Главная / Образование / Воскресное Евангелие / Неделя 28-я по Пятидесятнице. Нам не хватает умения благодарить

Неделя 28-я по Пятидесятнице. Нам не хватает умения благодарить

Лк., 85 зач., XVII, 12–19

И когда входил Иисус в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

Подобно камертону, настраивает нашу душу и сердце на правильное отношение к Богу, чтобы оно было созвучно Его человеколюбию. Евангельское чтение этого воскресного дня, напоминая нам об исцелении Христом десяти прокаженных, учит отвечать на безграничную любовь Божию и постоянную заботу Творца о Своем творении.

шел в одно селение, расположенное между Самарией и Галилеей, где Его встретили десять человек больных проказой. Эта болезнь в иудейской среде считалась наказанием Божиим, явным следствием греховной жизни человека (Числ. 12, 12–15). Согласно ветхозаветному закону выявлением проказы занимались священники: они объявляли о нечистоте зараженного, его одежд, жилища, а в случае очищения от болезни совершали все необходимые обряды (Лев. 13–14).

Мы с трудом можем себе представить, насколько тяжела была участь прокаженных. Больные проказой являлись изгоями общества: они жили вне городов и селений, сам их внешний вид предупреждал окружающих об опасности заражения. В книге Левит предписывалось: «у прокаженного, на котором эта язва, должна быть разодрана одежда, и голова его должна быть не покрыта, и до уст он должен быть закрыт и кричать: нечист! нечист!» (Лев. 13, 45). Страдальцы надевали мешки, скрывавшие обезображенные язвами тело и лицо, и обвешивались черепками, которые при каждом движении гремели, свидетельствуя об их болезни. Опасаясь быть побитыми, прокаженные держались от людей на расстоянии брошенного камня.

Читайте также:  Таинство Исповеди

И вот, стоя вдалеке, на безопасном расстоянии, десятеро прокаженных отчаянно кричали проходившему мимо Спасителю: «Иисус Наставник! помилуй нас» (Лк. 17, 13). Они слышали о чудесах, которые Он творил, и взывали к Христу с осознанием, что только в Нем есть исцеляющая сила, в Нем заключена вся их надежда, в Нем их . И Господь не прошел мимо несчастных людей. Он исцелил их, но ничего не сказал при этом, а только повелел показаться священникам, как того требовал ветхозаветный закон.

Больные послушно отправились в село и вскоре, еще находясь в пути, ощутили, что болезнь покинула их, и они очистились от язв (Лк. 17, 14). Их переполнила великая радость, ведь они не только исцелились от неизлечимого недуга, но и могли вернуться в свои дома, к родным и близким. От полноценной жизни среди людей их отделял только обряд очищения от проказы, и почти все они устремились в храм – прочь от Того, Кто избавил их от тяжкой участи. Только один из десяти вернулся ко Христу, «громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его» (Лк. 17, 15–16).

Читайте также:  Неделя 21-я по Пятидесятнице. Евангелие о Господе сеятеле

Сказанные при этом слова Христа: «Не десять ли очистились? где же девять?» (Лк. 17, 17) – отражают печальную действительность, которая проявляется и в нашей жизни. Именно так люди относятся к получаемым от Бога благам, к Его доброте, милосердию, заботе: девятеро из десяти воспринимают их как должное, как собственную заслугу или результат своих трудов, и только один благодарит за все Бога. Просвещенный писатель нашей Церкви Тихон Задонский заметил, что мы часто совершаем богослужения, в которых о чем-либо просим Бога, и очень редко – благодарственные молебны. А ведь Господь дает нам духовную радость и умиротворение, Он защищает нас от бед. С Его помощью мы получили , Он постоянно невидимо помогает нам в нашей жизни, да и сам источник нашей жизни находится в Нем. Не случай, а Господь дал нам этот замечательный мир. И что может быть удивительней, прекрасней и ценней для человека, чем его жизнь? Что может быть прекрасней, чем тот дар, который дан нам свыше, – дар человеческой свободы, дар любви, дар обретения вечности в Боге?

Читайте также:  О слепом

Но как редко человек замечает Бога и Его заботу о нем. Когда случается несчастье или болезнь, когда мы попадаем в стесненные обстоятельства, мы молим Господа о помощи, обращаемся к Нему от всего сердца, проливаем слезы, даем обещания. Но получив облегчение, мы все забываем и часто приписываем это стечению обстоятельств, своим способностям, фортуне, искусству врачей, кому или чему угодно, но не Богу. А ведь Он увидел наше отчаянное положение и пожалел нас: дал нам опытных врачей, удобный случай, мудрого друга. Нам не хватает малого, незаметного, но очень важного навыка сердца – умения благодарить.

Прошли уже три недели поста. Совсем скоро мы придем в храм, чтобы встретить великий праздник Рождества Христова. Время поста дано нам для внимательного размышления над своей жизнью, над тем, кем мы призваны быть и кем являемся на самом деле. Сегодня Церковь предлагает нам задуматься о значении благодарности для нашей вечной участи. Только один из десяти прокаженных поверил в то, что его исцелил Господь, и только он один из десяти помимо телесного здоровья получил спасение души. Ему одному Господь сказал: «Встань, иди; вера твоя спасла тебя» (Лк. 17, 19). Так не будем обманываться – всем Господь дает благо, но пользу для своей души получает только тот, кто глазами веры видит Подателя всех благ и благодарит Его.

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Неделя 11-я по Пятидесятнице. Притча о немилосердном должнике

Неделя 11-я по Пятидесятнице. Притча о немилосердном должнике

Большинству из нас кажется, что мы никому не делаем ничего плохого, хотя на самом деле многих окружающих нас людей мы всячески обижаем, доставляем им неприятности, досаждаем им. Мы не видим того, что с нами происходит. Иногда даже мы хотим человеку сказать что-то, как нам кажется, приятное, а человек от наших слов скорбит.