Главная / Библиотека / Статьи / Наследие апостола Луки

Наследие апостола Луки

Апостолом Лукой было написано , заключающее в себе все подробности земной жизни Иисуса Христа. Апостол передал нам в Евангелии виденное и слышанное им самим, а также то, что видели и слышали другие последователи веры Христовой.
Апостол Лука написал и книгу Деяний апостольских, в которой подробно изобразил сошествие Святого Духа на апостолов, их труды и чудеса, а также распространение Евангелия среди неверующих через проповедь апостольскую и устройство первоначальной церкви Христовой на земле. В особенности же подробно поведал о жизни и деяниях апостола Павла.

говорит, что евангелист Лука первый в мире написал образ Божией Матери, держащей на руках Предвечного Младенца, а затем еще две иконы Пресвятой Богородицы и, желая узнать, угодно ли это Богоматери, принес их Ей. , увидав образ свой, изрекла пречистыми устами: «Благодать Родившегося от Меня и Моя да будет с сими иконами».

Евангелист Лука, рассказывая то же предание, написал на досках и образы святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Таким образом, от апостола и евангелиста Луки началось иконописание в мире.

Евангелие от Луки

Это третья книга Нового Завета и третье из четырех канонических Евангелий. Евангелие от Луки – самая длинная книга Нового Завета. Ему предшествуют Евангелия от Матфея и Марка, за ним же следует Евангелие от Иоанна.
Жизнь Христа у Луки излагается преимущественно с исторической стороны, рассказ отличается обстоятельностью и подробностью, приводится большое количество притч Христа. Евангелие от Луки начинается с описания наиболее ранних событий в хронологическом плане, а именно с благовестия Захарии о грядущем рождении Иоанна Крестителя. Прочие же Евангелия начинаются с Рождества Христова или уже с проповеди Иоанна Крестителя.

События же последних дней земной жизни Иисуса занимают сравнительно небольшое место по отношению ко всему объему книги. Евангелие от Луки состоит из 24 глав и заканчивается повествованием о вознесении Христа на небо.
Евангелие от Луки было написано во второй половине I в., приблизительно между 80 и 100 гг. н.э. Если не считать вступления, написанного в классическом стиле, Евангелие от Луки написано разговорным греческим языком (койне). Евангелие это особенно ценится за его литературное изящество, за то, что Иисус изображен в нем в окружении других живых лиц, за сохраненные только в этом Евангелии изречения Иисуса и свидетельства о его деяниях, не упоминаемых в других Евангелиях, и, наконец, за четкую юридическую формулировку обвинений, выдвинутых против Иисуса: «Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем» (23:2).

Лука подчеркивает универсальность Благой Вести и ее открытость для всех людей. Так, к примеру, во время Сретения говорит о Младенце, что тот будет светом для язычников, а во время описания проповеди Иоанна Крестителя только Лука приводит ветхозаветную цитату: «И узрит всякая плоть спасение Божие».
Особое внимание Лука уделяет людям и Божьей любви к ним: Лука, в отличие от других евангелистов, приводит множество притч, сосредоточенных на людях. Особенно автор Евангелия подчеркивает милосердие Божье к кающимся.

Читайте также:  Для чего Христос пришел в мир?

Авторство и время создания книги «Деяния святых апостолов»

В первых же строках книги, обращённой к Феофилу, как и Евангелие от Луки, утверждается, что книга Деяний — продолжение этого Евангелия. Стиль и литературные особенности автора также однозначно свидетельствуют, что Деяния написаны автором Евангелия от Луки. Все древнейшие письменные источники единодушно подтверждают, что автором обеих книг был апостол из числа 70 Лука, упомянутый в Новом Завете в качестве спутников апостола Павла. В Послании к Колоссянам Павел называет его «Лука, врач возлюбленный» (Кол.4:14), в Послании к Филимону апостол перечисляет Луку в числе «сотрудников» (Фил.23:1), а во Втором послании к Тимофею говорит о том, что Лука оставался с ним во время римских уз (2Тим.4:10). Впервые об авторстве Луки упомянуто в Мураториевом каноне (190 год). Об авторстве Луки пишут Ириней Лионский, Климент Александрийский, Евсевий Кесарийский, Тертуллиан, Ориген и другие.

Автор Деяний сам указывает, когда он начинает описывать события как очевидец — в 16-ой главе и далее он употребляет при описании миссионерских путешествий апостола Павла местоимение «мы». Вполне вероятно, что он был обращён во время второго путешествия апостола и стал с того времени его верным спутником. События первой части Деяний, так же как и евангельские события были описаны им со слов апостолов, с которыми он общался.

Некоторые исследователи подвергали сомнению авторство Луки на том основании, что Деяния не несут и следа знакомства автора с посланиями Павла (некоторые из них, а возможно и все, написаны раньше Деяний), что странно для постоянного спутника Павла. Большинство современных библеистов, однако, придерживается традиционной версии об авторстве Луки.

Больше споров вызывает вопрос о времени создания Деяний.

Традиционная версия, которую поддерживает большинство библеистов, относит создание Деяний к 60-м годам I века. В пользу этой версии говорит множество аргументов:

Достаточно внезапный обрыв повествования на прибытии апостола Павла в свидетельствует о том, что автор просто довёл изложение до современного ему момента. Первое пребывание в узах апостола Павла в Риме было в 61-63 годах.
В книге нет упоминания о разрушении Иерусалима, случившегося в 70 году; крепость Антония упоминается как существующая.
О создании Деяний в Риме в начале 60-х годов I века пишут и древние писатели, например Иероним.
Деяния сосредоточены на вопросах, которые были актуальны именно для Церкви 50-60 годов — сосуществование в христианских общинах евреев и крещёных язычников, обязательность соблюдения Моисеевого закона и т. д.
Богословские термины Деяний характерны именно для ранней Церкви. Так, христиане именуются «учениками», термин «народ» употребляется в адрес евреев и т. д.
В Деяниях подчёркивается справедливое и беспристрастное отношение римских властей к христианам (суд над Павлом, мятеж Димитрия). После жестоких гонений на христиан при Нероне христианская литература описывала языческий Рим исключительно в чёрном свете. Так, в Апокалипсисе, написанном в конце I века, языческий Рим представлен в образе «вавилонской блудницы», упоённой кровью святых.
Вторая версия датирует Деяния периодом 70-85 гг. Главным аргументом этой версии является датировка времени создания Евангелия от Луки концом 60-х или 70-ми годами, поскольку Деяния были созданы позже, то время их написания относят на 70-е годы. Обрыв повествования на прибытии Павла в Рим сторонники этой датировки объясняют тем, что целью Луки было показать первоначальное развитие и распространение Церкви, и апостольская проповедь в столице империи логично завершает этот этап. [2]

Читайте также:  Ошибки в церковном воспитании детей

Третья версия о более позднем создании Деяний (90-е года или даже II век) принадлежит т. н. Тюбингенской школе и её основоположнику Бауру, немецкому исследователю первой половины XIX века. [3]. Полностью отвергая традиционный подход, Баур датировал Деяния II веком и отказывал им в какой бы то ни было историчности. Подход тюбингенцев критиковался и отвергался крупными историками-библеистами А. фон Гарнаком, Э. Мейером и А. Викен-хаузером.

Персоналии книги и их судьба

Апостолы и ученики

Лука. Наиболее вероятный автор Деяний. Принял мученическую смерть в Беотии в 80-х годах I века.

Апостол Пётр. Казнён около 64 года в Риме в один день с апостолом Павлом.
(Савл). Его обращение и деятельность подробно описана на страницах Деяний. Согласно церковному преданию после прибытия в Рим был два года в узах, потом отпущен, однако позже вновь взят под стражу и казнён около 64 года в Риме в один день с апостолом Петром.
Апостол Матфий — избрание описано на страницах Деяний. По преданию проповедовал в Причерноморье, затем вернулся в Палестину и был замучен иудеями около 63 года.
Иосия Варнава — обращён в Иерусалиме (4,36). Спутник Павла в первом путешествии. Затем проповедовал на Кипре, где и был убит, согласно преданию, в 61 году.
Диакон Стефан. Христианский первомученик. Смерть описана в 7 главе Деяний.
— один из первых 7 диаконов. Фигурирует в нескольких эпизодах Деяний, в том числе в эпизоде с обращением эфиопского вельможи. Не следует путать его с апостолом Филиппом. По традиции затем стал епископом в одном из малоазийских городов.
Корнилий. Римский сотник. Первый язычник, вошедший в Церковь. О его дальнейшей судьбе практически ничего не известно, по одному из преданий он был епископом в Кесарии.
Иоанн Марк. Автор второго Евангелия. По преданию проповедовал в Египте, где и был убит в 68 году.
Сила. Участвовал в Иерусалимском соборе. Спутник Павла во втором путешествии. Как видно из посланий Петра и Павла, помогал записывать некоторые из них. О дальнейшей судьбе практически ничего не известно.
Тимофей. Обращен Павлом в Ликаонии. Спутник апостола в путешествиях. По преданию, был поставлен Павлом епископом в Ефесе. Ему обращены 1 и 2 послания к Тимофею, входящие в состав Нового Завета. Погиб около 80 года.
Акила и Прискилла. Обращённые иудеи, у которых Павел жил в Коринфе. Сопровождали Павла в Эфес. Упомянуты в посланиях апостола Павла.
Аполлос. Иудей из Александрии, который был наставлен в христианстве в Эфесе Акилой и Прискиллой. Проповедовал в Коринфе. Дальнейшая судьба неизвестна.

Читайте также:  Неделя 7-я по Пятидесятнице. Исцеление двух слепых
Прочие

Царь Ирод Агриппа I — царь Иудеи. Убийца апостола Иакова Зеведеева. Умер на пиру около 44 года. Смерть Ирода описана в 12 главе Деяний и представлена как Божья кара за совершённые им преступления.
Гамалиил — фарисей, член синедриона, выступивший в защиту апостолов (Деяния 5, 34-39). Учитель апостола Павла до обращения апостола в христианство. Был последователем Гиллеля. Очень высоко ценится в еврейской традиции. Согласно Мишне, «после смерти раббана Гамалиила уважение к Торе прекратилось». Несмотря на очевидную из Деяний симпатию к христианам, сведения об обращении в христианство самого Гамалиила носят характер легенды.
Правитель Феликс — римский прокуратор Иудеи в 52 — 60 годах. Судил апостола Павла (Деяния 23-24). В 60 году был смещён, прокуратором стал Порций Фест. Дата смерти неизвестна.
Правитель Порций Фест — римский прокуратор Иудеи в 60 — 62 годах. Именно он принял решение об отправке апостола Павла в Рим на суд кесаря. Дата смерти неизвестна.
Царь Агриппа II — сын Ирода Агриппы I, царь Иудеи. Последний из иудейских царей, воспитанный, однако, в римском духе. На страницах Деяний фигурирует в 25 и 26 главах. Во время Иудейской войны поддерживал римлян против своего же народа. Умер в 93 году.
Первосвященник Анания. Был первосвященником в период с 47 по 59 год. Допрашивал апостола Павла в 23 главе Деяний.
Упомянут у Иосифа Флавия. Был сторонником римлян, растерзан толпой в начале Иудейской войны около 66 года.

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

14 августа начинается Успенский пост

14 августа начинается Успенский пост

14 августа начинается Успенский пост. Он установлен в память Успения Богородицы, один из четырех многодневных постов церковного года. Божия Матерь, готовясь отойти в вечную жизнь, постоянно постилась и молилась. Длительность поста небольшая, всего две недели (с 14 по 27 августа) и завершается праздником Успения. По строгости Успенский пост сообразен Великому.