Главная / Образование / Воскресное Евангелие / Неделя 13-я по Пятидесятнице. Два ответа

Неделя 13-я по Пятидесятнице. Два ответа

Мф., 87 зач., XXI,, 33– 42
Сказал Господь такую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?

Ветхозаветный Иезекииль, живший за шесть веков до Пришествия Христа, рассказывает о своем видении. «Слава Господа вошла в храм… – передает , – и наполнила весь храм. И я слышал… говорящего мне из храма: сын человеческий! это место престола Моего и место стопам ног Моих, где Я буду жить среди сынов Израилевых» (Иез. 43,4–7). Эту библейскую цитату можно связать с отрывком из Евангелия, который читается за Божественной литургией в этот воскресный день.
Апостол Матфей сообщает нам, что перед Своими страданиями Христос пришел в храм и там учил . В это время «приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?» (Мф. 21, 23).

Читайте также:  Неделя о блудном сыне. Я согрешил против неба и пред тобою…

Иисус же задает им встречный вопрос: «Крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков?». Те побоялись отвечать, потому что рассуждали между собой: «Если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему? а если сказать: от человеков, – боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка» (Мф. 21, 25–26). Христос им также не ответил, а рассказал притчу о Домовладыке (Мф. 21,33–41), «который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился».

Все толкователи этой евангельской притчи под Домовладыкой понимают Бога, Который после грехопадения Адама, сделав все возможное для спасения человеческого рода, отдал дивный Божий виноградник в руки самих людей.

Далее Христос говорит, что, «когда приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды». Под плодами следует понимать состояние души человека, постоянную ее устремленность к очищению от греха и совершению добрых дел.

Но рабы, посланные за плодами, одни были побиты, а другие даже убиты виноградарями. То есть виноградари не захотели отдавать положенное хозяину, а пожелали, чтобы собранные плоды виноградника принадлежали им самим. Как говорил Христос, те, кто стоял в управлении народом, – книжники и фарисеи, не прилагали усилий для своего духовного развития, чтобы войти в Царство Небесное, и хотящих туда войти тоже не допускали (Мф. 23, 13).

Читайте также:  Неделя 17-я по Пятидесятнице. Господь побуждает нас к действию

Видя такую ситуацию, хозяин «послал к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили».
Гордыня, жаждущая любоначалия, безраздельно овладевает всем человеком. Эгоизм, самолюбие требуют приношения плодов только себе. Как далеко заведут человечество эти страсти? Ответ дается в притче – иудеи, не вразумившись трагедией пророков, были готовы на богоубийство: «Схватив его, вывели вон из виноградника и убили».
Христос задает слушателям вопрос: «Когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?». Последовало два ответа.

Простодушный народ ответил: «Злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды». А «виноградари» – первосвященники и фарисеи, поняли, что о них Он сказал эту притчу, и, услышав ответ народа, сказали: «Да не будет! – передает евангелист Лука. – И искали… первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа» (Лк. 20, 16, 19). Совершилось самоосуждение человеческой гордыни, возжелавшей божеского достоинства без Бога и рукотворного человеческого рая на земле (см. Быт. 3, 5).

, комментируя эту притчу, говорит: «Ни народ, ни слова Христа не вразумили иудеев; они не устыдились ни свидетельства пророков, ни собственного своего приговора, ни мнения народного. Так совершенно ослепило их любоначалие, тщеславие и привязанность к временному!».
«Виноградари», ослепленные самолюбованием, так и не увидели в храме Господа славы, не смогли расположить свое сердце к принятию истины. Спросим же себя, а каково духовное состояние учеников Христовых в XXI веке, спешат ли они на встречу с Богом в храм?

Читайте также:  Неделя 26-я по Пятидесятнице. Беседа об освящении дня Господня.

Святитель Филарет Московский, видя охлаждение к храму своих современников, взывал: «, если вожделенно для тебя состояние веры, если драгоценно уверение, что ты на пути духа, то поставь себя со всею строгостию в сие Божественное испытание: видишь ли ты славу Божию, ощущаешь ли присутствие Божие в храме?».
Если святитель Христов был так обеспокоен состоянием народа еще в первой половине XIX века, то что же говорить о нашем нынешнем духовном состоянии? Слышим ли мы Господа, когда приходим в храм, и ходим ли мы в храм вообще, участвуем ли в Таинствах Церкви, молимся ли дома, читаем ли ? А ведь без этого нельзя вырастить добрые плоды в своей душе. Без связи с Богом и постоянной устремленности к Нему душа человека становится духовно безжизненной. Молитва оживотворяет ее, дает ей жизненные силы, ибо она – наша беседа с Богом, а – это слово Христово, обращенное к нам. Оно «живо и действенно», как жив Сам Христос.

Церковь Божия – виноградник Христов, посредством молитвы и участия в церковных Таинствах вводящий верующих в Небесный , где «храмом» будет Сам Господь (Откр. 21, 22).

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Синаксарь в неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания

Синаксарь в неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания

В этот день мы творим воспоминание изгнания первозданного Адама из рая сладости, которое наши божественные отцы установили прежде (начала) святой Четыредесятницы, показывая этим, насколько полезно человеческому естеству лекарство поста и насколько, напротив, отвратительны последствия сластолюбия и непослушания. Итак, отцы, оставив повествования относительно случившегося в мире из-за этих страстей, как бесчисленные, представляют нам первозданного Адама, ясно показывая, насколько жестоко он пострадал оттого, что не постился, привнеся тем (смерть) в наше естество, и как он не сохранил первой святой Божией заповеди людям — о посте и, послушавшись чрева, а вернее, коварного змия через Еву, не только не стал богом, но и навлек смерть, и принес погибель всему роду (человеческому).