Главная / Образование / Воскресное Евангелие / Неделя 29-я по Пятидесятнице. О званых и избранных

Неделя 29-я по Пятидесятнице. О званых и избранных

Лк., 76 зач., XIV, 16–24

Сказал Господь такую притчу: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти. И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.

Приближается праздник Рождества Христова, и в это воскресенье, когда вспоминаются святые праотцы – предки Спасителя по плоти, в храмах читается о званых на вечерю (Лк. 14, 16–24). Этой притчей Церковь напоминает нам, что не принадлежность к какому-либо сословию и не знание Закона делает нас участниками вечной жизни, а живой отклик на призыв Господа прийти к Нему.

Читайте также:  31 июля – Память святых отцев шести Вселенских Соборов

Притчу о званых на вечерю Господь рассказал в доме фарисейского начальника, когда во время трапезы была затронута важная тема: «Некто… сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!» (Лк. 14, 15). В ответ Христос в притче показывает бескрылость человеческой натуры, ее отягощенность земными делами, сосредоточение на них, а не на стремлении к Богу. рисует обычную жизненную ситуацию: приглашение гостей на ужин.

«Один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово». По толкованию святых отцов, под хозяином подразумевается Бог, Который сделал всё, чтобы люди приобщились жизни вечной. Однако призванные Богом к Небесному блаженству стали отказываться от этого приглашения, приводя свои аргументы. На что же они променяли дар вечной жизни?

«Первый сказал: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня». По словам святителя Луки Крымского, первый приглашенный был обеспокоен лишь земным благополучием, забывая о своих духовных потребностях. Главным в жизни было для него то, что приносит прибыль и материальный достаток. Блаженный Феофилакт Болгарский отмечает, что такие люди «не признали Иисуса» своим Спасителем. Их любостяжание и отрицание веры в Бога рождает ответ, лишающий их вечной жизни: «Имей мя отречена».

Второй званый на ужин также отказался прийти, объясняя это тем, что «купил пять пар волов» и ему надо «испытать их». Он был увлечен своими земными планами, и работа, домашний быт с его заботами не позволили ему ответить на призыв Божий. Святые отцы под волами понимали пять органов чувств. По их мнению, второй человек прообразует тех, кого увлекает все приятное для глаз, слуха и т. п. С печалью мы видим сегодня, что таково большинство наших современников. Они прикованы к экранам телевизоров, мониторам компьютеров и планшетов, проводят много времени в ресторанах и ночных клубах. Это для них главное, и жизнь их течет вне Бога.

Читайте также:  Неделя 21-я по Пятидесятнице. Не богатство преграждает путь к Богу, а равнодушие

Третий званый в отличие от первых двух даже не извинился, а просто сказал: «Я женился и потому не могу прийти». То есть, телесное наслаждение для этого человека оказалось превыше всего. Без малейшего раскаяния он заявляет о своем отказе от чести избранника и тем раскрывает сильнейшее действие в его душе тонких страстей: гордости, самолюбия, тщеславия. Эти пороки настолько глубоко поражают сердце человека, что он не может отделить себя от них. Они врастают в ткань души человека, делая его неспособным соединиться со Христом, лишая участия в Небесной трапезе.

Вместо отказавшихся гостей хозяин дома призвал к накрытому столу «нищих, увечных, хромых и слепых» – простых людей, которые в чистоте сердца воспринимают проповедь Христа и хранят Его учение. А на оставшееся место господин велел слуге найти еще людей: «пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой». Это можно понимать как призыв к проповеди Евангелия «до края земли», чтобы собрать все народы на уготованную Отцом Небесным трапезу.

Читайте также:  Святая великомученица Ирина Македонская

Христос закончил эту притчу крылатыми словами: «много званых, но мало избранных». Затворник говорит, что званые это те, кто услышал слово Евангелия, но не воспринял его для руководства своей жизнью, а избранные это те христиане, которые приняли веру и живут по ней. Господь постоянно зовет нас на вечерю: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3, 20). Его призыв мы слышим в слове Божием, в молитве, в колокольном звоне, в церковных праздниках, но часто проходим мимо и не находим в суете жизни времени, чтобы уделить Ему. Мы заняты то хлопотами, то развлечениями. Святитель Лука Крымский предупреждает: «Нам нужно сознавать, что заслужим мы отречение от нас Самого Господа Иисуса Христа, если посмеем Ему сказать: «Имей мя отречена»».

Да не будет с нами так, станем просить Господа, чтобы сподобил нас вкусить вечного хлеба в Царствии Божием.

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Неделя 2-ая по Пасхе (Антипасха). Воспоминание уверения апостола Фомы

Неделя 2-ая по Пасхе (Антипасха). Воспоминание уверения апостола Фомы

Порой нам кажется, что мы глубоко верим. Но эта вера может исходить от внешнего рассудочного понимания, от прочитанного или услышанного от других, а не от реального собственного внутреннего переживания и единения с воскресшим Господом. Без живого общения со Христом мы духовно беззащитны, пытаемся зацепиться за опыт других, опыт людей, свидетельствующих, что они видели Бога, разговаривали с Ним.