Главная / Образование / Богослужебный ликбез / Главные слова праздника Введения

Главные слова праздника Введения

4 декабря Православная Церковь отмечает великий двунадесятый праздник — Введение во Храм Пресвятой Богородицы.

Понимаем ли мы, что празднуем? Вчитаемся в песнопения и чтения Всенощной в переводе на русский язык с толкованием.

***

«Воссияв светом благодати, озарила всех
и созвала песнями украсить Её пресветлое торжество.
Придите, к Ней соберемся».

«Славная Дверь, непроходимая мыслями,
открыв дверь храма Божия, ныне приглашает нас, войдя с Ней,
насладиться Её божественными чудесами».

Тропари из канона на утрени

***

Введение во храм Пресвятой Богородицы. Монастырь Хиландар, Святая гора Афон, XIV век
Введение во храм Пресвятой Богородицы. Монастырь Хиландар, Святая гора Афон, XIV век

Бу­ду­чи днём яв­ле­ния Бо­го­ма­те­ри мiру, празд­ник Вве­де­ния есть и день от­де­ле­ния от мiра Бо­го­из­бран­ной Де­вы – день, в ко­то­рый на­чал­ся Её ис­ход из мi­ра, про­дол­жав­ший­ся на про­тя­же­нии всей Её зем­ной жиз­ни и за­вер­шив­ший­ся Её «не­бо­ше­ст­вен­ным» Ус­пе­ни­ем. И ес­ли в Ро­ж­де­ст­ве Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы бы­ла уго­то­ва­на плоть, от чи­с­тых кро­вей ко­то­рой дол­жен был ро­дить­ся Сын Бо­жий, то со дня Её вве­де­ния во храм на­чи­на­ет­ся вос­пи­та­ние и при­уго­то­в­ле­ние Её ду­ши к то­му ве­ли­ко­му дню, ко­г­да Она ска­жет явив­ше­му­ся Ей Ар­хан­ге­лу: «Бу­ди Мне по гла­го­лу тво­е­му» (Лк 1:38).

Об этом — стихиры на «Господи воззвах» на вечерне

Вер­ные, воз­ли­ку­ем в этот день, вос­пе­вая Гос­по­ду во псалмах и пе­с­но­пе­ни­ях, по­чи­тая и Его ос­вя­щён­ную ски­нию, оду­ше­в­лён­ный ков­чег*, Вме­стив­шую не­вме­сти­мое Сло­во; ибо Она при­во­дит­ся Гос­по­ду, не­обы­ча­й­ное ди­тя по пло­ти, и ве­ли­кий пер­во­свя­щен­ник За­ха­рия при­ни­ма­ет Её с ра­до­стью, как Бо­жию оби­тель.

*В Ковчеге в главном святилище хранилась Книга (скрижали) Завета. Она является прообразом Господа Иисуса Христа, поэтому Матерь Божию богословы часто называют Ковчегом.

***

Свя­тым Ду­хом все­ля­ет­ся во Свя­тое Свя­тых и пи­та­ет­ся Ан­ге­лом свя­тая и не­по­ро­ч­ная, Та, Кто по­ис­ти­не яв­ля­ет­ся свя­тей­шим храмом свя­то­го Бо­га на­ше­го, всё ос­вя­тив­ше­го Её вхо­дом и обоживше­го пре­ткнув­ш­е­е­ся (спо­ткнув­ше­е­ся, ос­ту­пив­ше­е­ся на пу­ти в Цар­ст­во Не­бес­ное) ес­те­ст­во смерт­ных*.

*Ро­ж­да­ет­ся Де­ва Бо­го­от­ро­ко­ви­ца, и в Её ро­ж­де­нии раз­ре­ша­ет­ся не­плод­ст­во по­вре­ж­дён­но­го гре­хом че­ло­ве­че­с­ко­го ес­те­ст­ва.

***

В этот день храм, вме­ща­ю­щий Бо­га – Бо­го­ро­ди­ца, – при­во­дит­ся в храм Гос­по­день, и За­ха­рия Её при­ни­ма­ет. В этот день Свя­тое Свя­тых ра­ду­ет­ся и хор Ан­ге­лов та­ин­ст­вен­но тор­же­ст­ву­ет*. С ни­ми и мы, празд­нуя се­го­д­ня, воз­зо­вём с Гав­ри­и­лом: «Ра­дуй­ся, Бла­го­дат­ная, с То­бою Гос­подь, име­ю­щий ве­ли­кую ми­лость!»

*Ве­лик и зна­ме­на­те­лен на­ст­о­ящий день в жиз­ни Бо­г­о­ма­тери, став­ший пред­зна­ме­но­ва­ни­ем то­го, что Пре­свя­тая Де­ва бу­дет по­ста­в­ле­на пре­вы­ше не толь­ко свя­тых, но да­же Ан­ге­лов, Хе­р­у­вимов и Се­ра­фи­мов. Бо­же­ст­вен­ный Про­мысл ос­та­ет­ся не­по­сти­жи­мым На­чаль­ст­вам и Вла­стям на Не­бе­сах, толь­ко че­рез Цер­ковь они по­з­на­ют, в чём со­сто­ит до­мо­стро­и­тель­ст­во тай­ны, со­кр­ы­в­а­в­шейся от ве­ч­но­сти в Бо­ге.

***

При­ди­те, все на­ро­ды, про­сла­вим еди­ную Не­по­ро­ч­ную, пред­воз­ве­щён­ную про­ро­ка­ми и при­ве­дён­ную в храм – пре­ж­де ве­ков пред­на­зна­чен­ную Ма­терь и в по­с­лед­ние вре­ме­на явив­шу­ю­ся Бо­го­ро­ди­цу. Гос­по­ди, по хо­да­тай­ст­вам Её по­дай нам Твой мир и ве­ли­кую ми­лость!

***

Бо­жия Не­ве­с­та, Вла­ды­чи­ца, по Тво­ём ро­ж­де­ст­ве Ты при­бы­ла в храм Гос­по­день, что­бы вос­пи­тать­ся во Свя­том Свя­тых, как ос­вя­щён­ная. То­г­да и по­слан был к Те­бе, Все­не­по­ро­ч­ной, Гав­ри­ил – при­но­сить Те­бе пи­щу. Всё не­бес­ное изу­ми­лось, ви­дя, что в Те­бя все­лил­ся Свя­той Дух. По­то­му, Пре­чи­с­тая, не­ос­к­вер­нён­ная, про­сла­в­ля­е­мая на не­бе и на зе­м­ле Ма­терь Бо­жия, спа­сай род наш.

Дева Мария перед Первосвященником. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Панселин, XIII век. Карея, Афон (фрагмент)
Дева Мария перед Первосвященником. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Панселин, XIII век. Карея, Афон (фрагмент)
Стихиры на стиховне

Ра­ду­ет­ся не­бо и зе­м­ля, ви­дя мы­с­лен­ное Не­бо, иду­щее в бо­же­ст­вен­ный дом, что­бы быть вос­пи­тан­ной в бла­го­го­ве­нии,* – Де­ву един­ст­вен­ную и не­по­ро­ч­ную, к Ко­то­рой в изу­м­ле­нии За­ха­рия взы­вал: «Дверь Гос­под­ня!** Я от­кры­ваю Те­бе две­ри хра­ма; ра­до­ст­но ли­куй в нём, ибо уз­нал я и уве­ро­вал, что из­ба­в­ле­ние Из­ра­и­ля уже оче­вид­но при­дёт, и ро­дит­ся от Те­бя Бог Сло­во, да­ру­ю­щий мiру ве­ли­кую ми­лость!»

*Ка­ж­дая ду­ша хри­сти­ан­ская мо­жет на­хо­дить в хра­ме та­кое же бла­жен­ст­во, ка­кое на­хо­ди­ла в нем Пре­свя­тая Де­ва, вве­дён­ная в храм Гос­по­день с юных лет. Грех уда­ля­ет нас от Бо­га и ли­ша­ет Его бла­го­во­ле­ния. Но че­рез по­се­ще­ние хра­ма мы опять при­б­л­иж­а­емся к Бо­гу и при­вле­ка­ем к се­бе Его Не­бес­ную ми­лость. Здесь, пе­ред Пре­сто­лом Все­выш­н­его, на­ши мо­лит­вы со­ед­и­н­я­ют­ся с мо­лит­ва­ми свя­тых. Осо­бен­ной Хо­д­а­т­а­и­цей и Мо­ли­т­в­ен­ницей на­шей яв­л­яе­тся Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца. Она с трёх лет на­хо­ди­лась при хра­ме Бо­ж­ием до то­го вре­ме­ни, по­ка не сде­ла­лась из­бран­ным ору­ди­ем спа­се­ния все­го мiра. Воз­лю­бив­шая свя­той храм, Она с ра­до­стью по­мо­га­ет всем, при­хо­дя­щим в не­го для мо­лит­вы.

***

Ан­на – бо­же­ст­вен­ная бла­го­дать* – от­кры­то с ве­се­ли­ем при­во­дит в Бо­жий храм дан­ную ей по бла­го­да­ти чи­с­тую При­сно­де­ву, при­звав ид­ти пред Нею от­ро­ко­виц со све­тиль­ни­ка­ми и воз­гла­шая: «Иди, Ди­тя, будь для Дав­ше­го Те­бя и при­но­ше­ни­ем, и бла­го­вон­ным фи­ми­а­мом. Вой­ди в не­до­с­туп­ное и по­з­най тай­ны, и го­товь­ся стать при­ят­ным и пре­кра­с­ным жи­ли­щем для Ии­су­са, по­да­ю­ще­го мiру ве­ли­кую ми­лость!»

*Имя Ан­на пе­ре­во­дит­ся с ев­рей­ско­го как «бла­го­дать».

***

Сой­дясь в этот день, мы, со­б­ра­ния вер­ных, ду­хов­но бу­дем тор­же­ст­во­вать и бла­го­го­вей­но вос­хва­лим Бо­го­от­ро­ко­ви­цу, Де­ву и Бо­го­ро­ди­цу, вво­ди­мую во храм Гос­по­день – предъ­из­бран­ную из всех ро­дов в жи­ли­ще Хри­ста, Ца­ря всех и Бо­га все­го. Де­вы, пред­ше­ст­вуй­те, не­ся све­тиль­ни­ки, по­чи­тая свя­щен­ный вы­ход При­сно­де­вы. Ма­те­ри, ос­та­вив вся­кую пе­чаль, ра­до­ст­но все вме­сте со­про­во­ж­дай­те, вос­пе­вая, Став­шую Ма­те­рью Бо­жи­ей и По­да­тель­ни­цу ра­до­сти для мiра. Вос­кли­к­нем же все ра­до­ст­но со Ан­ге­лом: «Ра­дуй­ся!»* Бла­го­дат­ной, все­гда хо­да­тай­ст­ву­ю­щей о ду­шах на­ших.

*Упо­ми­на­ние здесь Ан­гель­ско­го при­вет­ст­вия Пре­свя­той Де­ве на­пра­в­ля­ет на­ши мы­с­ли че­рез Бла­го­ве­ще­ние к по­с­ле­ду­ю­ще­му празд­ни­ку Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва.

Тропарь

В этот день – пред­зна­ме­но­ва­ние Бо­жия бла­го­во­ле­ния и пред­ве­с­тие спа­се­ния лю­дей: в хра­ме Бо­жи­ем от­кры­то яв­ля­ет­ся Де­ва** и всем пред­воз­ве­ща­ет Хри­ста.*** И мы гро­мо­г­ла­с­но воз­зо­вём Ей: «Ра­дуй­ся, ис­по­л­не­ние пред­на­чер­тан­но­го Со­з­да­те­лем!»

**Это как бы вто­рое ду­хов­ное ро­ж­де­ние Бо­го­ма­те­ри и, вме­сте с тем, яв­ле­ние Ее мi­ру, по­доб­ное яв­ле­нию на­ро­ду Ии­су­са Хри­стапо­с­ле кре­ще­ния, и празд­ну­ет Свя­тая Цер­ковь в день Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

***Вве­де­ние во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы бы­ло сво­его ро­да без­молв­ной про­по­ве­дью на­ро­ду о бли­з­ком при­ше­ст­вии Хри­сто­вом и осу­ще­ст­в­ле­нии Бо­жи­е­го смо­т­ре­ния о спа­се­нии лю­дей. Оно еще бо­лее, чем Ро­ж­де­ст­во Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, под­го­то­в­ля­ет и при­бли­жа­ет нас к Ро­ж­де­ст­ву Хри­сто­ву. Об этом го­во­рит тро­парь празд­ни­ку, в та­кой же ме­ре по­свя­щен­ный са­мо­му празд­ни­ку, как и по­с­ле­ду­ю­ще­му за ним Ро­ж­де­ст­ву Хри­сто­ву.

Седален по кафизме на Утрени

Во свя­тое свя­ти­ли­ще при­но­сит­ся Бо­гу плод пра­вед­ных Ио­а­ки­ма и Ан­ны – мла­ден­ст­ву­ю­щая пло­тию* Пи­та­тель­ни­ца на­шей Жиз­ни, Ко­то­рую бла­го­сло­вил свя­щен­ный За­ха­рия**. Её мы все как Ма­терь Бо­жию с ве­рою про­сла­вим.

Читайте также:  Пассия
Введение во храм Пресвятой Богородицы. Монастырь Дафни
Введение во храм Пресвятой Богородицы. Монастырь Дафни

*Не­мно­го вре­ме­ни про­ве­ла Пре­свя­тая Де­ва Ма­рия в до­ме ро­ди­те­лей. Бог ско­ро ук­рыл Её в тай­не се­ле­ния Сво­его, во свя­том хра­ме Сво­ём, что­бы уго­то­вить в Ней храм для Еди­но­род­но­го Сы­на Сво­его. Ед­ва ис­по­л­ни­лось Ей три го­да, как бла­го­че­с­ти­вые ро­ди­те­ли Её по­спе­ши­ли ис­п­о­л­нить обет свой — по­свя­тить Её Бо­гу. Не удер­жа­ли их ни ес­те­ст­вен­ное чув­ст­во ро­ди­тель­ской люб­ви к еди­но­род­ной До­че­ри, для ко­то­рой тя­же­ла ско­рая раз­лу­ка с лю­бе­з­н­ей­шим ча­дом, ни юность воз­рас­та Бо­го­от­ро­ко­ви­цы, Кот­о­рой, по всту­п­ле­нии во храм, над­ле­жа­ло уже ли­шить­ся их бли­жай­ших по­пе­че­ний, Лю­бовь к Бо­гу пре­воз­мог­ла в них ес­те­ст­вен­ные чув­ст­ва; для Бо­га они от­ка­за­лись от ласк ма­ло­лет­ней До­че­ри, столь слад­ких для ро­ди­те­лей. Да не по­мы­с­лит при этом кто-ли­бо, что в та­ких юных ле­тах ещё ра­но бы­ло мла­ден­че­ст­ву­ю­щую Де­ву по­свя­щать Бо­гу: в ду­шах из­бран­ных ча­с­то очень ра­но рас­кр­ы­в­а­ют­ся ду­хов­ные си­лы; ра­но об­на­ру­жи­в­а­ет­ся го­тов­ность к при­ня­тию бла­го­дат­ных дей­ст­вий. Без со­м­н­е­ния, и бла­г­о­ч­е­ст­ивые ро­ди­те­ли, ед­ва толь­ко Дочь их на­у­чи­лась про­из­н­о­сить име­на их, на­у­чи­ли Её знать все­свя­тое имя Бо­жие и бла­го­го­веть пред Ним, и вну­ша­ли Ей, что Она еще до ро­ж­де­ния обе­ща­на Бо­гу, что Она ди­тя не их, а Бо­жие и дол­ж­на жить во хра­ме, а с ни­ми раз­лу­чит­ь­ся. Ду­ша не­вин­но­го мла­ден­ца, уже при­зван­ная Бо­гом, при та­ких на­ста­в­ле­ни­ях ещё силь­нее чув­ст­во­ва­ла вле­че­ние Бла­го­да­ти и не мог­ла не ус­т­ре­мить­ся всем су­ще­ст­вом Сво­им к Бо­гу. Она Са­ма, ко­не­ч­но, же­ла­ла ско­рее во­дв­о­р­ит­ься в до­ме Бо­жи­ем; по­се­му-то и ро­ди­те­ли так ра­но по­спе­ши­ли ис­по­л­нить обет свой. Не с скор­бию, так ес­т­е­с­тве­нною обы­к­но­вен­ным лю­дям при раз­лу­ке с лю­б­и­мы­ми деть­ми, но с тор­же­ст­вен­ным ве­се­ли­ем от­да­ва­ли они Бо­гу своё един­ст­вен­ное со­кро­ви­ще. (из кни­ги «Сла­ва Бо­го­ма­те­ри»)

**В празд­но­ва­нии при­ни­ма­ют уча­стие и ро­ди­те­ли Бо­го­ма­те­ри, и Её бли­жай­шие род­ст­вен­ни­ки, при­шед­шие с Нею в Ие­ру­са­лим, а так­же и слу­жи­т­е­ли вет­хо­за­вет­но­го хра­ма, и сре­ди них пер­во­свя­щен­ник За­ха­рия. Ис­по­л­нив­шись Свя­то­го Ду­ха, он, во­пре­ки всем ус­та­но­в­ле­ни­ям и за­ко­нам Вет­хо­го За­ве­та, ввёл при­ве­дён­ную во храм Мла­ден­ца-Де­ву во Свя­тая Свя­тых. Вве­де­ние во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы бы­ло как бы без­молв­ной про­по­ве­дью на­ро­ду о бли­з­ком при­ше­ст­вии Хри­сто­вом и осу­ще­ст­в­ле­нии Бо­жи­е­го смо­т­ре­ния о спа­се­нии лю­дей. Оно еще бо­лее, чем Ро­ж­де­ст­во Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, под­го­то­в­ля­ет и при­бли­жа­ет нас к Ро­ж­де­ст­ву Хри­сто­ву.

Почему освященная скиния? Почему одушевленный Ковчег? Почему Дверь Господня? Ищем ответы в паремиях

ПЕРВАЯ ПАРЕМИЯ НА ВЕЧЕРНЕ

Кни­га Ис­ход

Ска­зал Гос­подь Мо­и­сею, го­во­ря: в пер­вый день ме­ся­ца пер­во­го по­ста­вишь ски­нию сви­де­тель­ст­ва, и по­ло­жишь ков­чег [сви­де­тель­ст­ва], и за­кро­ешь его за­ве­сою; и вне­сешь стол и све­тиль­ник (его); и по­ста­вишь ка­диль­ни­цу зо­ло­тую для ку­ре­ния пред ков­че­гом сви­де­тель­ст­ва, и по­ме­с­тишь по­кров за­ве­сы ко вхо­ду ски­нии сви­де­тель­ст­ва. И возь­мешь елей по­ма­за­ния, и по­ма­жешь ски­нию и всё, что в ней, и ос­вя­тишь её и всю ут­варь её, и бу­дет свя­та. И ос­вя­тишь жер­тве­н­ник, и бу­дет жер­т­вен­ник свя­тое свя­тых. И сде­лал Мо­и­сей всё, что за­по­ве­дал ему Гос­подь (Бог, Свя­той Из­ра­и­лев), [так он и сде­лал]. И по­кры­ло об­ла­ко ски­нию сви­де­тель­ст­ва, и сла­ва Гос­под­ня на­по­л­ни­ла ски­нию. И не мог Мо­и­сей вой­ти в ски­нию сви­де­тель­ст­ва, по­то­му что осе­ня­ло её об­ла­ко, и сла­ва Гос­под­ня на­по­л­ни­ла ски­нию.

***

ИС­ТОЛ­КО­ВА­НИЕ ПЕР­ВОЙ ПА­РЕ­МИИ НА ВЕ­ЧЕР­НИ

Стро­ки древ­не­го Ис­хо­да в этот день по­ве­ст­ву­ют нам о по­ста­в­ле­нии и ос­вя­ще­нии ски­нии сви­де­ния. Ски­ния – это как бы по­ход­ный храм. Дру­гим, бо­лее фун­да­мен­таль­ным и на­хо­дя­щим­ся в од­ном ме­с­те, он не мог быть, так как ме­с­то хра­ма все­гда сре­ди на­ро­да, а на­род в это вре­мя ко­че­вал. По­че­му ски­нию на­зы­ва­ли ски­ни­ей сви­де­ния? По­то­му что она бы­ла ве­ще­ст­вен­ным сви­де­тель­ст­вом от­кро­ве­ния во­ли Бо­жи­ей, ко­то­рая со­дер­жа­лась в за­по­ве­дях, дан­ных на­ро­ду че­рез Мо­и­сея. Со­ору­дить ски­нию по­ве­лел Мо­и­сею Бог, и ему же был по­ка­зан её об­раз. Мо­и­сей об­ра­тил­ся ко всем с при­зы­вом жер­т­во­вать всё ну­ж­ное для со­ору­же­ния ски­нии. Хлы­нул по­ток при­но­ше­ний. Мо­и­сею при­но­си­ли зо­ло­то, се­ре­б­ро, шерсть, вис­сон (еги­пет­ский лён), дра­го­цен­ные кам­ни, ма­с­ло, аро­ма­ти­че­с­кие ве­ще­ст­ва. Бог ука­зал Мо­и­сею и двух ху­до­ж­ни­ков: Ве­се­ли­и­ла (из ко­ле­на Иу­до­ва) и Аго­ли­а­ва (из ко­ле­на Да­но­ва). Они с по­мощ­ни­ка­ми про­из­во­ди­ли все ра­бо­ты: сто­ляр­ные, че­кан­ные, ли­тей­ные, скульп­тур­ные, зо­ло­то­швей­ные и т. д. Пол­го­да все тру­ди­лись. На­ко­нец ос­та­лось толь­ко всё со­брать и ос­вя­тить. Что пред­ста­в­ля­ла с­обой ски­ния? Это бы­ла как бы па­лат­ка, име­ю­щая два от­де­ле­ния и об­щую кро­в­лю. Пер­вое от­де­ле­ние – свя­ти­ли­ще. Там на­хо­ди­лась тра­пе­за с хле­ба­ми пред­ло­же­ния, се­ми­све­ч­ник и ал­тарь ка­диль­ный. Вто­рое – Свя­тое Свя­тых. Это ва­ж­ней­шая вет­хо­за­вет­ная свя­ты­ня. Сю­да вхо­дил толь­ко пер­во­свя­щен­ник, и то раз в год, в празд­ник очи­ще­ния. В свя­ти­ли­ще вхо­ди­ли толь­ко свя­щен­ни­ки. Ски­нию ок­ру­жал двор, об­не­сён­ный стол­ба­ми и за­кры­тый с бо­ков ков­ра­ми. Свер­ху он не за­кры­вал­ся. Здесь ус­та­но­в­лен был жер­т­вен­ник все­со­жже­ния и умы­валь­ни­ца. Здесь со­би­рал­ся на­род. Здесь, и толь­ко здесь, про­хо­ди­ло об­ще­ст­вен­ное бо­го­слу­же­ние. При­но­сить Бо­гу жер­т­ву где-то в дру­гом ме­с­те за­пре­ща­лось под стра­хом смерт­ной каз­ни (Лев. 17:8–9). За­пре­ще­ние это ос­но­вы­ва­лось на не­об­хо­ди­мо­сти со­хра­нить в на­ро­де един­ст­во ве­ры и бо­го­по­чи­та­ния.

Читайте также:  Благовещение Пресвятой Богородицы

В Свя­тое Свя­тых на­до бы­ло вне­сти ки­вот за­ве­та. Он пред­ста­в­лял из се­бя про­дол­го­ва­тый ящик из не­гни­ю­щей ара­вий­ской ака­ции, об­ло­жен­ный зо­ло­ты­ми ли­с­та­ми. К ка­ж­до­му уг­лу бы­ли при­де­ла­ны коль­ца, что­бы ше­с­та­ми мо­ж­но бы­ло под­нять его и пе­ре­не­сти. Свер­ху ки­вот за­кры­вал­ся крыш­кой, к ко­то­рой бы­ли при­кре­п­ле­ны че­кан­ные изо­б­ра­же­ния скло­нён­ных Хе­ру­ви­мов. Пе­ред ков­че­гом по­ста­в­лен был зо­ло­той со­суд – стам­на. В ней на­хо­ди­лась ман­на как на­по­ми­на­ние о том, что Бог хра­нил и пи­тал на­род Свой. Поз­же сю­да при­со­е­ди­ни­ли и про­зяб­ший (про­цвет­ший) жезл Аа­ро­на, что­бы уве­ко­ве­чить па­мять о чу­де­с­ном ут­вер­жде­нии Аа­ро­на и его ро­да в пра­вах пер­во­св­я­щ­ен­н­и­че­ст­ва (Чис. 17:10). За­ве­са, скры­ва­ю­щая Свя­тое Свя­тых, бы­ла из раз­но­цвет­ной шер­сти с вы­ши­ты­ми изо­б­ра­же­ни­я­ми Хе­ру­ви­мов.

В свя­ти­ли­ще при­но­си­лись Бо­гу без­кров­ные жер­т­вы: хлеб, го­ря­щий елей, фи­ми­ам. Для хле­бов бы­ла тра­пе­за. Она про­дол­го­ва­той фор­мы, так­же с коль­ца­ми для ше­с­тов, что­бы но­сить в пу­ти. На тра­пе­зу кла­ли два ря­да хле­бов, по ше­с­ти в ряд (по чи­с­лу две­на­д­ца­ти ко­лен из­ра­иль­тян). Ка­ж­дую суб­бо­ту эти хле­бы име­ли пра­во съесть толь­ко свя­щен­ни­ки и толь­ко в са­мом свя­ти­ли­ще, как ве­ли­кую свя­ты­ню. Этим бла­го­го­ве­ни­ем свя­щен­ни­ки от ли­ца все­го на­ро­да из­ра­иль­ско­го ис­по­ве­до­ва­ли свою ве­ру Бо­гу, Ко­то­рый да­ет им хлеб на­сущ­ный, и Свою на­де­ж­ду на Не­го, ожи­дая от Бо­га про­дол­же­ния этой ми­ло­сти. Ка­диль­ни­цы с фи­ми­а­мом бы­ли сим­во­лом мо­лит­вы, в ко­то­рой на­род пред­ла­гал Бо­гу хле­бы. Вме­сте с хле­бом пред­ла­га­лось и ви­но, ко­то­рое ча­с­ти­ч­но из­ли­ва­лось на жер­т­ву все­со­жже­ния, а ча­с­ти­ч­но вы­пи­ва­лось слу­жи­те­л­я­ми. Про­тив тра­пе­зы на юж­ной сто­ро­не был све­тиль­ник – се­ми­све­ч­ник. Ус­т­ро­ен он был, как де­ре­во, то есть от ство­ла от­хо­ди­ли вет­ви, ук­ра­шен­ные по­ч­ка­ми, ча­ше­ч­ка­ми и цве­та­ми мин­даль­но­го де­ре­ва. Все это бы­ло из зо­ло­та. Вен­чал­ся «ствол» и «вет­ви» лам­па­да­ми, в ко­то­рых по­сто­ян­но го­ре­ло олив­ко­вое ма­с­ло. Се­м­и­с­в­еч­ник вос­при­ни­мал­ся как об­раз из­бран­но­го на­ро­да Вет­хо­за­вет­ной Цер­к­ви. Елей в све­тиль­ни­ке – сим­вол бла­го­д­а­ти Свя­то­го Ду­ха. Семь лам­пад с го­ря­щим еле­ем – об­раз бла­го­да­ти Свя­то­го Ду­ха, про­све­ща­ю­щей и жи­во­тво­ря­щей, до­с­тиг­шей сво­ей по­л­но­ты и оби­лия (чи­с­ло 7 – чи­с­ло со­вер­шен­ст­ва, за­вер­шен­но­сти). При­но­ся елей для лам­пад, из­бран­ный на­род зна­ме­но­вал этим ве­ли­кую ми­лость Бо­жию, по ко­то­рой он стал хра­ни­те­лем све­та Ис­ти­ны, яв­лен­ной мi­ру сре­ди тьмы язы­че­ст­ва.

Ме­ж­ду се­ми­све­ч­ни­ком и тра­пе­зой по­ме­щал­ся ка­диль­ный ал­тарь, или жер­т­ве­н­ник, где вос­ку­ря­ли фи­ми­ам. По фор­ме он на­по­ми­нал ква­д­рат­ный стол, по уг­лам ко­то­ро­го бы­ли ус­т­ро­е­ны ро­га (их ок­ро­п­ля­ли жер­т­вен­ной кро­вью), а вни­зу – коль­ца для ше­с­тов. За­ве­са скры­ва­ла от всех ки­вот за­ве­та. Ку­ре­ние фи­ми­а­ма пе­ред ней бы­ло вы­ра­же­ни­ем мо­литв. По­ка свя­щен­ник ка­дил свя­ти­ли­ще, на­род мо­лил­ся во дво­ре ски­нии.

Для ос­вя­ще­ния ски­нии го­то­вил­ся елей по­ма­за­ния. Для не­го ну­ж­ны бы­ли: смир­на (смо­ла мир­ро­во­го де­ре­ва), ко­ри­ца, ду­ши­стый тро­ст­ник (бла­го­вон­ный ир), кас­сия (ко­ра лав­ра). Всё, кро­ме смир­ны, вы­ва­ри­ва­лось, да­ва­ло сок, ко­то­рый ме­ша­ли со смир­ной и олив­ко­вым ма­с­лом. Все это, как и фи­ми­ам, бы­ло свя­щен­ным, то есть упо­т­реб­ля­лось толь­ко при бо­го­слу­же­нии, ос­та­в­ля­лось для Бо­га и под стра­хом смер­ти за­пре­ща­лось упо­т­реб­лять в бы­ту. Вну­т­ри дво­ра ус­та­на­в­ли­вал­ся жер­т­вен­ник все­со­жже­ния. Он по­хож был на сруб, оби­тый ме­дью. Из верх­них че­ты­рех уг­лов вы­сту­па­ли ро­га. Их кро­пи­ли жер­т­вен­ной кро­вью при по­свя­ще­нии свя­щен­ни­ков, при при­не­се­нии жер­т­вы за грех. К ним при­вя­зы­ва­лись жер­т­вен­ные жи­вот­ные, к ним же кре­пи­лись и коль­ца для ше­с­тов, не­об­хо­ди­мые при пе­ре­дви­же­нии. Жер­т­вы, ко­то­рые при­но­с­и­лись на нём, бы­ли вы­ра­же­ни­ем бла­го­дар­но­сти, бла­го­го­ве­ния, сми­ре­ния и по­кор­но­сти Бо­гу. Ко­г­да всё, что Гос­подь за­по­ве­дал, бы­ло ис­по­л­не­но, со­шло об­ла­ко на ски­нию и по­кры­ло её. Мо­и­сей сви­де­тель­ст­во­вал о том све­те, ко­то­рый ис­хо­дил из об­ла­ка и был яв­ным, ви­ди­мым зна­ком при­сут­с­т­вия Бо­жия. По­том, ве­ро­ят­но, свет и страх, ис­пы­тан­ный Мо­и­се­ем, про­па­ли. Уже мо­ж­но бы­ло и Мо­и­сею, и свя­щен­ни­кам вой­ти в свя­ти­ли­ще, од­на­ко во Свя­тое Свя­тых без вре­ме­ни не сме­ли хо­дить. Этим как бы уме­ря­лось не­при­ступ­ное яв­ле­ние в об­ла­ке сла­вы Бо­жи­ей (Лев. 16:13).

За­чем на все­нощ­ном бде­нии празд­ни­ка чи­та­ет­ся о ски­нии? Что об­ще­го ме­ж­ду вет­хо­за­вет­ной ски­ни­ей и празд­ни­ком Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Де­вы? Па­р­имии уно­сят на­ши мы­с­ли в да­ле­кое про­шлое по­то­му, что там скла­ды­ва­лось то по­ня­тие о бли­зо­сти Бо­жи­ей к мi­ру, к на­ро­ду, к ка­ж­до­му, кто вхо­дит в этот на­род, ко­то­рое позд­нее вы­ли­лось в об­раз. Вет­хое ста­ло про­об­ра­зом но­во­го. Древ­няя ски­ния как ме­с­то при­бли­же­ния Бо­га к Сво­ему на­ро­ду про­об­ра­зо­ва­ла Пре­свя­тую Де­ву. Ве­ка­ми под­го­то­в­ля­лось ве­ли­кое де­ло ис­ку­п­ле­ния мi­ра. Под­го­то­в­ля­лось и со­з­на­ние по­ко­ле­ний, что­бы смысл же­лан­н­о­го ос­вя­ще­ния не за­глох в ве­ках. Ос­нов­ной мыс­лью этой па­ре­мии мо­жет быть под­го­тов­ка к ве­ли­ко­му слу­же­нию. В этом и смысл срав­не­ния ски­нии с вхо­ж­де­ни­ем в храм Пре­чи­с­той Де­вы, где Она воз­рас­та­ла, что­бы стать «мно­го­цен­ным Чер­то­гом» и явить мiру свет Сла­вы Бо­жи­ей.

***

ВТОРАЯ ПАРЕМИЯ НА ВЕЧЕРНЕ

3 Кни­га Царств

Бы­ло, ко­г­да за­вер­шил Со­ло­мон со­ору­же­ние до­ма Гос­под­ня, и со­звал он всех ста­рей­шин Из­ра­и­ля на Си­он, что­бы пе­ре­не­сти ков­чег за­ве­та Гос­под­ня из го­ро­да Да­ви­до­ва, ко­то­рый есть Си­он. И под­ня­ли свя­щен­ни­ки ков­чег (за­ве­та Гос­под­ня), и ски­нию сви­де­тель­ст­ва, и все свя­тые со­су­ды, ко­то­рые в ски­нии сви­де­тель­ст­ва; и царь и весь Из­ра­иль шли пред ков­че­гом. И вне­сли свя­щен­ни­ки ков­чег за­ве­та Гос­под­ня на ме­с­то его, в да­вир хра­ма, во Свя­тое Свя­тых, под кры­лья Хе­ру­ви­мов: ибо Хе­ру­ви­мы про­сти­ра­ли кры­лья над ме­с­том ков­че­га, и по­кры­ва­ли Хе­ру­ви­мы ков­чег и свя­ты­ни его свер­ху. И не бы­ло ни­че­го в ков­че­ге, кро­ме двух [скри­жа­лей ка­мен­ных,] скри­жа­лей За­ве­та, ко­то­рые по­ло­жил ту­да Мо­и­сей на Хо­ри­ве, что за­по­ве­дал Гос­подь. И бы­ло, ко­г­да вы­шли свя­щен­ни­ки из свя­ти­ли­ща: и об­ла­ко на­по­л­ни­ло дом [Гос­по­день]; и не мог­ли свя­щен­ни­ки сто­ять на слу­же­нии по при­чи­не об­ла­ка, ибо сла­ва [Гос­под­ня] на­по­л­ни­ла дом Гос­по­да (Бо­га Все­дер­жи­те­ля).

***

Читайте также:  Неделя святых праотец

ТОЛ­КО­ВА­НИЕ НА ВТО­РУЮ ПА­РЕ­МИЮ НА ВЕ­ЧЕР­НИ

Вто­рая па­ре­мия по­свя­ще­на вос­по­ми­на­нию стро­и­тель­ст­ва и ос­вя­ще­ния хра­ма Со­ло­мо­на.

Царь Да­вид хо­тел вме­сто ски­нии со­з­дать храм, твёр­до и на­д­ё­ж­но сто­я­щий на зе­м­ле. Его же­ла­ние одо­б­рил про­рок На­фан, но Бог от­крыл про­ро­ку, что Да­ви­ду нель­зя стро­ить храм. Храм со­з­дать мо­ж­но толь­ко в мир­ное вре­мя и ру­ка­ми, чи­с­ты­ми от кро­ви (хо­тя бы и вра­гов). Да­вид по­ко­рил­ся и стал го­то­вить все ну­ж­ное для стро­и­тель­ст­ва: сам на­чер­тил план бу­ду­ще­го хра­ма, сде­лал ри­сун­ки, со­брал зо­ло­то, се­ре­б­ро, дра­го­цен­ные кам­ни и пе­ред смер­тью пе­ре­дал сво­ему сы­ну Со­ло­мо­ну, Со­ло­мон за­ло­жил храм за 1017 лет до Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва. Ру­ко­во­дил ра­бо­та­ми ху­до­ж­ник Хи­рам. Ме­с­то вы­брал ещё Да­вид на го­ре Мо­риа, где, по пре­да­нию, Ав­ра­ам при­но­сил сы­на в жер­т­ву. Стро­и­ли храм семь с по­ло­ви­ной лет. На ос­вя­ще­ние его бы­ло со­б­ра­но мно­же­ст­во на­ро­да. Дол­ж­ны бы­ли все явить­ся – от су­дей, на­чаль­ни­ков, до глав се­мейств. Тор­же­ст­во ос­вя­ще­ния хра­ма на­ча­лось тор­же­ст­ве­н­ным пе­р­ен­е­се­ни­ем с Си­о­на ков­че­га за­ве­та. Си­он – воз­вы­шен­ность на юге Ие­ру­са­ли­ма. Пер­во­на­чаль­но там рас­по­ла­га­лась ха­на­ней­ская кре­пость, ко­то­рую взял Да­вид. Он ее рас­ши­рил, обу­­с­тр­о­ил и пре­вра­тил в свою ре­зи­ден­цию. Там же он ус­т­ро­ил и но­вую ски­нию, где по­ме­с­тил ков­чег за­ве­та. Храм Со­ло­мо­на был об­шир­нее и ве­ли­ко­леп­нее ски­нии Мо­и­се­е­вой, но со­сто­ял так­же из свя­ти­ли­ща и Свя­то­го Свя­тых. Свя­тое Свя­тых на­зы­ва­лось еще да­ви­ром. В но­вом хра­ме бы­ли по­ста­в­ле­ны но­вые ог­ром­ные фи­гу­ры Хе­ру­ви­мов (кро­ме тех двух, ко­то­рые бы­ли ра­нее сде­ла­ны над крыш­кой ки­во­та), вы­ре­зан­ные из де­ре­ва и об­ло­жен­ные зо­ло­том. Их кры­лья со­з­да­ва­ли сень, под ко­то­рую и по­ме­с­ти­ли ков­чег за­ве­та. Это был об­раз пре­сто­ла для Гос­по­да, Ко­то­рый здесь объ­я­в­лял Свою во­лю. В ки­во­те за­ве­та на­хо­ди­лись скри­жа­ли с де­ся­тью за­по­ве­дя­ми, к ко­то­рым за­пре­ща­лось при­ка­сать­ся. Боль­ше ни­че­го нель­зя бы­ло по­ме­щать в ки­вот. Как и при ос­вя­ще­нии ски­нии, об­ла­ко на­по­л­ни­ло храм, зна­ме­нуя этим при­сут­ст­вие Бо­жие. Всех ох­ва­тил тре­пет: свя­щен­ни­ков, пев­цов, му­зы­кан­тов, на­род. Во­ц­ар­и­лась ти­ши­на. Вне­зап­но из об­ла­ка огонь со­шёл на жер­т­вы и по­гло­тил их.

И здесь, как и в пер­вой па­р­имии, про­дол­жа­ет­ся та же те­ма: под­го­тов­ка и ос­вя­ще­ние. В Вет­хом За­ве­те – ски­нии и хра­ма, в Но­вом – Пре­чи­с­той Де­вы, го­то­вя­щей­ся в хра­ме стать жи­вым хра­мом, как по­ёт о Ней Цер­ковь: «Пре­чи­с­тый храм Спа­сов». Вспо­ми­ная древ­ние про­об­ра­зы, хри­сти­а­не при­зы­в­а­ют­ся Цер­ко­вью уви­деть путь, ука­зан­ный всем при­ме­ром Бо­го­ма­те­ри: го­то­вить­ся к со­з­да­нию в ка­ж­дой ду­ше хра­ма Бо­гу, где бы мог оби­тать Дух Бо­жий и жить в нём, по обе­ща­нию Гос­по­да в Еван­ге­лии.

***

ТРЕТЬЯ ПАРЕМИЯ НА ВЕЧЕРНЕ

Кни­га про­ро­ка Ие­зе­ки­и­ля

Так го­во­рит Гос­подь: со дня вось­мо­го и да­лее бу­дут при­но­сить свя­щен­ни­ки на жер­т­вен­ни­ке все­со­жже­ния ва­ши и жер­т­вы о спа­се­нии ва­шем; и Я бла­го­склон­но при­му вас, го­во­рит Гос­подь. И воз­вра­тил он ме­ня на путь ко внеш­ним вра­там свя­ти­ли­ща, об­ра­щён­ным на вос­ток, и они бы­ли за­тво­ре­ны. И ска­зал мне Гос­подь: «Вра­та эти бу­дут за­тво­ре­ны, и не от­во­рят­ся, и ни­кто не прой­дёт че­рез них, ибо Гос­подь, Бог Из­ра­и­лев, прой­дёт че­рез них, и они бу­дут за­тво­ре­ны. По­то­му пра­ви­тель – он ся­дет в них, что­бы вку­сить хлеб пред Гос­по­дом; вой­дёт пу­тём при­тво­ра этих во­рот, и тем же пу­тём вый­дет». И ввёл ме­ня по пу­ти к во­ро­там свя­ти­ли­ща, тем, что к се­ве­ру на­про­тив хра­ма, и я уви­дел: и вот, по­лон сла­вы дом Гос­по­день.

***

ТОЛ­КО­ВА­НИЕ НА ТРЕ­ТЬЮ ПА­РЕ­МИЮ НА ВЕ­ЧЕР­НИ

Тре­тья па­р­имия вклю­ча­ет про­ро­че­ст­во Ие­зе­ки­и­ля о том, что пле­нён­ные иу­деи не толь­ко вер­нут­ся, но и вос­ста­но­вят храм. Про­рок под­роб­но опи­сы­ва­ет ус­т­рой­ст­во бу­ду­ще­го хра­ма и его ос­вя­ще­ние. Оно дол­ж­но про­хо­дить в те­че­ние се­ми дней, а на вось­мой день на жер­т­вен­ни­ке свя­щен­ни­ки дол­ж­ны при­не­с­ти жер­т­ву уже не для ос­вя­ще­ния хра­ма, а что­бы уми­ло­сти­вить Гос­по­да и вы­ра­зить Ему свою бла­го­дар­ность и пре­дан­ность.

Да­лее про­рок го­во­рит о том, что ему был по­ка­зан весь храм, по­с­ле че­го вто­ри­ч­но бы­ло об­ра­ще­но его вни­ма­ние на вос­то­ч­ные вра­та свя­ти­ли­ща. Они бы­ли за­кры­ты. О них ему ска­за­но, что Гос­подь про­шёл ими, и уже ни­кто не дол­жен не толь­ко про­хо­дить ими, но да­же ви­деть их от­кры­ты­ми. Нет ис­к­лю­че­ния ни для ца­ря, ни пер­во­свя­щен­ни­ка. Да­же для вку­ше­ния жер­т­вы пер­во­свя­щен­ник толь­ко по­дой­дет че­рез при­твор («елам» оз­на­ча­ет при­твор или га­ле­рею, это сло­во не пе­ре­ве­ли гре­ки) к вра­там, что­бы по­чув­ст­во­вать се­бя как бы пе­ред ли­цом Бо­га, но че­рез вра­та не прой­дёт. От вос­то­ч­ных врат про­рок был при­ве­ден к се­вер­ным, и от­сю­да ему от­кры­лось ве­ли­че­ст­вен­ное зре­ли­ще сла­вы Бо­жи­ей.

Здесь, по тол­ко­ва­нию бла­жен­но­го Фео­до­ри­та, при­ня­то­му от­ца­ми Цер­к­ви, вни­ма­ние про­ро­ка об­ра­ще­но на вос­то­ч­ные вра­та, ко­то­ры­ми од­на­ж­ды во­шёл Гос­подь в храм. Это сим­вол Бо­го­ма­те­ри, Ко­то­рая как бы от­кры­ла Гос­по­ду дверь в че­ло­ве­че­с­кий мiр. Гос­подь стал Че­ло­ве­ком, а Бо­го­ма­терь по­слу­жи­ла един­ст­вен­но­му и не­по­в­то­ри­мо­му та­ин­ст­ву во­пло­ще­ния и ро­ж­де­ния Его сре­ди лю­дей.

В этот празд­ник здесь в тре­тий раз го­во­рит­ся о си­я­нии сла­вы Бо­жи­ей, что­бы ут­вер­дить в со­з­на­нии ве­ру­ю­щих, го­то­вя­щих­ся к встре­че ве­ли­ко­го празд­ни­ка Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва, ве­ли­чие, бла­гость и ми­лость Бо­жию, бли­зость этой ми­ло­сти и си­лу бла­го­дат­но­го снис­хо­ж­де­ния Гос­по­да к ожи­да­ю­щим Его яв­ле­ния.

Печатается по изданию «Служба Введению во Храм Божией Матери. Всенощное бдение и Литургия с параллельным переводом и изъяснением», общества им. М.Н.Скабаллановича

Православие в Украине

Текст праздничной службы в формате .pdf

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Главные слова праздника Рождества Божией матери

Текст службы Рождеству Божией матери в 2017 году и основные песнопения праздника. Служба Рождеству Божией матери (Великая вечерня, лития, утреня и Литургия) составляет праздничное богослужение. Текст содержит все песнопения и последования праздничной службы. Приводится на церковнославянском языке гражданским шрифтом с ударениями.