Главная / Образование / Воскресный Апостол / Апостол в неделю 29-ю по Пятидесятнице. Новый человек есть произволение по Богу

Апостол в неделю 29-ю по Пятидесятнице. Новый человек есть произволение по Богу

Кол., 257 зач., III, 4–11

4Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.

5Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, 6за которые гнев Божий грядет на сынов противления, 7в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними.

8А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; 9не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его 10и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, 11где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.

В сегодняшнем чтении Апостола говорится о том, что есть два человека – ветхий и новый. характеризует нам как ветхого, так и нового человека. Если не познавший Христа представляет из себя ветхого человека, плотского, то уверовавший – становится носителем также и нового человека, духовного. Апостол призывает нас совлекаться ветхого человека, облекаясь в нового, который обновляется в познании. Ст.10 – облекитесь в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его. Ветхий и новый человек – это не есть исключительно черное или белое состояние души. И в ветхом, и в новом есть много оттенков состояния души, есть своя мера помрачения души или мера её чистоты. Т.е. жизнь души находится в постоянном движении. Мы не будем говорить, как совершается путь познания Христа. Об этом пишется и говорится много, и без знаний этого мы будем слепы в духовной жизни. Важно разуметь не только способ, но и итог своего земного пути к Богу, его завершение. У каждого христианина будет своя конечная остановка в вечности, на которой он сойдет со своим багажом. О нехристианах мы сейчас не говорим. Каждый из нас войдет в вечность со своей мерой познания Бога. Мера близости к Богу у каждого христианина будет своя. И это познание начинается здесь и сейчас, в настоящей жизни.

Читайте также:  Апостол в Неделю 25‑ю по Пятидесятнице. Одно тело и один дух

Многими путями вводит Господь своих чад в Свои райские обители. По числу обителей множатся и пути в них приводящие. Это разнообразие мест посмертного обитания говорит о том, что участь душ за гробом весьма различна. И не только насельников рая, обители столь же многи и в глубинах ада.

Прп. Макарий Великий говорит, что есть много степеней, различий и мер в одном и том же Царствии Божием и в одной и той же геенне. Ибо Бог, каждого награждает по мере веры, но не все они сыны и наследники. Господь, взирая на души, дает по их состоянию: есть меры избыточные и есть меры малые, в самом свете и в самой славе есть разность. Однако не внешними делами определяется участь души, но в сердце человека – там лукавые духи борются с душой, а Бог и ангелы взирают на подвиг внутренней борьбы.

По учению святых  отцов, мера познания Бога здесь, на земле, определит различные ступени и состояния нравственной зрелости там, в раю. Хотя одно, но имеет в себе много различий. В нем есть разные степени обожения, и насельники в отношении добродетелей разнятся, как земля и небо.

Читайте также:  Апостол в Неделю 22‑ю по Пятидесятнице. Начало нового мира

Свое видение жизни за гробом имел просвещенный в созерцании прп. Серафим Саровский (икона). Как и другие св. отцы, он тоже говорит о трех уровнях спасенных. Образно выражаясь, «в будущем веке все разделятся на три разряда». Преподобный именует их своеобразно: «сочетанные, избранные и званные». Первые, сочетанные — составляют чин совершенных. Это те, «которые чистой своей, непрестанной молитвой и делами своими, а через то и всем существом своим сочетаются с Господом; вся жизнь и дыхание их в Боге, и вечно они с Ним будут». Вторые, избранные – это души спасенные, насельники райских обителей, напоминающих небесные монастыри. Участь попавших в третий разряд – званных – хотя и выглядит мрачно, но это тоже одна из обителей спасенных от адских мук, наиболее, видимо, распространенный случай среди спасшихся – здесь нет блаженства, но это все же не ад.  Прп. Серафим говорит о них так:  Эти званные – образ тех, «которым темное место». Дана будет «им только коечка, в одних рубашечках будут, да всегда тосковать станут. Это нерадивые и ленивые», те, которые «общее дело да послушание не берегут и заняты только своими делами. Куда как мрачно и тяжело будет им; будут сидеть все качаясь из стороны в сторону на одном месте», — на этих словах старец Серафим горько заплакал.

Читайте также:  Иуда: зачем из предателя делают героя?

Прп. Силуан Афонский говорит: «кто больше любит Бога на земле, тот в большей славе будет в Царствии, кто больше любит, тот сильнее стремится к Богу,  тот ближе будет к Нему. Каждый будет прославлен в меру любви своей. А кто не любит, тот не желает и не стремится видеть Господа и пребудет вечно во мраке». Св. отцы подчеркивают, что в Царстве Славы каждый будет иметь такую степень обожения, которая будет соответствовать духовному возрастанию в нынешнем веке.

Св.ап.Павел пишет христианам г. Коринфа: «строит ли кто из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, — каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня». Видимо, эти последние и есть те, которых прп. Серафим именует «званными», «которым темное место». Здесь, св.ап. Павел указывает на разные категории спасенных.

Итак, познание Бога и души — вещи тождественные. Это то, что должно развиваться в душе сейчас. Познание Бога есть зрение жизни Божией в себе самом, и эта жизнь Божия есть родина нового человека.

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Апостол в праздник Сретения Господня. "По чину Мелхиседека"

Апостол в праздник Сретения Господня. «По чину Мелхиседека»

Для литургического чтения в праздник Сретения Господня избран такой отрывок из Послания к Евреям, который, даже при внимательном прочтении, весьма сложен для понимания. Образы и аргументация в этом отрывке представляются непривычными. Одна их ключевых фигур Послания к Евреям, фигура Мелхиседека, кажется нам малозначительной. Чей ум пробудится при упоминании этого образа Ветхого Завета, о котором там говорится всего лишь в нескольких строчках? Чье сердце откликнется на сравнение этого далекого Мелхиседека с Самим Спасителем Иисусом Христом?