Главная / Образование / Воскресное Евангелие / Неделя 8-я по Пятидесятнице. Педагогика веры

Неделя 8-я по Пятидесятнице. Педагогика веры

Мф., 58 зач., 14, 14–22
И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их. Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти , чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. Он сказал: принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей. И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит .

По городам и весям Иудеи разнеслась весть – Ирод усек главу пророку Иоанну Крестителю. Христос, узнав об этом, «удалился в пустынное место» на молитву. Но народ «пошел за Ним из городов пешком» (Мф. 14, 13).

Почему евангелист сообщает такую, казалось бы, излишнюю подробность, что народ пошел пешком? Это может показаться мелочью, ненужной детализацией события. Однако указание апостола очень важно, ведь оно показывает веру людей. Для верующего человека нет ничего ценней, чем прийти к Богу, не потерять связи с Ним, следовать за Ним везде, какие бы трудности ни встречались на этом пути, если бы даже предстояло умереть.

Читайте также:  Неделя 25-я по Пятидесятнице. Богатство земное и сокровище небесное

Вспомним слова апостола Павла: «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Флп. 1, 21). Или обратимся к примеру новомучеников прошлого века, которые шли за Христом, несмотря на угрозы властей, и не боялись ни Гулага, ни смерти. И в отрывке из Евангелия, который читается в храмах в нынешнее воскресенье, говорится о том, что народ, хотя и знал, что Иоанна Крестителя арестовали и казнили, не побоялся и пошел за Христом. Святитель говорит: «Привязанный к Нему народ не оставляет Его, а следует за Ним; и происшествие с Иоанном не устрашало Его. Такова любовь! Она все побеждает и устраняет трудности».

Иисус же «увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их», – продолжает повествование евангелист. Милосердие Божие велико. Христос увидел веру этих людей, которые проделали большой путь, оставив все свои дела, и пришли к Нему, потому что чувствовали потребность в Его помощи. В этот момент Он исцелял всех больных, не спрашивая их о вере. Это еще один урок нам, сегодняшним христианам: мы должны не просто заходить в храм или по привычке становиться на молитву дома, но постоянно чувствовать потребность в Божественном участии в нашей жизни. Тогда мы получим просимое, или Господь устроит так, как нам будет полезно.

Читайте также:  Молитва: исповедание грехов

Весь этот день Христос проводит с народом. Какое же счастье выпало этим людям – быть с Учителем и внимать Его слову! Этому примеру должны следовать современные пастыри – им нужно чаще общаться с народом. Сегодня народ Божий также нуждается в живом слове, добром наставлении и любви со стороны тех, кто поставлен вести его ко Христу.

Но на этом в евангельском чтении этого дня повествование о милосердии Христовом не заканчивается. Христос исцеляет больных, целый день учит людей, но Он хочет, чтобы каждый человек почувствовал Его милость и заботу. И вот, когда настает вечер, и ученики Его говорят, что нужно отпустить народ в селения для поиска пищи, Он отвечает им: «Не нужно им идти, вы дайте им есть» (Мф. 14, 16).

Апостолы не понимают, как это можно сделать, ведь чудо – за гранью их возможностей. К тому же некоторая душевная усталость, вызванная постоянным лицезрением чудес Христовых, вызывает у них механическое восприятие дел Божественного Учителя. Поэтому они говорят Ему: «У нас здесь только пять хлебов и две рыбы» (Мф. 14, 17). Даже на восприимчивой к слову Божию ниве (в среде ближайших учеников) семена веры с трудом пробиваются сквозь корку неверия очерствевшей от греха человеческой души.

Тогда Христос просит учеников принести все, что у них есть. Они приносят пять хлебов и две рыбы, и Он, взяв их, «воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных, а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей» (Мф. 14, 19–21).

Читайте также:  Неделя 20-я по Пятидесятнице. О воскрешении сына наинской вдовы

Чудо насыщения пяти тысяч на берегу Галилейского озера – Христова педагогика по научению вере, упованию на Бога, преодолению своей косности.

Святитель Иоанн Златоуст так толкует это событие: «Они видели неоднократно примеры других чудес, а такого чуда еще не видели. Итак, взяв, преломил и раздавал чрез учеников… чтобы, когда совершится чудо, они не остались в неверии и не забыли о бывшем, когда собственные их руки будут свидетельствовать о том. Для той же цели и народу дает сперва испытать чувство голода; для той же цели выжидает, чтобы ученики пришли и просили, чрез них же рассаживает народ, чрез них же раздает хлеб, желая, чтобы каждый предрасположен был к чуду собственным сознанием и опытом».

Вера возрастает в сердце каждого христианина при неустанном приобретении благого опыта исполнения заповедей Христовых. Так достигается осознание своей немощи и необходимости молитвы – смиренномудрие, та самая «нищета духа», вводящая в Царство Небесное.

Вера научает нас истинной любви. «Вы дайте им есть», – глаголет Господь. Будем же всегда, по примеру, показанному Христом в чуде насыщения, просить милости Божией нам и нашим ближним.

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Неделя 24-я по Пятидесятнице. Исцеление согбенной женщины

Неделя 27-я по Пятидесятнице. Исцеление согбенной женщины

Святыми угодными Богу делами являются забота о спасении своей души, молитва в храме Божием и дома, изучение Закона Божия, просвещение ума и сердца полезными познаниями, чтение Священного Писания и других душеполезных книг, благочестивые разговоры и размышления, помощь ближним, посещение больных и заключенных в темнице, утешение печальных и другие добрые дела.