Главная / Образование / Воскресное Евангелие / Неделя 24-я по Пятидесятнице. Где любовь, там нет двойных стандартов

Неделя 24-я по Пятидесятнице. Где любовь, там нет двойных стандартов

Лк., 53 зач., X, 25–37

Тогда один законник приступил ко Иисусу и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

В это воскресенье евангельское чтение передает беседу Спасителя с представителями иудейской элиты, которые кичились своим знанием Закона и строгим следованием всем его предписаниям.

Читайте также:  Апостолы Петр и Павел: два непохожих апостола

Евангелист Лука – один из 70 апостолов, сообщает, что эта беседа произошла после возвращения учеников ко Христу, когда они рассказывали Ему об успехе своего первого благовестия. Но «мудрые и разумные» законники не воспринимали откровения вечной жизни. Один из них задал Христу вопрос не в простоте и доверии, но с подвохом, «искушая Его» (Лк. 10, 25). постарался убедить надменных мудрецов отказаться от духовного формализма ради спасения своей вечной души. Ибо вопрос законника был задан именно об этом: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк. 10, 25).

Как обычно, Христос ответил не менторским монологом, но вступил в беседу с ученым иудеем, попросив его о том, что тот умел лучше всего, – процитировать : «В законе что написано?» (Лк. 10, 26), подводя к исповеданию главных заповедей Моисеева Закона о любви к Богу (Втор. 6, 5) и к ближнему (Лев. 19, 18). Получив ответ, как написано в Законе, Христос указал, что остается только следовать этим заповедям: «Так поступай, и будешь жить» (Лк. 10, 28).

Но этот ответ не удовлетворил законника, который вместо обличителя таким образом становился глашатаем проповеди Христа. Беседа приобретала нежеланный оборот для иудеев, жаждавших не Божественной мудрости, но улик против Спасителя. И в свое оправдание законник просил Христа о толковании второй : «А кто мой ближний?» (Лк. 10, 29). Он задал вопрос, как будто не ведал ответа на него из текста Священного Писания. Принадлежа к партии знатоков Закона, он не только хорошо знал, но и старался неукоснительно исполнять в точности все . Однако законники признавали, как сейчас говорят, двойные стандарты. Исполнение о прощении и любви к ближнему они считали обязательным только среди определенного круга людей, пребывающих в рамках общины спасения. Так что его вопрос сводился к тому, каковы признаки истинно верующего иудея.

Читайте также:  Поучения в неделю о расслабленном. О наказаниях Божиих

Раскрывая ошибочность этих ограничений, Христос предложил всеобщему вниманию притчу о милосердном самарянине – представителе ненавистного и враждебного иудеям народа Палестины. Но, как повествуется в притче, именно этот иноплеменник оказал необходимую помощь израненному человеку, в то время как иудейский священник и левит прошли мимо страдальца (Лк. 10, 30–34). Будучи служителями храма, они строго соблюдали ритуальную чистоту. Закон, воспрещавший им прикасаться к кровоточащим ранам, трупам и иной нечистоте, оказался для них выше сострадания умирающему.

Завершив рассказ, Спаситель попросил указать ближнего для пострадавшего от разбойников и, вновь получив правильный ответ законника: «Оказавший ему милость», повторил: «Поступай так же» (Лк. 10, 37). Тем самым Христос призвал евангельского законника и всех нас ценить жизнь человека выше формального следования правилам и предписаниям и оказывать помощь каждому, кто в ней нуждается.

Святитель , толкуя эту притчу, проводит параллели между грехопадением Адама, претерпевшего нападение диавола, и бедствием человека, на которого напали разбойники. Действительно, как тело страдает от ран и увечий, так душа человека мучается от грехов и страстей. Святитель говорит о бессилии ветхозаветных Закона и пророков (священника и левита) вызволить человека из глубины грехопадения и о Милосердном Самарянине – Богочеловеке Христе, Который сделал все, чтобы избавить человека от мучительного рабства греху. И теперь у каждого человека есть возможность наследовать жизнь вечную.

Читайте также:  На реках Вавилонских. Неделя о блудном сыне

Притча о милосердном самарянине учит нас быть великодушными и не делить людей на «своих» и «чужих» в делах милосердия. Но узкие принципы иудейских законников продолжают бытовать в человеческом сознании. Так, немецкий философ-материалист Людвиг Фейербах утверждал, что «мера рода есть абсолютная мера, закон и критерий человечества».

Там, где отрицают Христа и евангельское представление о любви, действует гордость, и проявляются элитаризм, расизм, нацизм, иные учения о превосходстве одной части человечества над другой. Когда эти духовно уродливые идеи получают распространение в обществе, сердца людей черствеют и уже не испытывают сочувствия к страданиям других только потому, что те имеют другой цвет кожи, иное социальное развитие или говорят на другом языке. Разделение чуждо христианству, потому что объединил все человечество, стал, по выражению русского философа священника Сергия Булгакова, живым, реальным, индивидуальным, а не абстрактным центром, воссоединяющим и превращающим «человечество в живой духовный организм».

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Неделя 22-я по Пятидесятнице. О вере в помощь Божию

Неделя 24-я по Пятидесятнице. О вере в помощь Божию

Мы получим исцеление только в том случае, если умом прикоснемся к Господу с такой верой, какая была у этой женщины, если будем с дерзновением преодолевать свое неверие и пробиваться сквозь мешающую нам толпу греховных помыслов и всевозможных суетных обстоятельств. Однако ничто не принесет нам пользы, если мы будем делать это без веры, по крайней мере, без понуждения себя к ней. Как не принесло пользы присутствие Спасителя многим и многим людям, окружавшим Его, но не имевшим веры. Спаситель ясно сказал: «Вера твоя спасла тебя».