Главная / Образование / Воскресное Евангелие / Неделя 20-я по Пятидесятнице. Семя Жизни Вечной

Неделя 20-я по Пятидесятнице. Семя Жизни Вечной

Лк., 35 зач., VIII, 5–15

Сказал Господь такую притчу: вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
Ученики же Его спросили у Него: что бы значила сия? Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. Вот что значит сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

Евангелист начинает свое повествование словами: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… В Нем была жизнь…» (Ин. 1, 1–4). Это слово жизни сеется в сердца людей, в наши с вами сердца, и только от нас зависит, примем мы его или нет.

Читайте также:  Неделя 18-я по Пятидесятнице. О милосердии Божьем (воскрешение сына наинской вдовы)

Об этом говорится в отрывке Евангелия от Луки (Лк. 8, 5–15), который читается в это воскресенье. Евангелист передает нам рассказанную Христом притчу о сеятеле. Господь рисует перед нами картину, на первый взгляд, обычную: земледелец засеивает поле. Щедрой рукой рассыпает он семена. Но получилось так, что одно «упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его», «иное упало на камень» и, не имя влаги, засохло, «иное упало между тернием», которые заглушили его, «а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод».

Ученики не поняли сказанного Христом и спросили Его о ее значении. Господь ответил: «Вам дано знать тайны Царствия Божия».

Мы тоже ученики Христовы, но понимаем ли мы, о чем говорит нам Христос в этой притче? Отвечая на вопрос учеников, Господь Сам раскрыл ее значение. «Семя есть слово Божие», которое сеет Христос, а земля – это сердце человеческое, куда сеется евангельское слово. Оно по-разному воспринимается людьми в зависимости от их душевного настроения и по-разному действует на них. Оно может волновать или утешать, радовать или смирять, судить и врачевать и, главное, приближать нас к Богу.

Доброе сердце – это та почва, которая готова взрастить семена веры и любви. Злое, жестокое сердце – камень, пыльная, затоптанная дорога, обочина, поросшая сорняками.

Читайте также:  Неделя 18-я по Пятидесятнице. Чудесный лов рыбы

Из притчи мы видим, что труды хлебопашца дали неодинаковый плод. Что-то проросло, что-то засохло, что-то склевали птицы. Под птицами подразумевается диавол, который «уносит слово из сердца» человека, чтобы он не принял Христа в свою жизнь, а значит, и не спасся.

Вот и мы, посещая храм, за каждым богослужением слышим слово Христово – . Перед его чтением произносится: «Премудрость», то есть все сказанное в эту минуту имеет большое значение для каждого присутствующего в храме, а затем слышим: «Вонмем», что означает «будем внимательны». Но как мы воспринимаем эти слова, настраиваемся ли, чтобы, подобно доброй почве, воспринять слово Божие?

Правильному настроению способствует . Поэтому на службе не сразу читается Евангелие, а сначала наше сердце и сознание подготавливаются к его восприятию нашей молитвой. Мы же часто, хотя и стоим в храме, внутренне заняты житейскими проблемами, суетой, мысли наши не обращены к Богу, а витают вне храма. Мы пришли на Литургию и не молимся, мысленно можем решать всякие вопросы, которые кажутся нам важными, а порой просто ждем, когда священник выйдет с чашей, чтобы причаститься Святых Таин. Однако же человек, приходя в храм, должен осознавать, что он предстоит перед Богом, и понимать, что во время чтения Евангелия Сам Христос обращает к нему Свое слово, сеет в его сердце семя благодати.

Читайте также:  Неделя 25-я по Пятидесятнице. О жизни и смерти (о безумном богаче).

История сохранила для нас поучительный пример из жития русского святого XVI века Василия Блаженного. Этот человек удивительный сердечной чистоты однажды показал, что никакие государственные дела или другие важные причины не могут стать оправданием невнимательности и рассеянности при посещении храма и слушании Евангелия.

Однажды в праздник в храм на Литургию пришел царь Иоанн Грозный. В том же храме молился и блаженный , но он не показывался царю, а стоял в стороне. Во время богослужения царь был погружен в мысли о строительстве нового дворца на Воробьевых горах. После богослужения царь проследовал в свои палаты, пришел туда и Блаженный. Увидев его, царь поинтересовался: «Где ты был во время Литургии?». Тот ответил ему: «Я был в храме, а вот ты, хотя в храме стоял, а душой был в ином месте. Я видел, как ты ходил по Воробьевым горам и строил дворец свой там». Эти слова так глубоко поразили царя, что он еще больше стал чтить блаженного.

Случай этот был настолько известен в то время, что его цитировали даже иностранцы в своих книгах по истории Руси.

Чтобы наше сердце приносило добрый плод, мы не должны заглушать его тернием греха. И, как писал оптинский старец Макарий, необходимо «следить за движением своего сердца, низлагать возникающие в нем страсти: гордость, гнев, ярость, осуждение ближних», и тогда мы сможем сделать его способным к восприятию слова Божия, которое обязательно прорастет в нашей душе в Жизнь Вечную.

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Неделя 19-я по Пятидесятнице. О любви к врагам

Неделя 19-я по Пятидесятнице. О любви к врагам

Трудна кажется нам заповедь о любви к врагам. Как соблюсти ее, если даже на родных и близких мы часто гневаемся и копим на них обиды? Но исполнение этой трудной заповеди необходимо каждому, кто не хочет быть отлученным от Бога. Если в сердце человека есть хоть капля ненависти, он не имеет права подойти к Чаше Святого Причастия, ибо не соединится с ним Вочеловечившаяся Любовь, Христос Искупитель.