Главная / Образование / Воскресное Евангелие / Неделя 22-я по Пятидесятнице. Господь не привлекает к Себе насильно

Неделя 22-я по Пятидесятнице. Господь не привлекает к Себе насильно

Лк., 38 зач., VIII, 26–39.

Тогда приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. Когда же вышел Иисус на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни. Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, – потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло. Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся. И просил Его весь Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился. Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедывал по всему городу, что сотворил ему Иисус.

После проповеди в Капернауме Христос переправился на противоположный берег Галилейского озера – в Заиорданье, в пределы Десятиградия, где проживали носители эллинской языческой культуры. Они почитали многих богов, и Христос приходит к ним, чтобы и этот народ услышал слово Евангелия.

Читайте также:  Неделя 29-я по Пятидесятнице. О званых и избранных

Если к еврейскому народу Христос посылал с проповедью апостолов, которые были носителями иудейской культуры, то среди жителей Декаполиса проповедником пришествия Сына Божия стал житель одного из десяти городов – Гадары. До встречи со Христом он долгие годы был одержим демонами. Об этом знали все жители города, потому что его одержимость была весьма агрессивной. Для своей безопасности жители города даже сковывали его цепями, но он рвал их. Он не мог жить среди своих соплеменников, а выбирал безлюдные места. Его жилищем были пещеры, где погребали умерших.

Жители города боялись ходить той дорогой, но Христос отправляется именно по ней, чтобы освободить страдальца от власти злой силы. Встретив его, «повелел нечистому духу выйти из сего человека». Христос и прежде исцелял одержимых, но на этот раз бесы вышли не сразу, а медлили. Они заговорили голосом этого страждущего человека: «Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня» (Лк. 8, 28).

Святитель , комментируя поведение гадаринского бесноватого, говорит: «Тогда как народ почитал Его человеком, бесы исповедовали божество Его». Однако сердца слушавших проповедь Спасителя и видевших Его чудеса людей, даже близких учеников, не вмещали этой истины. Наблюдая явное чудо исцеления бесноватого в капернаумской синагоге, они недоумевали: «Что это значит, что Он со властью и силою повелевает нечистым духам, и они выходят?» (Лк. 4, 36). На этот раз они получили ответ на свой вопрос. Мир духов, пусть и устами падших ангелов, засвидетельствовал божество Сына Человеческого.

Читайте также:  Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном. Нам дан залог Жизни Вечной

Деспотично подчиняя себе человека, демоны признают над собой власть Сына Божия и просят Его, «чтобы не повелел им идти в бездну» (Лк. 8, 31), а разрешил войти в пасущихся неподалеку свиней. Получив разрешение, они вселяются в стадо свиней, «и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло» (Лк. 8, 33). Так свидетели исцеления бесноватого получили видимое удостоверение того, что нечистые духи покинули человека по слову Христа.

Увидев исцеленного, горожане испугались и стали просить Спасителя покинуть их страну. Земное благополучие оказалось для них дороже Истины. Христос, не сказав ни слова, удалился и вернулся в Капернаум. Единственным Его учеником в Гадаринской стране стал исцеленный Им человек, который «пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус» (Лк. 8, 39). Этот житель Декаполиса не знал закона Моисеева, не ведал о пришествии в мир Мессии, но, встретив Его, стал проповедником Его благости.

Привыкая потакать своим страстям, человек ослабляет свою волю и, подобно бесноватому, утрачивает власть над своей жизнью. О таком состоянии пишет апостол Павел: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (. 7, 19–20). Избавиться от этой пагубной зависимости, по словам праведного Иоанна Кронштадтского, можно «только смиреной верой в Господа Иисуса Христа, поправшего силу диавольскую, искренним, глубоким покаянием, молитвой и постом».

Читайте также:  Архимандрит Кирилл (Павлов): О почитании родителей

Не будем пренебрегать этими веками проверенными духовными средствами, чтобы избавиться от действия греха в своем сердце, от проявления его в нашем поведении, в наших отношениях с окружающими. Используя для этого благоприятное время постов, не будем забывать и об однодневных постах в среду и пятницу, когда Церковь еженедельно вспоминает предательство Христа Иудой (среда) и Его страдания и Крестную смерть (пятница).

Помня слова Христа «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21), будем прилагать усилия, чтобы оно явилось в нашем сердце в полную силу, чтобы в нашей жизни царствовал Господь, а не лукавые духи. Архимандрит Тихон (Агриков) в своем слове в Троице-Сергиевой лавре говорил: «Господь никого не привлекает к Себе насильно, но тот, кто пришел к Нему по собственному выбору, тот призывается ответить со всей возможной для него силой любви, возлюбить Господа всем сердцем, всем помышлением, всей крепостью своей, всем существом своим. А если в сердце у тебя иные пристрастия, иные интересы, иная любовь, то Господь тихо отходит».

Пусть же каждый наш приход в храм, каждое слово молитвы, каждое прочитанное слово Евангелия будет для нас глубоко осознанной встречей со Христом, которая, подобно гадаринскому исцеленному, сделает нас свидетелями Его благости, явленной в нашей жизни.

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Неделя 19-я по Пятидесятнице. О любви к врагам

Неделя 19-я по Пятидесятнице. О любви к врагам

Трудна кажется нам заповедь о любви к врагам. Как соблюсти ее, если даже на родных и близких мы часто гневаемся и копим на них обиды? Но исполнение этой трудной заповеди необходимо каждому, кто не хочет быть отлученным от Бога. Если в сердце человека есть хоть капля ненависти, он не имеет права подойти к Чаше Святого Причастия, ибо не соединится с ним Вочеловечившаяся Любовь, Христос Искупитель.