Главная / Образование / Воскресное Евангелие / Неделя 27-я по Пятидесятнице. Учитель благий

Неделя 27-я по Пятидесятнице. Учитель благий

Лк., 91 зач., XVIII, 18–27

Тогда спросил Иисуса некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог; знаешь : не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою. Он же сказал: все это сохранил я от юности моей. Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.

В Евангелии этого воскресного дня приводится диалог Спасителя с представителем иудейской элиты. Один из начальников спросил Христа: «Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк. 18, 18).

Смысл отдельного евангельского эпизода лучше понимается в контексте происходивших наряду с ним событий, переданных евангелистами. Этому диалогу предшествовало благословение детей. Когда Христос проповедовал народу, родители приносили к Нему детей, но Его ученики не допускали их. Апостолы хотели избежать лишнего шума, слушая слова Учителя, тем более что дети, в силу своего возраста, были еще не искушены жизнью и не могли понять всего сказанного. Но Господь остановил учеников и произнес: «Пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Лк. 18, 16).

Читайте также:  Неделя 6-я по Пятидесятнице. О дерзновении в вере (исцеление расслабленного)

При этих словах Спасителя некий законник спросил Его, что ему делать, чтобы наследовать вечную жизнь. Христос указал вопрошавшему на необходимость соблюдения заповедей (Лк. 18, 20). Но иудейский начальник не был готов так просто завершить диалог, он захотел показать свое превосходство над другими, свое знание Закона Моисеева, свою праведность, и поэтому ответил Христу: «Все это сохранил я от юности моей» (Лк. 18, 21).

Господь, видя его духовное состояние, сказал ему: «Одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною» (Лк. 18, 22). Все материальное, что человек приобретает на земле, в будущую жизнь он не возьмет, все останется здесь. После этих слов Христа законник огорчился, поскольку он обладал значительным имением, за что его уважали в обществе. В иудейской среде богатство считалось признаком благословения Божия. Но открывает новые ценности жизни: не внешнее благополучие, а внутреннее состояние души человека должно стать мерилом жизни.

Читайте также:  Неделя 7-я по Пятидесятнице. Кого Господь исцеляет?

Видя печаль, поразившую законника, Господь обращается к народу: «Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Лк. 18, 24–25). «Игольные уши» – это название защитных ворот в Иерусалиме, которые ночью были единственным входом в город для запоздавших путников. В их узкий проем даже не проходило вьючное животное. Так образно Спаситель отверг ветхозаветное представление о богатстве как показателе праведности человека.

Все, слышавшие эти слова Спасителя, встрепенулись. Их интересовал вопрос: «Кто же может спастись? Но Он сказал: невозможное человеку возможно Богу» (Лк. 18, 26–27). Каждый христианин должен понять, что нельзя надеяться ни на что внешнее в деле спасения: ни богатство, ни сила, ни благополучие не гарантируют нам вход в Небесное Царство. Вечная жизнь обретается человеком лишь жизнью во Христе.

Обратим внимание, с какими словами законник обратился к Христу: «Учитель благий» – это обращение к человеку, который может наставить, научить. Действительно, Христос – наш Учитель, и слово Его является истиной. Однако в обращении законника присутствовало лукавство, ведь сам он не считал Спасителя таковым. Неверие и формализм в исполнении заповедей помешали ему последовать совету Божественного Учителя. не сообщает о его дальнейшей судьбе. Мы знаем лишь, что он отошел, оставаясь в печали (Мф. 19, 22), то есть он удалился от Христа.

Читайте также:  Неделя о Мытаре и Фарисее

Этот фрагмент Евангелия призывает нас к целостности веры. Для нашего спасения мы должны вплести в свою жизнь евангельские заповеди, облечься во Христа (Гал. 3, 27), как писал апостол Павел. Господь ждет от нас не половинчатости, но внутренней цельности по отношению к Нему, к нашим ближним и к самим себе. Нельзя любить Бога чуть-чуть, по воскресеньям или праздникам, а в остальное время придаваться страстям и самоугождению.
Нужно всё своё сердце, помышления и разум направлять к Богу, иметь внутреннюю устремленность быть с Ним, и где бы мы не находились – дома, в пути, на работе или отдыхе, среди друзей, – то должны помнить о нашем призвании: жить Его жизнью. У каждого есть такая возможность. Этому способствуют , , добрые дела и, главное, участие в таинстве Причащения, когда мы соединяемся с Христом. Сейчас идет Рождественский пост – особенно благоприятное время для молитвы и встречи с Христом, и Церковь особо нас призывает: «Вкусите и видите, яко благ Господь».

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Неделя 15-я по Пятидесятнице. О любви к Богу и к ближнему

Неделя 15-я по Пятидесятнице. О любви к Богу и к ближнему

Тот, кто имеет истинную, сердечную любовь к Богу и к ближнему, а не такую, которая проявляется только во внешнем поведении, уже исполнил закон и писания пророков. Такой человек даже не имеет необходимости тщательно следить за каждым своим поступком, потому что любовь умудряет его поступать по совести, и тем самым он соблюдает все заповеди.