Главная / Библиотека / Статьи / Мы в это не играем

Мы в это не играем

Наступает хэллоуин, магазины объявляют скидки, на прилавках появляются маски – и нам, православным христианам, приходится решать, как к этому относиться.

Исторически хэллоуин восходит к кельтскому празднику Самайн, знаменовавшему завершение «светлого» времени года и переход к «темному». Скот возвращали с пастбищ, часть закалывали на зиму. Считалось, что в это время стена между обычным и сверхъестественным миром истончается и в мир могут приходить сиды – сверхъестественные существа с той стороны.

Эти существа описываются по-разному – то как поразительно прекрасные, то, напротив, как уродливые и злобные; иногда они отождествляются с неупокоенными духами умерших, которых должно почтить, чтобы избежать с их стороны всяких неприятностей.

Чтобы задобрить пришельцев из другого мира и заручиться их расположением, кельты устраивали празднество и приносили им жертвы. Мы не знаем, были ли во время Самайна жертвы человеческие – но точно знаем, что сами по себе человеческие жертвоприношения у кельтов существовали. Современные археологи раскапывают их святилища – со специальными углублениями для отрезанных голов. Человеческие жертвоприношения упоминаются и римскими авторами – хотя они и сами были язычниками, кельтское обряды производили на них весьма мрачное впечатление. В своих «Записках о галльской войне» Юлий Цезарь пишет: «Все галлы чрезвычайно набожны. Поэтому люди, пораженные тяжкими болезнями, а также проводящие жизнь в войне и в других опасностях, приносят или дают обет принести человеческие жертвы; этим у них заведуют друиды. Именно галлы думают, что бессмертных богов можно умилостивить не иначе, как принесением в жертву за человеческую жизнь также человеческой жизни. У них заведены даже общественные жертвоприношения этого рода. Некоторые племена употребляют для этой цели огромные чучела, сделанные из прутьев, члены которых они наполняют живыми людьми; они поджигают их снизу, и люди сгорают в пламени».

Читайте также:  Завет святителя Феофана Затворника

По мере христианизации кельтских народов Самайн был отчасти вытеснен праздновавшимся в то же время днем Всех святых, языческие элементы в нем смягчились, и он приобрел свое текущее название «Halloween» – от «All Hallows’ Eve» или «All Saints’ Eve» – канун дня Всех святых.

Ирландские и шотландские иммигранты привезли этот праздник в США, где он приобрел большую популярность, не в последнюю очередь из-за коммерческого интереса производителей маскарадных костюмов, светильников-тыкв и прочей атрибутики.

Со временем в праздновании хэллоуина оставалось всё меньше от его языческого прошлого, и его можно было бы сравнить с чем-то вроде нашей масленицы – в которой смутно угадываются какие-то дохристианские элементы, но совершенно уже стертые и вытесненные новым содержанием.

Но начиная примерно с последней четверти XX века в тех же США и Великобритании происходит активное возрождение язычества – а интерес к оккультизму и в этих странах, и, увы, повсеместно никогда и не угасал. Тот же ритуал с «плетеным человеком» (разумеется, теперь без человеческих жертв внутри) проводят современные неоязыческие группы, хэллоуин – важный и знаковый день для тех, кто ищет «возродить древнюю мудрость».

Читайте также:  О реальности библейских событий: Священное Писание и археология. Часть 1. Хронологическая проблема Ветхого Завета

Конечно, большинство из тех, кто празднует хэллоуин, и не помышляют о жертвоприношениях духам и вообще видят в колдовском и оккультном антураже праздника не больше чем веселое развлечение. Они просто не верят в реальность тех падших духов, которых пытались задобрить несчастные язычники.
Однако христианам лучше уклоняться от подобного рода веселья – по ряду причин.

Христианин не может – даже в шутливом и игровом контексте – ассоциировать себя с духовными силами зла. Приведу аналогию. Несколько лет назад один из членов английской королевской семьи, принц Гарри, явился на какой-то вечеринке в нацистской форме. Всем было ясно, что Гарри никакой не нацист и нацизму никак не симпатизирует, а просто все выряжались кто во что горазд, вот ему и показалось забавным нарядиться нацистским офицером. Тем не менее, поступок принца вызвал всеобщее возмущение, ему пришлось извиняться – потому что английскому принцу, да и порядочному человеку вообще, неприлично наряжаться в нацистскую форму.
Христианину еще более неприлично наряжаться колдуном, ведьмой или чертом.

Читайте также:  Педагогический смысл иллюстрирования книг детьми

Другая причина – мы не можем провести грань, когда шутливый и игровой интерес к потустороннему переходит во вполне реальное увлечение оккультизмом и некромантией. Несерьезный и игровой характер праздника может быть своего рода туманом или дымовой завесой, в глубине которой скрывается нечто гораздо более серьезное. Да, вероятно, большинство людей, вступивших в туман, до этого не дойдет – но эта сердцевина, этот более глубокий оккультный слой там есть.

Сталкиваясь с нашими ближними, празднующими хэллоуин, нам стоит проявлять миссионерскую мудрость и не начинать разговор с критики и упреков – которые людям, часто абсолютно незнакомым с православной верой, могут показаться совершенно непонятными. Но мягко уклоняться от такого рода празднеств – это тоже христианское свидетельство миру. Есть вещи, в которые мы не играем, – даже если все уверены, что это только игра.

Православие.RU

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

К 1 сентября: церковные писатели об образовании и воспитании

К 1 сентября: церковные писатели об образовании и воспитании

1 сентября – начало учебного года. Как приучить ребенка учиться? Что делать, если твой воспитанник недостаточно усерден? Ради чего учиться? Как преодолеть конфликты между детьми и родителями? Об этом – наша подборка цитат из творений церковных писателей.