Главная / Образование / Воскресное Евангелие / Неделя 16-я по Пятидесятнице, по Воздвижении. Крест и таланты

Неделя 16-я по Пятидесятнице, по Воздвижении. Крест и таланты

Мф., 105 зач., XXV, 14–30

Сказал Господь такую притчу: один человек, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

В эти дни мы вспоминаем событие обретения Креста Господня, и в нынешний воскресный день Церковь предлагает нам поразмыслить над словами Спасителя о необходимости для каждого человека подвига крестоношения, чтобы спастись.

Читайте также:  Неделя святых жен-мироносиц

В беседе Христос раскрывает ученикам цель Своего пришествия в мир – человека через крестные страдания. Но не понимают, для чего их Учитель должен умереть и притом страшной смертью на кресте. Петр стал отговаривать Его, но Христос запретил ему, и, «подозвав с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34).

У человека нет другого пути для освобождения от греха и обретения вечности, как несение своего креста и следование за Христом. Вечность открывается только через подвиг крестоношения. И чем дальше человек отходит от Бога, тем тяжелее становится возвращение к Нему. Принимая грех в свое сердце, человек неизбежно теряет свою душу и удаляется от Бога.

За свободу нашей души заплачена самая высокая цена – Крестная смерть Сына Божия. Он дал нам возможность избежать участи падших духов и научил глаголам вечной жизни (см. Ин. 6, 68). Но как узнать, правильно ли мы выполняем их?

Читайте также:  Четвертая неделя Великого поста. Об исцелении бесноватого отрока

Следование Христовым заповедям требует самоотвержения – отказа от потакания не только прихотям своей плоти, но и недобрым привычкам души. «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее», – говорит (Мк. 8, 35). Душа должна преодолеть свое несоответствие Христу и Его Евангелию, чтобы воспринять и удержать вечную жизнь. Как пишет апостол Павел, надо «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом… и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4, 22–24).

Полностью очиститься от неправды и облечься в праведность можно лишь одним путем – несением креста, искоренением всего, что противно Правде Божией. Свой крест есть у каждого христианина. Он создается собственным внутренним несовершенством, а также внешними обстоятельствами, отношениями с окружающими людьми. Наша профессиональная деятельность, положение в обществе, семье, коллективе – все, что определяет наши обязанности и связывает нас с окружающими людьми, требуя отказа от своего эгоизма ради блага ближнего, все это составляет наш личный крест. Его надо принять, а значит, не роптать, не отчаиваться, не унывать и не смущаться, потому что крест всегда дается по силам.

Несение же креста – это любовь к Богу и любовь к ближнему, как к самому себе. Для этого каждый человек наделен особыми дарами. О необходимости их использования и развития говорится в евангельской притче о талантах (см. Мф. 25, 14–30), которую также читают в этот воскресный день за Литургией. Наименование античной денежной единицы «талант» давно стало нарицательным, обозначая врожденное дарование человека. Все люди одарены Богом в разной степени, но каждый человек несет ответственность перед Творцом за то, как он использовал свой талант.

Читайте также:  Неделя 28-я по Пятидесятнице. Нам не хватает умения благодарить

Притча побуждает «не зарывать свой талант в землю», а «отдать» его окружающим людям. Господь говорит, что Сам будет действовать в человеке, если он применит свой талант на благо ближним, послужит спасению других людей. Именно в этом контексте толкует эту притчу : «Царь говорит: «Надлежало тебе отдать», а истребование предоставить мне. «Я, придя, получил бы мое с прибылью», – разумея прибыток проповеди – явление дел». Самый главный талант каждого человека – это способность жертвенно любить ближнего, не ожидая от него никакого прибытка себе. В этом заключена центральная мысль притчи.

Невозможно, не переступив через свое самолюбие, прожить добродетельную жизнь. Скрытый в земле талант можно сравнить с пребыванием в душном подземелье пушкинского скупого рыцаря – воплощения крайнего проявления эгоизма. Если человек утаит свой дар, он не только будет бесполезен другим, но духовная скупость осудит его самого на вечную муку. В будущем веке «торговля» прекратится, и тогда «всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Мф. 25, 29).

Осознавая значение своего личного креста, будем с радостью нести его, вкладывая свои духовные таланты в преумножение любви Божией к человеку, и Господь не оставит нас без Своей помощи.

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Неделя 8-я по Пятидесятнице. Насыщение народа пятью хлебами

Неделя 8-я по Пятидесятнице. Насыщение народа пятью хлебами

Чем проще с виду евангельская история, тем она сложнее по внутреннему смыслу. Каждая деталь имеет смысл и свое истолкование. Но что нам важнее всего помнить для нашего собственного спасения? Мы должны понимать, что когда нам либо прямо, либо косвенно внушается мысль, что сейчас нельзя жить так, как жили святые отцы; что сейчас невозможно держаться святоотеческих канонов, которые, например, говорят о чистоте веры - мы не должны этому верить.