Главная / Образование / Воскресное Евангелие / Неделя 28-я по Пятидесятнице. Нам не хватает умения благодарить

Неделя 28-я по Пятидесятнице. Нам не хватает умения благодарить

Лк., 85 зач., XVII, 12–19

И когда входил Иисус в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

Подобно камертону, настраивает нашу душу и сердце на правильное отношение к Богу, чтобы оно было созвучно Его человеколюбию. Евангельское чтение этого воскресного дня, напоминая нам об исцелении Христом десяти прокаженных, учит отвечать на безграничную любовь Божию и постоянную заботу Творца о Своем творении.

шел в одно селение, расположенное между Самарией и Галилеей, где Его встретили десять человек больных проказой. Эта болезнь в иудейской среде считалась наказанием Божиим, явным следствием греховной жизни человека (Числ. 12, 12–15). Согласно ветхозаветному закону выявлением проказы занимались священники: они объявляли о нечистоте зараженного, его одежд, жилища, а в случае очищения от болезни совершали все необходимые обряды (Лев. 13–14).

Мы с трудом можем себе представить, насколько тяжела была участь прокаженных. Больные проказой являлись изгоями общества: они жили вне городов и селений, сам их внешний вид предупреждал окружающих об опасности заражения. В книге Левит предписывалось: «у прокаженного, на котором эта язва, должна быть разодрана одежда, и голова его должна быть не покрыта, и до уст он должен быть закрыт и кричать: нечист! нечист!» (Лев. 13, 45). Страдальцы надевали мешки, скрывавшие обезображенные язвами тело и лицо, и обвешивались черепками, которые при каждом движении гремели, свидетельствуя об их болезни. Опасаясь быть побитыми, прокаженные держались от людей на расстоянии брошенного камня.

Читайте также:  Неделя 8-я по Пятидесятнице. Педагогика веры

И вот, стоя вдалеке, на безопасном расстоянии, десятеро прокаженных отчаянно кричали проходившему мимо Спасителю: «Иисус Наставник! помилуй нас» (Лк. 17, 13). Они слышали о чудесах, которые Он творил, и взывали к Христу с осознанием, что только в Нем есть исцеляющая сила, в Нем заключена вся их надежда, в Нем их . И Господь не прошел мимо несчастных людей. Он исцелил их, но ничего не сказал при этом, а только повелел показаться священникам, как того требовал ветхозаветный закон.

Больные послушно отправились в село и вскоре, еще находясь в пути, ощутили, что болезнь покинула их, и они очистились от язв (Лк. 17, 14). Их переполнила великая радость, ведь они не только исцелились от неизлечимого недуга, но и могли вернуться в свои дома, к родным и близким. От полноценной жизни среди людей их отделял только обряд очищения от проказы, и почти все они устремились в храм – прочь от Того, Кто избавил их от тяжкой участи. Только один из десяти вернулся ко Христу, «громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его» (Лк. 17, 15–16).

Читайте также:  Воскресение Христово в отличие от воскрешения Лазаря

Сказанные при этом слова Христа: «Не десять ли очистились? где же девять?» (Лк. 17, 17) – отражают печальную действительность, которая проявляется и в нашей жизни. Именно так люди относятся к получаемым от Бога благам, к Его доброте, милосердию, заботе: девятеро из десяти воспринимают их как должное, как собственную заслугу или результат своих трудов, и только один благодарит за все Бога. Просвещенный писатель нашей Церкви Тихон Задонский заметил, что мы часто совершаем богослужения, в которых о чем-либо просим Бога, и очень редко – благодарственные молебны. А ведь Господь дает нам духовную радость и умиротворение, Он защищает нас от бед. С Его помощью мы получили , Он постоянно невидимо помогает нам в нашей жизни, да и сам источник нашей жизни находится в Нем. Не случай, а Господь дал нам этот замечательный мир. И что может быть удивительней, прекрасней и ценней для человека, чем его жизнь? Что может быть прекрасней, чем тот дар, который дан нам свыше, – дар человеческой свободы, дар любви, дар обретения вечности в Боге?

Читайте также:  Неделя 5-я по Пятидесятнице. О добродетели смирения

Но как редко человек замечает Бога и Его заботу о нем. Когда случается несчастье или болезнь, когда мы попадаем в стесненные обстоятельства, мы молим Господа о помощи, обращаемся к Нему от всего сердца, проливаем слезы, даем обещания. Но получив облегчение, мы все забываем и часто приписываем это стечению обстоятельств, своим способностям, фортуне, искусству врачей, кому или чему угодно, но не Богу. А ведь Он увидел наше отчаянное положение и пожалел нас: дал нам опытных врачей, удобный случай, мудрого друга. Нам не хватает малого, незаметного, но очень важного навыка сердца – умения благодарить.

Прошли уже три недели поста. Совсем скоро мы придем в храм, чтобы встретить великий праздник Рождества Христова. Время поста дано нам для внимательного размышления над своей жизнью, над тем, кем мы призваны быть и кем являемся на самом деле. Сегодня Церковь предлагает нам задуматься о значении благодарности для нашей вечной участи. Только один из десяти прокаженных поверил в то, что его исцелил Господь, и только он один из десяти помимо телесного здоровья получил спасение души. Ему одному Господь сказал: «Встань, иди; вера твоя спасла тебя» (Лк. 17, 19). Так не будем обманываться – всем Господь дает благо, но пользу для своей души получает только тот, кто глазами веры видит Подателя всех благ и благодарит Его.

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Неделя 6-я по Пасхе, о слепом

Неделя 6-я по Пасхе, о слепом

Если мы желаем, чтобы с нами чудо произошло, чтобы наши духовные очи открылись, нам нужно в ответ на действия Церкви – а Церковь подобно Иисусу Христу ведь действует: так же, как Он помазал глаза этому больному, Церковь предлагает нам молитвы, Таинства Церковные, богослужения – это действия Церкви по отношению к нам – к нам, слепым духовно, – но и мы в ответ должны что-то сделать. Как этот слепой: он пошел, он потрудился, он еще был слеп, он еще не видел, ему надо было идти еще наощупь к этой купели Силоамской. Так и нам надо в ответ на призыв Церкви идти к Иисусу Христу, идти к этой купели Силоамской, чтобы там умыть свою душу.