшнее пред Рождеством Христовым носит название «неделя святых отец». Отцы — это через кого Бог даёт временную жизнь. А Святые Отцы — через кого Он даёт жизнь вечную. Свою веру мы называем «верой отеческой», потому что приняли её от отцов, от тех, кто родил нас во Христе благовествованием и святым крещением, кто своим личным подвигом показал, что значит быть христианином.

Святыми Отцами мы привыкли называть православных учителей церкви. Но сегодня упоминаются отцы ветхозаветные: и Авраам, которого вообще называют «отцом всех верующих» (Рим. 4:11), и его первые потомки. Вспоминаются военачальники, в победах которых Бог являл Свою силу и славу. Вспоминаются и те, кто «сами испытали поругания и побои», «узы и темницу», которые «были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергались пытке, умирали от меча». В их терпении Бог не менее являл свою силу и славу. И они тоже, как и новозаветные отцы, своею жизнью и рождали, и рождают веру в других.

Читайте также:  Введение во храм Пресвятой Богородицы

Но какое отношение имеет приведённое родословие к Иисусу Христу? Ведь это родословие Иосифа, который не был фактическим отцом Иисуса. За разъяснением обратимся к одному из законов Ветхого завета. По этому закону, «если кто умрёт, не имея детей, то брат его пусть возьмёт за себя жену его, и восстановит семя брату своему» (Мф 22:24). И родившийся становился поистине сыном умершего, с его именем, с его правами, с его достоинством. И сила этого закона точно такова, как и сила закона: «плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1:28), потому что оба они вышли из одних Божественных уст.

И получилось, что Своим рождением от Святой Девы, по сравнению с Которой каждый из сынов Адама — мертвец по своим грехам, Бог, согласно закону, восстановил семя умершему во грехах человеческому роду. Евангельское родословие поистине является родословием «Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Аврамова», хотя и кончается словами: «Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от которой родился Иисус, называемый Христос».

Так, выполнив и этот ветхозаветный закон, Господь одновременно и упраздняет его, и снимает и с него покрывало, показывая, для чего в конечном итоге этот закон был тогда установлен.

Читайте также:  Трубу к устам твоим

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Неделя 7-я по Пятидесятнице. Исцеление двух слепых

Неделя 7-я по Пятидесятнице. Исцеление двух слепых

Слепые следуют за Христом, взывая к Нему о помощи. Но Он как будто не замечает их. Много народу шло рядом с ними и все кричали, а потом, может быть, когда Христос проходил, они просто забывали обо всем. Он хочет увидеть, что их молитва подлинна и что их осознание беды реально. Он не отвечает порою сразу на нашу молитву, чтобы углубилась наша молитва и чтобы стало более дорогим для нас избавление, которое мы не можем получить по первому нашему слову. Господь хочет научить нас быть настойчивыми в молитвах, всегда молиться и не унывать.