Главная / Образование / Воскресное Евангелие / Неделя 18-я по Пятидесятнице. Апогей Нагорной проповеди

Неделя 18-я по Пятидесятнице. Апогей Нагорной проповеди

Лк., 26 зач., VI, 31–36

Сказал Господь: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.

Человек, находящийся в пути, сосредотачивает свое внимание на цели, к которой двигается. Очень важны для него и дорожные указатели, которые показывают ему направление и предупреждают об опасностях.

авва Дорофей, живший в VI веке, наглядно показал взаимосвязь любви человека к Богу с его любовью к ближним. Он изобразил мир в виде круга, центр которого есть Бог, а радиусы, идущие от центра, – жизни людей. Чем ближе точки на радиусах к центру, то есть чем ближе человек к Богу, тем ближе они и друг к другу. И наоборот. Если мы ощущаем, что окружающие нас люди находятся «далеко» от нас, не чувствуем любви к ним, значит, мы далеки не только друг от друга, но и от Бога. Наша любовь к Богу зависит от любви к ближнему, а любовь к ближнему проявляется в том, как мы поступаем по отношению к нему, – осуждаем ли, завидуем ли, откликаемся ли на его нужды, готовы ли пожертвовать для него своим временем, потратить свои силы, молимся ли за него, пусть даже он наш недоброжелатель.

Читайте также:  Неделя 7-я по Пасхе. Церковь созидается в единстве

Круг аввы Дорофея

этого воскресного дня открывает нам тайну обретения любви, спасающей человека и делающей его сыном Божиим. Христос говорит: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними… любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым» (Лк. 6, 31, 35).

Эти слова – апогей Нагорной проповеди Спасителя, и чтобы понять ее суть, не нужно иметь аналитический ум или специальное . Нужно только принять их в свое сердце и поступать так, как говорит Христос. Вспомним пример первых русских святых, которых воистину можно назвать сынами Божиими, – страстотерпцев Бориса и Глеба, а также преподобного священномученика Кукшу Печерского, просветителя вятичей. Таким был и преподобный Тихон Медынский, молившийся за своего гонителя князя Василия Ярославича (внука Владимира Храброго) и исцеливший его от недуга.

Но как приступить к выполнению этой Христа в современных условиях, когда на жизненном пути мы сталкиваемся с разными людьми и так трудно явить любовь ко всем?

Читайте также:  1 января - день памяти преподобного Илии Муромца

, разъясняя эту заповедь Христа, показывает путь ее исполнения. Поначалу, по его словам, необходимо «не начинать обиды», то есть не замечать причиненной обиды. Вторая ступень: когда человек почувствовал, что обида причинена, «не воздавать равным злом обидевшему». Это возможно, если мы не будем хранить обиду в своем сердце. Третий шаг на этом пути – «не только не делать обижающему того, что ты потерпел от него, но и оставаться спокойным», то есть не строить в душе планов против него и «не питать к нему ненависти». Четвертое важное условие – отдать обидевшему «более, нежели он хочет взять», т.е. уступить ему и не доказывать, что ты прав. Пятая ступень, очень важная, – полюбить его в своем сердце и, главное, начать «молиться о нем Богу».

В этом путь развития настоящей христианской любви. Подлинная любовь выше человеческой выгоды, она не замыкается в повседневных мотивах человеческого поведения. Да, достичь этого сложно, но только такая любовь является надежным ориентиром в жизни христианина.

Читайте также:  Призыв к новой жизни. Неделя 2-я по Пятидесятнице

Тайна богосыновства раскрывается просто: нужно любить всех людей, как всех любит Господь. Его повеление любить врагов, учит святитель Иоанн Златоуст, «велико и требует мужественной души и великого подвига, но и мзду за исполнение его обещает такую, какой не соединял ни с одною из прежних заповедей (Нагорной проповеди). Он обещает здесь не землю, как кротким, не утешение и помилование, как плачущим и милостивым, но что они будут подобны Богу, насколько это возможно для людей».

Постараемся и мы иметь любовь к каждому, кто рядом с нами, ибо именно любовь определяет нашу жизнь и нас самих – кто мы есть на самом деле. Будем помнить, что без любви мы никто. Только любовь является мерилом, определяющим человека, она свидетельствует, может ли он считать себя христианином. Человек, имеющий любовь, не замечает чужих пороков и неудобств, которые создают ему окружающие люди. Только так можно не сбиться с истинного пути и достичь спасения. Путь любви – это путь победы, будем же стремиться стяжать эту всепрощающую любовь, чтобы стать воистину сынами Божиими.

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Неделя 11-я по Пятидесятнице. Притча о немилосердном должнике

Неделя 11-я по Пятидесятнице. Притча о немилосердном должнике

Большинству из нас кажется, что мы никому не делаем ничего плохого, хотя на самом деле многих окружающих нас людей мы всячески обижаем, доставляем им неприятности, досаждаем им. Мы не видим того, что с нами происходит. Иногда даже мы хотим человеку сказать что-то, как нам кажется, приятное, а человек от наших слов скорбит.