Главная / Образование / Воскресное Евангелие / Неделя 26-я по Пятидесятнице. Любовь и юридизм

Неделя 26-я по Пятидесятнице. Любовь и юридизм

Лк., 71 зач., XIII, 10–17

В одной из синагог учил Иисус в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь радовался о всех славных делах Его.

Все мироздание оправдывает свое существование в исполнении главного закона бытия – закона любви к Богу и милосердия к Его творению. Грех внес в наш мир диссонанс; подобно вирусу, он заразил неверием наше сознание и жестокосердием – наше отношение к окружающим.

Чтобы удержать людей в рамках человечности, Господь дал ветхозаветный закон справедливости. Маленький ребенок, делая первые шаги, всегда опирается на родительскую руку, или его помещают в ходунки, чтобы обезопасить от падения. Бог, осуществляя духовное водительство, дал человеку подобные «ходунки» – , чтобы научиться любви и стать совершеннее. Но может ли человек полноценно ходить, оставаясь в ходунках? Для нас, живущих в XXI веке, представляются чрезмерно жестокими некоторые предписания Ветхого Завета. Мы живем по другим принципам, которые сформировались на идеалах христианства в эпоху Нового Завета.

Читайте также:  Икона Божией Матери «Троеручица»

В этот воскресный день евангельское чтение вновь обращает нас к мысли о превосходстве любви над юридизмом, милосердия над законничеством.

Эпизод из Евангелия повествует о тяжелобольной женщине, которая из-за своей болезни «была скорчена и не могла выпрямиться» (Лк. 13, 11). В субботу она находилась «в одной из синагог», где учил народ (Лк. 13, 10). Увидев ее молчаливые страдания, Господь ее «подозвал и сказал: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога» (Лк. 13, 12–13). Казалось бы, все присутствовавшие при этом чуде должны были обрадоваться. Но их реакция была иной. Начальник синагоги стал негодовать, что «Иисус исцелил в субботу» (Лк. 13, 14).

Формально Спасителем противоречило Моисееву Закону, который однозначно предписывает соблюдение заповеди о покое в седьмой день (Исх. 31, 12–17). Но надо понимать, что заповеди эти не самоценны, они являются воспитательным средством для человека. Соблюдение седьмого дня отвлекает людей от всецелого погружения в суету земных потребностей и направляет их мысли и чувства к Богу. Христос исцелил в субботу не потому, что не думал о Творце, а потому что сострадал Его творению. Он смотрел на горе человека не через искривленные линзы людского осуждения, а глазами любящего Отца.

Читайте также:  Церковь празднует Преполовение Пятидесятницы

Призывая людей к состраданию, Христос напомнил о нарушении субботнего покоя ради заботы о домашних животных: «Не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?» (Лк. 13, 15–16).

Доводы Спасителя устыдили Его противников и обрадовали остальных свидетелей чуда, которые присоединились к исцеленной женщине в славословии Бога (Лк. 13, 17).

Совершая исцеление больной, Спаситель подает всем нам пример выражения любви к Богу через заботу о ближнем.

Почитание седьмого дня сохраняется в православной традиции и в богослужебной практике Православной Церкви. Церковь чтит субботу, так как Божественное Откровение свидетельствует, что Бог сотворил мир в течение шести дней «и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал; и благословил Бог седьмой день, и освятил его» (Быт. 2, 2–3). Для христиан суббота это еще и день, когда тело Спасителя пребывало во гробе, а духом Своим Он сошел во ад, чтобы вывести из преисподней всех веровавших в Него и чаявших встречи с Ним, подобно тому, как в Ветхом Завете , который прообразовал Христа, вывел израильский народ из египетского рабства.

Читайте также:  Неделя 11-я по Пятидесятнице. Притча о немилосердном должнике

На следующий за субботой день произошло важнейшее событие для всего человечества – Воскресение Христа Спасителя. Господня – восьмой день – это грядущее торжество вечной жизни, которое наступит со Вторым Пришествием Иисуса Христа, чаемым всеми христианами. Церковь особо чтит воскресенье – день, когда воскрес Христос и была побеждена смерть. Во Христе мы становимся победителями живущего в нас греха (. 7, 20). Поэтому для нас важно понимание того, что совершил Господь в синагоге. Он не нарушил Закон, но исполнил его (Мф. 5, 17), основываясь на духовном понимании заповеди. Спаситель сотворил и нас призвал к тому же. И мы должны понимать и исполнять данный Богом закон не только формально, но в свете любви и милосердия.

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Неделя 11-я по Пятидесятнице. Притча о немилосердном должнике

Неделя 11-я по Пятидесятнице. Притча о немилосердном должнике

Большинству из нас кажется, что мы никому не делаем ничего плохого, хотя на самом деле многих окружающих нас людей мы всячески обижаем, доставляем им неприятности, досаждаем им. Мы не видим того, что с нами происходит. Иногда даже мы хотим человеку сказать что-то, как нам кажется, приятное, а человек от наших слов скорбит.